Сценарий урока "Как зимой помочь птицам?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Афанасова Лариса Алексеевна

А. А. Плешаков ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 класс
УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Как зимой помочь птицам?"64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: КАК ЗИМОЙ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ?

Цели деятельности учителя: познакомить с признаками живого и условиями, необходимыми  для жизни организмов, заботой о зимующих птицах; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе; изготавливать простейшие кормушки и подбирать корм для птиц; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметны:  овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использовать различные способы поиска (в справочниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать  речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование целостного, социально ориентированного  взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать  собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах, зимующих в наших краях; логические –осуществление  поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного  жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

                                                   

Сценарий урока.

  1. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней. 

-Здравствуйте ребята! Посмотрите, сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости.

Обернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки. И мы начинаем урок.

а)        Подготовка рабочего места.

б)        Повторение изученного материала.

- Ребята, какое время года сейчас идет?

Демонстрации презентации 1-2cлайды.

   Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу.

  Зима - трудный период в жизни зимующих животных.

 Мы знаем, что зимних месяцев три: декабрь, январь, февраль.

Декабрь - “ветрозим” полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь - “студень”. Самый холодный ветряной месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - “лютый”, “снежинь”.

Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Говорят: Вьюга да метели под февраль прилетели.

(Молодцы, похвала детей ) Все очень хорошо и подробно рассказали.

  1. Cамоопределение к деятельности.  Демонстрации презентации 3cлайд.

Чтение учениками отрывка из произведения В. Чаплиной “Лесная кормушка”: 

Слава ходил в лес всегда одной и той же дорожкой. У него здесь были свои друзья, и он сразу после школы… приходил их кормить. Кормушку для птиц Слава смастерил сам. Сделал её очень просто: взял от ящика донышко, укрепил в развилке дерева, а чтобы еду не засыпало снегом, устроил из фанеры крышу. Хорошая получилась для птиц столовая... Первыми появлялись всегда синицы. Стоило Славе посвистеть, как они уже тут как тут. Следом прилетал поползень... Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку семечки. Выхватывал их прямо из рук мальчика и стремительно улетал с добычей. Затем запихивал семечки в расщелину дерева или в щёлку коры и опять спешил к Славе. Такая доверчивость Славе нравилась: уж очень было приятно чувствовать на своей руке птицу. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами... Синицы больше всего любили сало. Они сразу слетались к нему, но клевали всегда по очереди, так же по очереди брали они и семечки. Зато свиристели и снегири опускались к разложенным для них гроздьям рябины стайкой. Снегири клевали рябину не спеша, семена съедали, а мякоть выбрасывали, не то, что хохлатые свиристели: те глотали ягоды торопливо, целиком, потом сразу срывались с дерева и улетали.

...Наступил февраль с его вьюгами, метелями, морозами. Слава знал, что в этом месяце птицам приходится особенно трудно. Давно обклевали они те семена, что оставались с осени на деревьях и на кустах. Да и с земли, покрытой глубоким снегом, трудно достать еду. Голодно в этом месяце птицам, а голодной птице морозный день — это смерть. Вот почему Слава даже в непогоду шёл кормить своих питомцев.

     Но однажды с самого утра была такая вьюга, что нечего было и думать идти в лес. Вьюжило весь день, и лишь к вечеру стихло. Ночь была ясная, звёздная, а утром термометр показывал минус 36 градусов… В доме было тепло и уютно. “Вот здорово, что мороз!” — подумал Слава… и вдруг вспомнил: вчера вьюга, сегодня мороз, а как же там они... птицы? Он здесь в тепле, сытый, а они... Слава взял лыжи, пакет с кормом и решительно вышел из дома.

    Будто вымерло всё живое в лесу... Попрятались птицы от леденящего ветра и холода. Только деревья трещат от мороза. Спешит, спешит Слава, и чем ближе, тем беспокойней у него на душе. Вот и… кормушка... Но не встретили птицы своего друга. С трудом шевеля непослушными от мороза губами, стал сзывать их Слава свистом. Долго, очень долго никто не отзывался на свист мальчика, потом прилетела одна синичка... другая... ещё две. Они были какие-то взъерошенные, сразу бросились к салу и стали его жадно клевать... Слава ждал поползня, но его любимец всё не появлялся. Уже не было сил больше ждать, от мороза перехватывало дыхание. Окоченевшими руками он высыпал в кормушку остатки корма, повернулся, чтобы идти к дому, и... что это? В стороне от дерева, будто сорванный листочек, распласталось на снегу что-то маленькое, бурое... Это был поползень. Слава бросился к нему, поднял, прижал к себе, старался согреть дыханием неподвижное тельце. Неужели погиб? И вдруг он почувствовал, как поползень чуть трепыхнулся. Жив! Скорей, скорей домой! Скорей к спасительному теплу!..

