Урок окружающего мира в 4 классе "Ядовитые грибы"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Полякова Людмила Владимировна

Урок  окружающего мира "Ядовитые грибы" проводила в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". На уроке применяется исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yadovitye_griby.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Тема  урока: Ядовитые грибы.

Урок в 4-б классе компенсирующего обучения по УМК «Начальная школа 21 века».

                  Цель урока: сформировать у младших школьников конкретные  представления об ядовитых грибах, об их значении в природе.

                   Задачи:

  • познакомить с отличительными признаками съедобных грибов и грибов – двойников;
  • показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;
  • совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;
  • способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно - следственные  связи;
  • способствовать формированию бережного отношения к природе.  

                 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, картинки грибов,             запись «Звуки леса», таблицы.

                                                               Ход  урока

  1. Организационный  момент. Самоопределение к учебной деятельности.

                               Ужасно интересно

                               Всё то, что неизвестно.

                               Мы тайны разгадаем

                               И мир большой узнаем.

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа. А он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу  через каждого из вас, снова дойдёт до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.

          (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому.)

                                     До  меня  сигнал  дошёл,

                                     Начинаем  разговор.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию.  Как вы думаете зачем?  Что  означает -  экспедиция?  (Ответы детей.)

- Но прежде чем мы начнём исследования, необходимо узнать, куда же мы отправимся?

Для этого вам надо разгадать  загадку.

                       Весной веселит, летом холодит,

                       Осенью умирает,  весной оживает.

                       Что это?             (Лес.)

                                (Включаю запись с голосами птиц в лесу.)

- Чтобы зайти в лес, поздороваемся с ним.

                            Здравствуй , лес, дремучий лес!

                            Полный сказок и чудес!

                            Ты о чём шуршишь листвою

                            Ночью тёмной, грозовою?

                            Что в глуши твоей таится?

                            Что за зверь? Какая птица?

                            Всё открой, не утаи!

                            Ты же видишь – мы свои.              (С. Погореловский.)

- Перед тем, как войти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

 (Ответы детей.)

- Русские леса славятся грибами. Посмотрите на картину на доске.  Скажите, на какие две группы можно разделить эти грибы?   (Съедобные и несъедобные.)

  1. Постановка  темы  и целей  урока.

-  Ребята, мы продолжаем работать над разделом «Ты и твоё здоровье».  Как вы думаете, о каких грибах мы сегодня будем говорить? Почему?

- Кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока?

- Как  вы думаете, какие цели мы можем поставить перед собой?   (Ответы  детей.)

Слайд 1.

  1. Изучение  нового  материала.

- Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

- Какие названия грибов вы знаете?

- Почему в названиях некоторых грибов включены названия деревьев?

- Как вы понимаете народную поговорку:

    «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок  кладут.»   (Ответы детей.)

  Слайд 2.

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах  нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не   зная  их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Слайд 3.

                                 Грибное коварство известно в природе?

                                 Грибы- двойники существуют в природе.

                                 Внимательным будь, в лес идя, не  забудь:

                                 Ошибка закончит твой жизненный путь.

                                Грибы ядовитые выучи, знай,

                                В лесу  безошибочно их узнавай.

(Сообщения детей про ядовитые грибы.)

 

Мухомор  красный.  Слайд  4 . Является самым ярким представителем рода шляпочных.  Гриб  мухомор красный очень  ядовитый, обладает галлюциногенным действием.  Растёт по всей территории России. Особенно любит хвойные, лиственные, смешанные  леса и березняки. Произрастает как группами, так и одиночно. Шляпка мухомора красного у молодых грибов шаровидная, по мере созревания становится выпуклой, у зрелых плосковыпуклая с полосатым краем. В размерах может достигать от 10 до 20 см в диаметре. Окрас шляпки ярко- красный или оранжево – красный, вся её поверхность покрыта белыми или слегка желтоватыми бородавками. Мякоть белая, под кожицей немного желтоватая, мягкая и не имеет запаха. Пластинки белые, широкие и свободные, у совсем старых грибов желтоватые и частые. Споры бесцветные, имеют эллиптическую форму.  Ножка молодых грибов белая и плотная, по мере созревания становится полой, голой, с белым или желтоватым кольцом. Форма ножки цилиндрическая. Мухомор красный  знаком многим ещё с детства, его невозможно спутать ни с каким из съедобных грибов. Поэтому случаи отравления этим грибом очень редки. Чаще всего опасность подстерегает детей, которых привлекает необычный внешний вид грибов.

