Открытый урок окружающего мира "Великие мореплаватели"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Якупова Римма Раилевна

Материал состоит из конспекта урока и презентации. Урок составлен очень интересно, дети работают в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr.mira_.rar603.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Расширение знаний о земле.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: параллели (широты), меридианы (долготы), новыми именами: Х.Колумб, Ф.Магеллан, Васко да Гама.
  2. Развивать память, умение систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивая свой уровень знаний, развивать интерес к предмету.
  3. Воспитывать коммуникативные качества: умение работать в паре, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.

  • Оборудование:  Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. учебник «Мы и окружающий мир» 4  класс; презентация по теме урока, рабочая тетрадь, карта полушарий.

             

                                           Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка усвоения предыдущей темы.

Учитель. Почему следующая эпоха после Средневековья названа Возрождением?

Ученик. Потому что в этот период возродили культуру Древнего Рима и Древней Греции, о которой в эпоху Средневековья забыли, потому что главным законом было « Желание улучшить есть зло».

 Учитель. Какие сообщения вы подготовили к сегодняшнему уроку?

(Выслушиваем сообщения детей: рассказывают по одному)

3.Актуализация опорных знаний.

Учитель. В эпоху Возрождения развивалась не только культура, расширялись новые знания о Земле. Как вы думаете, как люди того времени  узнавали новое о нашей Земле?

Ученик. Они отправились в путешествия. И всё, что там видели, рассказывали другим.

Учитель. Как тогда путешествовали?

Ученик. Отправлялись в морские путешествия.

Учитель. Что было результатом их путешествий?

Ученик. Совершались новые открытия.

Учитель. Какая задача стоит сегодня перед нами? (слайд 1)

 Ученик. Выяснить, что люди узнали о своей Земле, какие совершили открытия.

 Учитель. Сегодня всё  будет связано с морем. Давайте поиграем в игру           « Морской бой». Кто знает правила игры?

(Дети рассказывают правила игры.)

Учитель. Поиграем одну минутку в парах.

( Дети играют в рабочей тетради.)

 Учитель. А теперь попробуйте убрать цифры и буквы. Может ли продолжаться игра? Почему?

Ученик. Потому что без цифр и букв невозможно поразить чужой корабль, мы не знаем его местонахождения.

4.Изучение нового материала.

 Учитель. Посмотрите внимательно на карту и скажите, где этот принцип нашёл своё применение?

Ученик.  На карте есть градусная сетка.

Учитель. Зачем она нужна? (Слайд 2.)

Ученик. При помощи градусной сетки можно определить своё местонахождение в любой точке Земли.

Учитель. Кому нужны были эти знания в эпоху Возрождения?

Ученик. Путешественникам.

 Учитель. Интересно, что в эпоху Возрождения люди не сами изобрели градусную сетку, а изучили труды древнегреческого ученого Клавдия Птолемея, который жил примерно в 90 – 160 году, то есть 1 – 2 веках, за 12 веков до возрождения. ( Слайд 3.)

 ( Слайд 4.) Вы видите  линии на карте: одни пересекают  её параллельно экватору, они получили название параллели (или широта), другие линии пучком выходят из Северного полюса и опять пучком собираются в Южном полюсе – меридианы (или долгота). Каждая линия получила свой номер.

(Слайд 5) Слово меридиан пришло к нам из латинского языка и означает в переводе полуденный, причём нулевой меридиан проходит через город Лондон (столица Англии) и называется Гринвичский. Слово параллель заимствованно тоже из латинского языка и означает в переводе оба, один за другим. Параллели, идущие от экватора к Северному полюсу -  называют северными широтами, к Южному – южными. Меридианы, идущие от нулевого меридиана на Запад, называют западной долготой, на Восток – восточной.

Практическая работа.

 Учитель. А теперь попробуйте  определить местонахождение, например, нашего областного города? Что для этого нужно сделать?

Ученик. Определить координаты города по градусной сетке, найти широту и долготу.

(Поиск по карте и определение координат г. Санкт – Петербурга (59с.ш., 30 в.д.)

 Учитель. Наступила эра географических открытий. Как вы думаете, удобны ли были громоздкие корабли?

Ученик. Нет. На таких кораблях в далёкие путешествия отправляться было опасно, и они были тихоходными.

 Учитель. Конечно, они были неудобными, тихоходными, и на смену им пришли лёгкие каравеллы (морские парусные суда) (Слайд 6). У китайцев европейцы позаимствовали компас. Как вы думаете, для каких целей?

Ученик. Для  точной ориентировки  во время путешествий.

(Слайд 7).

  Учитель. Теперь у европейцев есть всё: лёгкие каравеллы, компас, карты, знание градусной сетки. Появилась возможность выйти в открытый океан. Они отправляются … Конечно, в путешествия!

Наши ребята, разделившись на группы, провели небольшие исследования о первых путешественниках. Сейчас они поделятся с нами результатами своих работ.

Защита  групповых исследовательских работ.  « Христофор Колумб»,

« Первое кругосветное путешествие», «Васко да Гама». Обсуждение работ, ответы на вопросы детей. Слайды 8 – 19.  

4. Рефлексия.

 Учитель. Мы сегодня говорили о географических открытиях. А какие открытия для себя сделали вы?   

( Ответы детей.)

 Учитель. Я предлагаю вам проверить себя.

Работа по карточкам.

Задание 1.

Соединить линиями одинаковые понятия:

     долгота                                 параллель

    широта                                    меридиан       

Задание 2.

Соединить линиями имена великих путешественников и их открытия:

Х.Колумб                                          Совершил кругосветное путешествие

Ф.Магеллан                                    Открыл Америку

Васко да Гама                                Открыл путь в Индию

Проверка.  Оценки за урок.

5.Домашнее задание.

     С. 63, ответить на вопросы, задания №24   в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Открытый урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".

  Урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".  Целью является: учить сравнивать животных по типу питания, внешним признакам, обитанию. Воспитывать бережное отн...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...