Окружающий мир. Человек и общество
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Радченко Татьяна Геннадьевна

Урок окружающего мира, 4 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова. Представлен конспект урока и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.34 КБ
Office presentation icon chelovek_i_obshchestvo_4_klass.ppt895 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

 4 класс, 4 четверть, 17.05.11.

Конспект открытого урока по теме: «Человек и общество».

Цель: Формировать представление о современном устройстве общества, зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире.

Задачи:

1.  Дать определения понятиям «общество», «семья», «государство».

2.  Развивать речь уч-ся, умение аргументировать свой ответ, давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос, умение слушать и слышать говорящего.

3.  Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, отцу, матери, бабушкам, дедушкам.

4. Учить работать в группе, добывать информацию.

Оборудование:

Словарь С.И.Ожегова, политическая карта мира, учебники «Мы и окружающий мир», «Я – гражданин России», 4 класс.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Работа в группах.

Актуализация знаний.

Определение темы и задач урока.

Решите кроссворд.

  1. Родина, «страна отцов»?(«Славься, … наше свободное!»)(Отечество)
  2. Полное название нашей страны – Российская …?(Федерация)
  3. Что изображено на гербе России?(Орел)
  4. Отличительный знак страны – герб, флаг – это государственный … (символ)
  5. Главный закон школы? (устав)
  6. Цвет верхней полосы Российского флага?(белый)
  7. Правило обязательное для всех? (закон)
  8. Торжественная песня в честь страны? (гимн)
  9. Современная организация власти в стране? («Тридевятое царство, тридесятое …)  (государство)
  10.  Главный майский праздник русского народа?(Победа)
  11. Жилище первобытных людей? (Пещера)
  12.   ЯЯЯЯЯЯЯ  (семья)
  13. Краткое название нашей страны? (Россия)
  14.  Человек, который любит свое Отечество? (патриот)
  15.   Фамилия президента России? (Медведев)
  16.  Место рождения, родимая земля? (Родина)    

Назовите ключевые слова.

Человек и общество.

- Что будет главным на уроке?   (Высказывания детей: Что такое общество? Какая существует связь человека с обществом? От чего зависит устройство общества?).  

  1. Практика под руководством учителя. Прочитайте отрывок из произведения и определите о ком этот отрывок? Кто автор произведения?

«Когда он ничему не учился, он дремал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему бывало жарко и хотелось освежиться, он плавал в лесных озерах, а когда ему хотелось меду, он лез за ним на дерево… Сначала он цеплялся за сучья, как зверек-ленивец, а потом научился прыгать с ветки на ветку почти так же смело, как серая обезьяна».  

                                                 Киплинг Р. Маугли

- Что вы знаете об этом герое? Где он воспитывался?

- Как вы думаете, могло ли это быть в действительности?

На самом деле известны случаи, когда находили детей в возрасте шести-семи, десяти лет. И они имели повадки животных. Трагична их судьба. Они так и не смогли овладеть человеческой речью, войти в человеческое общество в отличии от героя Р.Киплинга.

-  Подумайте над историей детей, которые воспитывались в волчьей стае. Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих?

- Будут ли отличаться дети, воспитанные в волчьей стае и в древней человеческой стае?

  1. Работа по группам, поиск информации, подготовка ответов на вопросы (группы получают задания на карточках).

1 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Что такое общество? Найдите определение в словаре С.И.Ожегова.
  2. Можем ли мы назвать племена древних людей обществом?
  3. Какие были общие интересы у древних людей?
  4. Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру? (Смотри иллюстрацию в учебнике на странице 89)

2 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Как вы думаете, что является основой современного общества?   (Ответ ищите в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.89 и в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182) Расскажите.
  2. Расскажите о своей семье. Кто в вашей семье главный?

3 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Что такое государство?    (Найдите определение в словаре С.И.Ожегова и прочитайте в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182 и в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.90).
  2. Какие государства вы знаете?
  3. Что можете сказать о территории различных государств?
  4. На что опирается власть государства?
  5. Что такое налоги и для чего они собираются?

IV. Слово группам. (Выступление групп сопровождается показом слайдов).

V. Итог урока. 1) – От чего же зависит устройство общества?

Докажите, что устройство общества зависит от уровня знаний человека об окружающем мире.

2) Оцените работу группы и каждого его члена.

Домашнее задание. Стр. 88-90; подготовить дополнительный материал о разных государствах по выбору.

1 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Что такое общество? Найдите определение в словаре С.И.Ожегова.
  2. Можем ли мы назвать племена древних людей обществом?
  3. Какие были общие интересы у древних людей?
  4. Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру? (Смотри иллюстрацию в учебнике на странице 89)

Оцените работу группы и каждого  члена.