Бледная  поганка.  Слайд 5   .Этот гриб считается самым опасным ядовитым грибом. Она относится к роду мухоморов. Никакой кулинарной обработкой нельзя удалить токсины бледной поганки. Опасность этих токсинов заключается в том, что они необратимо  и незаметно для человека поражают внутренние органы в течение 2-х суток. Достаточно съесть ¼ часть шляпки бледной поганки, чтобы отравление оказалось летальным. Самым распространённым местом произрастания бледной поганки является широколиственные леса – дубравы, березняк. Но иногда её можно встретить и в хвойных лесах. Растёт всегда группами, очень редко поодиночке. Обильно растёт в южной стороне леса.  Окрас шляпки белый, светло – зелёный, желтовато – буро – оливковый, в центре с шелковистым блеском и более тёмный. В диаметре достигает 7 – 11 см. У молодых грибов форма шляпки колокольчатая, у зрелых – плосковыпуклая. В  сырую погоду шляпка слизистая, редко с белыми хлопьями. Ножка ровная, белая, иногда с жёлтым оттенком. Посредине ножки имеется белое, полосатое, плёнчатое кольцо. Пластинки имеют белый окрас, часто и свободно расположены.

Лисичка ложная или говорушка оранжевая.  Слайд  6  .Некоторые исследователи относят лисичку ложную к слабо ядовитым грибам, некоторые к несъедобным. Но всё же из-за содержания в ней ядовитых токсинов её правильно считать ядовитой. Лисичка ложная любит расти по соседству с лисичкой настоящей. Имеет очень широкое распространение. Растёт в хвойных и лиственных лесах. Период  плодоношения длится с июля по октябрь. Произрастает семьями, очень редко можно встретить одну. Шляпка лисички ложной округло – воронковидной формы с ровным краем. Цвет шляпки очень яркий – от красновато – оранжевого до медно – красного. Пластинки нисходящие по ножке, по форме извилистые, имеют ярко- красный цвет. Ножка к основанию сужается, вырастает до 10см в длину и до 10мм в ширину. Мякоть гриба упругая, твёрдая, деревянистая. Споры по цвету белые.

Опёнок ложный серно- жёлтый.  Слайд  7   .   относительно опёнка ложного у исследователей – микологов нет однозначного мнения. Некоторые относят этот гриб к категории несъедобных, из-за присущего ему горького вкуса, некоторые считают его слабо  ядовитыми, а некоторые причисляют его к группе ядовитых грибов, т.к. после его употребления в пищу наблюдаются все симптомы отравления. Растёт гриб во всех типах лесов на загнивающей древесине как хвойных, так и лиственных пород. Любимое место – пни и место рядом с ними. Встречаются большими группами. Форма шляпки по мере созревания опёнка ложного серно – жёлтого меняется от выпуклой (в молодом возрасте) до распростёртой (в зрелом возрасте). По центру шляпка имеет более тёмные оттенки цветов – жёлто – бурые или красновато – бурые, по краю – светлые, желтоватые. Вырастает до размеров от 2 до 5 см в диаметре.

Сатанинский гриб.  Слайд 8   .  Сатанинский гриб  встречается чаще всего в южной полосе и на Кавказе. Шляпка сероватая или зеленоватая. Мякоть белая, сладкая. При надломе сначала краснеет, а потом синеет. Ножка у гриба вздутая с красным сетчатым узором. Этот  гриб похож на боровик и очень ядовит.

Желчный гриб. Слайд  9    .  Растёт  ложный белый гриб (желчный) в хвойных и иногда в лиственных лесах на песчаной почве, семьями и одиночно. Редко встречается на обросших мхом, гнилых пнях и на основании  стволов деревьев. Период плодоношения длится с июля по сентябрь. Имеет другие названия, такие как: желчный гриб, горчак.  Гриб относится к категории несъедобных грибов, т.к. имеет очень горький вкус. Шляпка  подушковидной выпуклой формы, у молодых грибов немного опущенная, у зрелых – гладкая. По цвету жёлто – коричневая, серо – охряная или коричневая. Вырастает до 4 – 10см в диаметре. Ножка ложного белого гриба булавовидной формы, расширенная книзу. По цвету желтовато – охряная, внизу более тёмная. Вырастает до 3-7см в длину и до 1-3см в ширину.

4. Физминутка .

- Я буду показывать и называть названия грибов.

Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладёте в воображаемую корзинку.

