Рабочая программа по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Ваничева Светлана Николаевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx57.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой  МО  РФ  (Москва 2006 г.)  в  соответствии  с  требованиями  Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

·        А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

·        А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012

·        А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас - определитель

·        А.А. Плешаков Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс». –  М.: Просвещение, 2008

         Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.  

Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

 - воспитание любви к своей малой Родине  и к Родине.

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

 Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.  Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

- обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

- экскурсии и учебные прогулки,

- организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

    Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

    В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

 Далее, в теме «Родной край – часть большой страны», изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса:

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);

- названия океанов, материков;

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России;

- государственные праздники России;

- основные природные зоны, уметь дать им характеристику;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

 В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

 Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

– наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);

– выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

– проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

– работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

– работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 11 часов, теоретических 57 часов,  экскурсий – 1 час.

Рабочая программа состоит из 6 разделов:

Земля и человечество (10 ч)

Природа России (11 ч)

Родной край – часть большой страны (12 ч)

Страницы всемирной истории (6 ч)

Страницы истории Отечества (20 ч)

Современная Россия(9 ч)

В данную программу включены итоговые контрольные работы (3ч). Для проверки знаний обучающихся    при обобщении и закреплении изученного материала (раздела ) включены тестовые задания разноуровневого  характера. Методы и формы проведения уроков разнообразны: урок-игра, урок-конференция, презентации, экскурсии, практические работы. 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Тест

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

    Для реализации программного содержания используются:

Плешаков, А. А.  Мир  вокруг  нас : учебник  для  4  класса : в 2 ч. /
А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012.

Плешаков, А. А.  Рабочая  тетрадь  к  учебнику  для  4  класса : в 2 ч. /
А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений;  при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год – 68.

Количество часов в неделю – 2.

Количество часов в I четверти – 18.

Количество часов во II четверти – 13.

Количество часов в III четверти – 22.

Количество часов в IV четверти – 15.

Требования к уровню подготовки обучающихся по окружающему миру

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Земля и человечество

10 ч

9 ч

1 ч

2

Природа России

11 ч

4 ч

7 ч

3

Родной край – часть большой страны

12 ч

7 ч

5 ч

4

Страницы всемирной истории

6 ч

5 ч

1 ч

5

Страницы истории Отечества

20 ч

18 ч

2 ч

6

       Современная Россия

9 ч

8 ч

1 ч

Итого

68ч

ч

 ч

Клендарно – тематическое планирование по окружающему миру


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы
содержания

Вид
контроля

Дата проведения

План

Факт

1 четверть 

Земля и человечество (10 ч)

1

Мир глазами астронома

1

Комбинированный

Солнце.

Земля – планета,
общее представление о форме и размерах Земли

Текущий

02.09

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

1

Комбинированный

Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Фронтальный опрос Практическая работа

06.09

3

Звездное небо – великая книга
природы

1

Комбинированный

Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Фронтальный опрос

Практическая работа

09.09

4

Мир глазами географа. Глобус
и географическая карта.

Тест

1

Комбинированный

Презентация «Наша Земля»

Глобус как модель Земли.

Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе
и карте

Фронтальный опрос

Практическая работа

13.09

5

Пояса Земли

1

Практического применения знаний

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Фронтальный опрос

Практическая работа

16.09

6

Мир глазами историка

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие
исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические
времена

Тест

(10 мин)

20.09

7

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

1

урок-игра

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие
исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические
времена

Фронтальный опрос

23.09

8

Прошлое
и настоящее глазами эколога

1

Комбинированный

Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния

Тест (5 мин)

27.09

9

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Комбинированный

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения
в природе

Фронтальный опрос

30.09

10

Обобщающий урок по теме «Земля и человечество»

1

Комбинированный

Охрана растительного и животного мира

Самостоятельная
работа
(10 мин)

04.10

Природа России (11 ч)

11

Равнины и горы России

1

Экскур

сия

Россия на карте.

Неживая и живая
природа.

Формы земной поверхности.

Моделирование форм поверхности
из песка, глины или пластилина

Фронтальный опрос

07.10

12

Моря, озера и реки России

Практическая работа

1

Комбинированный

Презентация «Водое

мы России»

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

Тест

(10мин)

Практическая работа

11.10

13

Зона арктических пустынь

Практическая работа

1

Комбинированный

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Фронтальный опрос

Практическая работа

14.10

14

Тундра. Практическая работа Природа тундры.

1

Комбинированный

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Фронтальный опрос

Практическая работа

18.10

15

Леса России.

Практическая работа

1

Урок- игра

Презентация «Леса России»

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы

Графический диктант

Практическая работа

21.10

16

Лес и человек.

Проверочная работа по теме «Леса России»
(15 мин)

1

Комбинированный

Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Проверочная работа

25.10

17

Зона степей.

Практическая работа

1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Фронтальный опрос.

Практическая работа

28.10

18

Пустыни

Практическая работа

1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Фронтальный опрос

Практическая работа

01.11

2 четверть

19

У Черного моря.

Практическая работа

1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны

Фронтальный опрос.

