«Воздействие человека на окружающую среду» (экологические проблемы)
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Решня Вера Николаевна

 

Урок направлен на  формирование экологической грамотности младшего школьника

Задачи:

  1. Формировать умение учащихся устанавливать связь между деятельностью человека, неживой и живой природой; расширять кругозор учащихся и общие представления об окружающем мире; выявлять экологические проблемы; устанавливать правила поведения на основе изученных правил безопасного поведения
  2. Активизировать учебный процесс через использование ЭОР; способствовать развитию познавательной активности учащихся, памяти, наблюдательности, творческого воображения, образного мышления, речи через использование занимательного ма­териала, межпредметных связей; развитие коммуникативных навыков через беседу, работу в группах.
  3. Воспитывать соблюдение правил безопасного поведения в доме, на дорогах, в лесу, на водоёмах; бережное отношение к природе, стремление не только знать, но и охранять хрупкий мир рас­тений и животных

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

 Решня Вера Николаевна

Урок окружающего мира в 1 классе

(Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: Часть 2.) Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Тема урока:  «Воздействие человека на окружающую среду»

                                       (экологические проблемы)

Цель: формирование экологической грамотности младшего школьника

Задачи:

  1. Формировать умение учащихся устанавливать связь между деятельностью человека, неживой и живой природой; расширять кругозор учащихся и общие представления об окружающем мире; выявлять экологические проблемы; устанавливать правила поведения на основе изученных правил безопасного поведения
  2. Активизировать учебный процесс через использование ЭОР; способствовать развитию познавательной активности учащихся, памяти, наблюдательности, творческого воображения, образного мышления, речи через использование занимательного материала, межпредметных связей; развитие коммуникативных навыков через беседу, работу в группах.
  3. Воспитывать соблюдение правил безопасного поведения в доме, на дорогах, в лесу, на водоёмах; бережное отношение к природе, стремление не только знать, но и охранять хрупкий мир растений и животных

Планируемые результаты (УУД)

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении

Регулятивные: принимать и сохранять  учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнять учебные действия в устной и письменной речи

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные: принимать участие в работе группами; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению

Предметные: Понимать взаимозависимость деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком

Активизировать понятия: «природа», «живая/неживая природа», «растения», «группы растений».

Средства наглядности.

У учителя: ЭОР, учебник, задания для работы в группах, «Дерево радости».

                   Выставка полезных поделок из пластиковых бутылок.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, набор разноцветных кружков,

Ход урока

  1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Доброе утро! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Наблюдение за погодой:

СЛАЙД 1. - А начнём мы наш урок с упражнения «Погода».

- Какой сегодня день недели?

-Какое число и месяц?

-Какое состояние неба?

-Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

  1. Актуализация знаний через создание коллизии

- Вы очень наблюдательны. Молодцы!  Об объектах какой природы мы говорили? (Об объектах неживой природы)

- А что вы можете сказать о состоянии живой природы? (Почки на деревьях набухли.  Показалась травка. Утром слышал щебет птиц, они уже начали вить гнёзда и т.д.)

- Когда мы говорим о своих наблюдениях, то улыбаемся, потому что вспоминаем приятные моменты, связанные с природой.  Но всегда ли приятны эти воспоминания? 

  1. Введение в тему.

Слайд 2-8. У: - Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.

Раньше Земля не знала такого

Банки, бутылки везде не бросали

В реку отходы и нефть не сливали

Трубы заводов так не дымили

Не было столько автомобилей

Столько лесов не вырубали

И зверей в лесах не уничтожали.

Нет в лесах теперь зверей,

Человек ведь всех главней!

Высказывания детей по проблеме. Определение темы и задач урока.

У. - Сегодня на уроке мы будем исследовать очень серьёзные проблемы, от решения которых зависит жизнь на нашей замечательной планете Земля. В конце нашего исследования ответим на вопрос: Действительно ли человек главнее всех на Земле?

  1. Открытие новых знаний.  Цель: Организовать открытие   новых знаний. Слайд 10 (картинка из учебника на с.38) (Развитие коммуникативных навыков при работе в группах и в парах)

У. – Рассмотрите рисунок. Расскажите, какая связь существует между деятельностью человека, неживой и живой природой. Сделайте вывод.

(Выслушиваются ответы детей)

Слайд 11. Вывод: Земля – наш общий дом. А дом нужно беречь и охранять.

У. – Прочитайте абзац в учебнике под картинкой. О каком значении растений для природы и человека вы узнали?

  • Работа в группах:

- Задание: на столах у вас лежат карточки, на которых вам нужно соединить слова по образцу  - это задание для 1, 2 и 3 группам, а 4 группа определит, к каким группам относятся названные в тексте растения?