-Что узнали из рассказа о птицах? Что сделал Слава? Что вы можете сказать о мальчике? (Ответы детей).

-Предположите, о чём будет урок?

-Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь

Упражнение «Берегите зрение»

Объяснение нового материала.

Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об условиях, необходимых для жизни птицах, зимующих в наших краях; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

-Прочитайте тему урока в учебнике с.74.

-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим на уроке? (Ответы детей).

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя.

-Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.

2. Работа с учебником.

-Ребята, вспомните, каких птиц вы зимой? (Ответы детей). Рассмотрите птиц в учебнике на рисунке с.74, прочитайте их названия. Подумайте, по каким признакам их можно узнать. (Ответы детей).

3. Работа с интерактивным пособием.

4. Работа в тетради.

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Дети выполняют задания в рабочей тетради с.52.

№1 (соединить линиями рисунки птиц с их названиями)

№2 (раскрасить птиц, закрасить кружки возле тех птиц, которых доводилось видеть в природе).

V. Физкультминутка.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнение на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Учитель называет птицу, если птица перелётная - ученики хлопают в ладоши, если птица зимующая - ученики приседают.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Беседа.

У. Послушайте стихи и подумайте, как живётся птицам, оставшимся зимовать.

Дети читают отрывки из стихотворений С. Есенина и Н. Рубцова:

1.  ...Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней...

2. Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны,
И от холода нет обороны.

Ответы детей. ( Птицам зимой трудно, голодно.)

- Отгадайте загадку. 

Демонстрации презентации 4cлайд.

Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
(Кормушка)

Ученик читает стихотворение А. Чепурова.

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.

- Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?

- Сделать кормушки и подкармливать птиц.

Продолжение демонстрации презентации 5cлайд.

- Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике с.74 и на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).

2. Практическая работа в парах

Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц”.

- Прочитайте задание в учебнике с.75. Какие задания практической работы вы будете сейчас выполнять?

-Сегодня на уроке мы изготовим кормушку и поучимся подбирать корм.

Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции в рабочей тетради № 3 с.53.

3. Беседа, работа по учебнику.

-Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? 

-Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку. 

-Любой ли корм можно давать птицам? Прочитайте текст в учебнике с.75. Какой корм подходит для птиц? (Ответы детей).

- Рассмотрите рисунок  на с.75. Какие птицы на нём изображены? На каком дереве сидят дрозды-рябинники? Как вы думаете, почему эти птицы получили такое название? Чем является рябина для птиц? (Природной столовой).

Чтение вывода с.75 учебника.

VII. Итог. РЕФЛЕКСИЯ.

1. Ответы на вопросы учебника в рамке с. 75.

2. Работа с электронным приложением к учебнику на интерактивной доске.

Учащиеся по очереди выполняют задания:

 А). Какие птицы прилетают зимой к кормушке? Определите птиц, которые могут прилететь к вашей кормушке. 

Б). Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.

-Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке? Послушайте задачу в стихах и постарайтесь её решить:

Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Семечек, зерён в неё положили.
Гости себя не заставили ждать, -
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей.

(Ответы детей)

-Кормушки, которые вы изготовили на уроке, надо вместе с взрослыми повесить на деревья и всю зиму добавлять в них корм.

3.Рефлексия.

 Мне было интересно…

Сегодня я узнал…

Было трудно…

У меня получилось…

Теперь я умею…

Меня удивило…

VIII. Материально-техническое обеспечение урока:

1.Оборудование.

                    Компьютер, медиапроектор, презентация на тему «Зима», электронное приложение к учебнику (А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс .

2. Литература.

1)Максимова Т.Н. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к  УМК  А.А. Плешакова.

2)Елена Тихомирова: Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир": 1 класс.

3)Система уроков по учебнику А.А. Плешакова. Окружающий мир. 1 класс. Автор-составитель Н.Н. Черноиванова.

4) А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир, 1 класс. "Как зимой помочь птицам?"

Тип урока: изучение нового материала.Технологии: информационно-коммуникационная, личностноориетированнаяФорма проведения: групповая, индивидуальная.Оборудование: медиа - проектор, ноутбук, запис...

Как зимой помочь птицам?

Яркая презентация с фотографиями и материалом о зимующих птицах вызывает познавательный интерес у детей. Материал можно использовать для оформления уголка природы....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

Как зимой помочь птицам?

Конспект урока по Окружающему миру.Тема:  Как зимой помочь птицам?...

Как зимой помочь птицам?

Презентация к уроку...

Конспект урока"Окружающий мир"1классТема:"Как зимой помочь птицам"

Знакомство детей с зимними изменениями в природе,учить детей сравнивать природные объекты,дать представления о зимующих птицах,развивать умение работать с книгой,воспитывать любовь и бережное отношени...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....