Фамилия, имя

Крос-сворд

Практика под руководством учителя

Работа в группе, выступление

Итог урока

Итоговая оценка за урок

Работа группы

2 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Как вы думаете, что является основой современного общества?   (Ответ ищите в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.89 и в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182) Расскажите.
  2. Расскажите о своей семье. Кто в вашей семье главный?

Оцените работу группы и каждого  члена.

Фамилия, имя

Крос-сворд

Практика под руководством учителя

Работа в группе, выступление

Итог урока

Итоговая оценка за урок

Работа группы

3 группа.

Подготовьте ответы на вопросы:

  1. Что такое государство?    (Найдите определение в словаре С.И.Ожегова и прочитайте в учебнике «Я – гражданин России» стр.181 – 182 и в учебнике «Мы и окружающий мир» на стр.90).
  2. Какие государства вы знаете?
  3. Что можете сказать о территории различных государств?
  4. На что опирается власть государства?
  5. Что такое налоги и для чего они собираются?

Оцените работу группы и каждого  члена.

Фамилия, имя

Крос-сворд

Практика под руководством учителя

Работа в группе, выступление

Итог урока

Итоговая оценка за урок

Работа группы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Слайд 2

Проблемный вопрос От чего зависит устройство общества?

Слайд 3

Прочитайте отрывок из произведения и определите о ком этот отрывок? Кто автор произведения? «Когда он ничему не учился, он дремал, сидя на солнце, ел и опять засыпал. Когда ему бывало жарко и хотелось освежиться, он плавал в лесных озерах, а когда ему хотелось меду, он лез за ним на дерево… Сначала он цеплялся за сучья, как зверек-ленивец, а потом научился прыгать с ветки на ветку почти так же смело, как серая обезьяна».

Слайд 4

Маугли, Киплинг Р.

Слайд 5

Исследователями собран огромный материал о нескольких десятках «диких детей», выросших среди животных. Среди них встречаются «дети-леопарды», «дети-обезьянки», «дети-газели», «дети-волки». Первый «мальчик-волк» был обнаружен в 1344 г. в Гессене (Германия). До 4-х лет он жил в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков. В 1731 г. во Франции найдена 10-летняя девочка, у которой удлинились большие пальцы рук, позволявшие ей легко перелетать с дерева на дерево.

Слайд 6

Примеры: В Камбодже обнаружена девушка, пропавшая 19 лет назад в возрасте 8 лет в одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика две сестры воспитывались стаей волков девятилетний мальчик стал "предводителем" стаи дворовых собак Дети-маугли – это люди, лишенные человеческого общества, дети, без вести пропавшие многие годы назад. Животные фактически спасли им жизнь, обучая их своим повадкам и навыкам выживания.

Слайд 7

Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих? инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология деятельность общение мышление речь

Слайд 8

1 группа. Что такое общество? 2 группа. Что является основой современного общества? 3 группа. Что такое государство? Работа в группах

Слайд 9

ОБЩЕСТВО – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. (Словарь С.И. Ожегова) Общество в узком смысле группа людей, объединенная общими интересами конкретная страна определенный исторический тип общества Общество книголюбов Педагогическое общество Общество собаководов Европейское общество Российское общество Английское общество Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество

Слайд 10

структура общества Малая группа Большая группа семья Учебный коллектив Трудовой коллектив классы нации Человек на протяжении веков развивал свои познания об окружающем мире: появилась письменная речь, развивалось мышление, различные науки, открытия в разных областях, искусство, развивались взаимоотношения между людьми.

Слайд 11

Семья - основа современного общества Семья возникла еще в древние времена. Как устойчивое объединение она возникла с разложением родового строя. Первая историческая форма – патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а так же домашних рабов. обеспечивают семью жильем, питанием, одеждой , Родители создают условия для получения детьми образования, медицинской помощи заботятся о развитии и воспитании детей, об отдыхе семьи, о достойной старости своих родителей защищают от несправедливости наказывают за проступок

Слайд 12

функции государства Сбор налогов Защита границ Издание законов Судопро- изводство Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. (словарь С.И. Ожегова)

Слайд 13

Итог урока Общественная жизнь народов началась одновременно с появлением человека на Земле. Она развивалась по мере познания человеком мира и использования им полученных знаний. Общество прошло путь от стаи к демократическому обществу, которое сейчас утвердилось во всех развитых странах.

Слайд 14

Вывод: Устройство общества зависит от уровня знаний человека об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе "Права человека в обществе"

В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практ...

Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для базового уровня 4 класса

разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федера...

Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) 1 класс

Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) для обучающихся 1 класса разработана на основе программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, М.: Просвещение....

Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100 4 кл

Конспект урока по окружающему миру:" Права человека в обществе". по УМК Школа2100...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир (Человек, природа, общество)"

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир (Человек, природа, общество)" для 1-4 классов по УМК "Школа России", автор учебника А.А.Плешаков....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» для слепых обучающихся4 а класса...

Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...