Береза                                                             деревья

Шиповник

Земляника

Ель                                                                   кустарники

Кедр

Кислица

Малина                                                         травянистые растения

Сосна

- Давайте проверим,  1 группа -  деревья

                                    2 группа – кустарники

                                    3 группа – травы

                                    4 группа – задание из учебника.

  • У.- Растения нужно беречь. Природе надо помогать. Но как?

- Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.  

У. – Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

Д. – Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.

У. – Какую проблему раскрывает рассказ?

Д. – Загрязнение леса.

  • Работа парами в рабочей тетради с экологическим рассказом – с.39

         Проверка.

У.  -  Лес - это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

У. - Бываете ли вы с родителями на природе?

-Что вы собираете в лесу? Не наносите ли вы этим вред окружающей среде?

- Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром?

- Вы должны знать, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

  1. Физминутка - Тренинг «Спаси птенца». Звучит музыка.

– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: Систематизация знаний и повторение. Подготовка учащихся к подведению итогов урока  (Развитие коммуникативных навыков при работе группах).
  • Работа в группах.

Задание:

1 группа: Обозначить роль леса в природе. Нужно выбрать правильные ответы роли леса в жизни человека.

Лес необходим, потому что он:  …

- дом для растений и животных;

- защитник воздуха;

- место для отдыха человека, где он может делать всё, что захочет;

- место, где можно рвать цветы, ломать ветки, собирать неизвестные вам ягоды и грибы, кричать и петь;

- источник дров

Обоснуйте свой выбор

2 группа, 3 группа и 4 группа составляют по рассказу с опорой на картинку в учебнике на с.39 по темам:

- Лес красивый и вырубленный лес, только одни пеньки.

- Чистый ухоженный пруд и пруд загрязнённый.

- Зелёный луг и этот же луг, только вспаханный и кругом мусор.

- Ребята, вы должны сказать. Что случилось? Кто это сделал? И можно ли как-то изменить ситуацию? Каждая группа выбирает выступающего, и он отвечает по картинке.

- Помните, что в данный момент вы будете решать очень серьёзную проблему защиты окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который  укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

Проверка работы групп.

  • Слайды 12 -22.  Назови правила

У. - Докажем, что мы хорошо знаем правила друзей природы.

Назови правила, которые нарисованы на эмблемах

- нельзя топтать растения

- нельзя рвать цветы

- нельзя рубить деревья

- нельзя ловить рыбу сетями

- не убивайте животных

- не разжигать костёр в лесу

- не собирать неизвестные ягоды и грибы

- нельзя мусорить

- А что же тогда можно? Можно и нужно разумно использовать дары природы и наслаждаться её красотой.

У. - Вы хорошо знаете эти правила, но достаточно ли только знать правила поведения в природе? (Нет. Их нужно ещё и выполнять.)

Слайд 23.Чтобы река и ручьи не мутнели,

     Зелень от солнца в жару бы спасала

     Рыбы резвились, и птицы бы пели,

     Каждому правила знать не мешало.

  • У. – Кажется, всё ясно. Надо беречь природу. Но оглянитесь вокруг. Многие вещи сделаны из переработанной древесины, в том числе и эта книга.

В наших домах 1 житель России в день производит примерно 2 кг мусора.

(иллюстрация на с.39) – Посчитайте, сколько выбросит мусора семья из пяти человек? – 10кг! Так что же, нам отказаться от книг, удобных и красивых упаковок?

Д. – Нет. Нужно постараться найти им новое применение или переработать.

  • Выставка полезных поделок из пластиковых бутылок. Описание детьми своих работ.

  1. Итог урока.

У. - И пусть, ребята, наши с вами пока ещё маленькие дела по отношению к природе каждый раз доказывают, что мы являемся её большими друзьями.

Подготовленные ученики читают:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

         Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте…

  1. Рефлексия. Цель: обобщение, фиксирование результатов деятельности во внешней речи.

 - Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

 - Какое задание  вам больше всего понравилось?

 - Что показалось трудным?

 - С каким настроением уходите с урока?

  1. Самооценка.

- Найдите своё место на дереве « радости», где вы себя видите на этом уроке? Для этого возьмите кружок соответствующего цвета. Поместите его на нашем «дереве радости».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Тематическое планирование по разделу программы ДНВиР (ФГОС); путешествие по острову "Родная сторонка"; ценности и планируемые результаты....

Тест по окружающему миру 3 класс по теме "Человек в окружающей среде"

Данный тест поможет учителю быстро организовать проверку текущих знаний...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду" 1 класс...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...

Доклад на тему: «Загрязнение окружающей среды: экологические проблемы природы»

Загрязнение окружающей среды, под которой понимаются также природная среда и биосфера — это повышенное содержание в ней физических, химических или биологических реагентов, не характерных для дан...