Если  несъедобный гриб – разводите руки в стороны и делаете повороты головой.

( опёнок, подберёзовик, мухомор, подосиновик, белый гриб, бледная поганка, шампиньоны, маслёнок, желчный гриб, лисичка ложная, сыроежка)

  1. Продолжение  работы. Работа в группах.

- Немного  отдохнули. А сейчас вам предстоит отправиться  в научную лабораторию и стать учёными -  исследователями.

- Внимательно прочитайте предложенные вам  тексты,    рассмотрите рисунки, работая в группах,  найдите и отметьте  отличия между похожими  съедобными и ядовитыми грибами.   Сделайте вывод.

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Желчный гриб

2 группа

Белый гриб

Сатанинский гриб

3 группа

Шампиньон

Бледная поганка

Проверка. Слайд  10 - 11 .

Грибы- двойники.

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Белая или желтоватая

Рисунок в виде белой сеточки.

Белая.

Съедобный

Желчный гриб

Розовая.

Рисунок в виде черной сеточки.

Розовеет

Несъедобный, очень горький!

                                                                               2 группа

Белый гриб

Белая или желтоватая

Рисунок в виде белой сеточки.

Белая.

Съедобный

Сатанинский гриб

Серовато- зеленоватая. Под шляпкой розоватая.

Клубневидная с красным сетчатым рисунком.

Краснеет и синеет.

Ядовитый.

                                                                               3 группа

Шампиньон

Пластинки розовые или фиолетовые

Нет мешочка у корня.

Съедобный

Бледная поганка

С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые.

Пленочное кольцо под шляпкой  «воротничок».   Клубневидное утолщение с  мешочком.

С неприятным запахом.

Смертельно ядовитый.

Вывод:  многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.

               Нужно  уметь  их  различать!

  1. Решение экологической  задачи.

Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Коля сбивал палкой.

- Зачем  ты это делаешь? – спросил Миша. Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же несъедобные, поганки. – ответил Коля.

- Как   вы думаете, кто из мальчиков  прав? Почему?      Слайд  12  .

     Вывод: эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – всё живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.

7. Работа с учебником.

- Ребята,  откройте учебник на стр. 80. Пользуясь материалом в учебнике, составьте правила по сбору грибов в лесу. (Работают в группах.)

- Сверяем. Слайд   13 .

  • Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться).
  • Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб).
  • Никогда не собирайте грибы у дорог и предприятий. (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества).
  • Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)
  • Не собирайте грибы с клубневидным утолщением,

 ножкой, окруженной оболочкой. (Как правило, это ядо-

витый гриб.)

  • Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу.)

- Ребята, ну, а если всё же случилась беда.  Вы отравились грибами. Что делать?

Слайд  14  . Первая помощь при отравлениях грибами.

- Слушайте внимательно и запоминайте!

  • При всяком грибном отравлении, даже лёгком, необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» по телефону   03;
  • Промыть желудок и дать больному выпить подряд 5-6 стаканов воды. Затем вызвать рвоту 3-5 раз, для этого можно дать больному соленой воды;
  • уложить больного в постель и приложить теплые грелки к рукам и ногам;
  • непрерывно давать ему теплое питье, а при резкой слабости — крепкий чай;
  • Остатки грибов, вызвавшие отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории .

8. Подведение итогов.

- Что узнали на уроке нового?

- Где пригодятся  вам эти знания?

Рефлексия.

У вас на столе лежат листочки. Оцените свою работу и ощущения на уроке:

  • Кому было интересно, комфортно на уроке – приклейте солнышко.
  • Кому было, что-то не понятно, чувствовал себя не очень комфортно, или не всё получалось, как хотелось – приклейте солнышко с тучкой.
  • Кому было не интересно, чувствовал себя не комфортно - приклейте тучку тёмную.

- Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс. Тема: "Грибы-особое царство природы"

Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы.Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А....

урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами"

1 класс по программе "Гармония"автор учебника О. Т. Поглазова...

конспект урока по окружающему миру 3 класс "Ядовитые грибы"

В доступной и интересной форме закрепляются знания учащихся о ядовитых грибах...

Конспект урока окружающего мира (2 класс ПНШ) "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"

Конспект урока с практической работой.Предварительно учащиеся проводят опыт по выращиванию плесени на хлебе....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа РОССИИ", тема "Ядовитые грибы и растения"

Презентация поможет провести урок окружающего мира или беседу по ОБЖ перед летними каникулами....