Практическая работа

11.11

20

Экологическое равновесие

1

Комбинированный

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения
в природе

Работа с Красной книгой родного края

15.11

21

Обобщение по разделу «Природа России»

1

Урок-игра

Презентация «Природа России»

Формы земной поверхности. Разнообразие растений и животных

Тест
(10 мин).

Тематический

18.11

Родной край – часть большой страны (12 ч)

22

Наш край

1

Комбинированный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Текущий

22.11

23

Поверхность нашего края

1

Экскур

сия

Особенности поверхности (на основе наблюдений).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Текущий

25.11

24

Водоемы нашего края

1

Комбинированный

Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика)

Графический диктант

29.11

25

Наши подземные богатства.

Практическая работа

1

Комбинированный

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края.

Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Текущий

Практическая работа

02.12

26

Земля – корми-
лица

1

Комбинированный

Почва, ее  состав

Текущий

06.12

27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

1

Комбинированный

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения

в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана
(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Работа с Красной книгой

09.12

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

. Практическая работа

1

Комбинированный

Графический диктант.

Практическая работа

14.12

29

Жизнь пресного

водоема

1

Урок-игра

Текущий. Фронтальный опрос

16.12

30

Растениеводство в нашем крае

Практическая работа

Незаметные защитники урожая

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Роль животных в жизни людей, бережное отношение
к животным

Тест

(10 мин)

Практическая работа

Фронтальный опрос

20.12

31

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

1

Контрольный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение
к животным

контрольный

23.12

3 четверть

32

Животноводство
в нашем крае

1

Комбинированный

Презентация «Охрана живот

ных»

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Фронтальный опрос

10.01

33

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

1

Урок-игра

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения
в природе

Тест

(10 мин)

13.01

Страницы всемирной истории (6 ч)

34

Начало истории человечества

1

Комбинированный

Человек – часть
природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира

Фронтальный опрос

17.01

35

Мир древности: далекий и близкий

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

20.01

36

Средние века: время рыцарей
и замков

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

24.01

37

Новое время: встреча Европы
и Америки

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

27.01

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

31.01

39

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

1

Комбинированный

Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества

Тест

(10 мин)

03.02

Страницы истории Отечества (20 ч)

40

Жизнь древних славян

1

Комбинированный

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Фронтальный опрос

07.02

41

Во времена Древней Руси

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

10.02

42

Страна городов

1

Комбинированный

Тематический

14.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Фронтальный опрос

17.02

44

Трудные времена на Русской земле

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Фронтальный опрос

21.02

45

Русь расправляет крылья

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

24.02

46

Куликовская
битва

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

 28.02

47

Иван Третий

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

48

Мастера печатных дел

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

03.03

49

Патриоты России

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

07.03

50

Петр Великий

1

Комбинированный

Презентация «Петр Великий»

Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

Тест (8 мин)

10. 03

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

14. 03

52

Екатерина Великая

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Тематический

17. 03

53

Отечественная война 1812 года

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

21.03

4 четверть

54

Страницы истории XIX века

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий)

Фронтальный опрос

04.04

55

Россия вступает
в XX век

1

Комбинированный

Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Тематический

07.04

56

Страницы истории 1920–1930-х

годов

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Фронтальный опрос

11.04

57

Великая война  
и Великая Победа

1

Комбинированный

Презентация «Война»

Государственные праздники (День Победы)

Фронтальный опрос

14.04

58

Страна, открывшая путь в космос

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Фронтальный опрос

18.04

59

История вокруг нас

1

Комбинированный

Охрана памятников истории и культуры

Тест

(10 мин).

Тематический

21.04

Современная Россия(9 ч)

60

Основной закон России и права человека

1

Комбинированный

Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День
Конституции)

Фронтальный опрос

25.04

61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

1

Комбинированный

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Фронтальный опрос

28.04

62

Мы – граждане России

1

Комбинированный

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Тематический.

Тест (5 мин)

02.05

63

Славные символы России

1

Комбинированный

Презентация «Симво

лы России»

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Фронтальный опрос

05.05

64

Такие  разные праздники

1

Комбинированный

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

Фронтальный опрос

12.05

65

Путешествие по России

1

Комбинированный

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий).

Охрана памятников истории и культуры

Текущий

16.05

66

Путешествие по России

1

Комбинированный

Текущий

19.05

67

Путешествие по России

1

Комбинированный

Презентация «Моя Россия»

Текущий.

Графический диктант

23.05

68

Итоговая контрольная работа

1

Контрольный

Контрольный

Тест

26.05

Перечень  учебно-методическое обеспечение

1.Поурочные планы «Мир вокруг нас» 4 класс Москва «ВАКО»,2007 год

2. Окружающий мир. Программно-методические материалы Дрофа, 2008 год

3 Тесты по окружающему миру Михмель И.О .Москва 2007 год.

4.  «Экология для детей». Т.Г Иванникова ,издательство «Учитель».

6.Рассказы , загадки и  сказки  о природе. Н.Ф Виноградова

Москва. «Вентана –Граф», 2008 г

Список литературы

Основная:

Плешаков, А. А.  Мир  вокруг  нас : учебник  для  4  класса : в 2 ч. /
А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012.

Плешаков, А. А.  Рабочая  тетрадь  к  учебнику  для  4  класса : в 2 ч. /
А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...