«Урок-путешествие. «Огонь – друг и враг человека?»
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Маркелова Марина Юрьевна

 

Знакомство с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения; соблюдение правил пожарной безопасности; обучение действиям при возникновении пожара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx41.3 КБ
Файл kartochki.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «Урок-путешествие. «Огонь – друг и  враг человека?»

Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • Обучать действиям при возникновении пожара;
  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Оборудование:

Компьютер, презентация «Урок-путешествие «Огонь – друг и враг человека?», карточки для групповой работы .

Ход урока

(1 слайд)

I.       Организационный момент

Приветствие гостей.

Сегодня у нас необычный урок. Мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. А мы будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том как её сохранить в момент опасности. 

      Пусть пойдёт ребятам впрок

      Очень важный наш урок!

II.    Сообщение цели и задач урока

-Отгадав загадку вы узнаете конкретно, о чем мы будем сегодня говорить.

 (2 слайд)

      Рыжий зверь в печи сидит.

      Рыжий зверь на всех сердит.

      Он от злобы ест дрова

      Целый час, а может два.

      Ты рукой его не тронь,

      Искусает всю ладонь ( огонь)

     

      Сегодня на уроке мы постараемся ответим на вопрос: «Огонь – друг и враг человека?»

 (3 слайд)

 Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила  пожарной безопасности  и  правильно действовать при возникновении пожара

III. Огонь – друг

Огонь – давний друг человека.  С его помощью совершается много полезных дел. А как вы думаете какие?

А как попал огонь к людям?

Об этом я вам предлагаю послушать легенду

Слайд 4

    1.Легенда о Прометее

Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам , нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке.

Вестник мира юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Не раз по дороге на Олимп встречал он людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей их пожалел и не побоялся облегчить их жизнь вопреки воле богов. Однажды он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием, и отдал его людям

Они кормили его сухими ветками, защищали от сильных порывов ветра. Они делились друг с другом его теплом. Вооруженный огнем, человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни.

Взглянул однажды отец богов Зевс и удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале.

А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.

IV «Огонь –друг»

 Слайды 5-8

      Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара. 
      Теперь без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

 

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - 

Повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

V. Огонь – враг (9-10 слайд)

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.

VI.    Причины возникновения пожара

  • Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар? 
    Слайд11 
  • Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями. Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Слайд 12

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей. Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
  • Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.

Слайд13

  • Утечка бытового газа;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Самые главные виновники пожара – люди.

        VII. Как вести себя во время пожара

Слайд 14

  • Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

 Правила поведения при пожаре 

Что же делать, если пожар всё-таки возник?

Вот какие существуют правила поведения при пожаре.

Слайд 15

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

НО ПОМНИ: НЕЛЬЗЯ тушить водой приборы, находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин и масло.

Слайд 16

  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. Никогда не прячься под кровать или в шкаф.

Слайд 17

  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

Слайд 18

  • При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. По возможности дыши через мокрую ткань.

Слайд 19

  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.

 

Если выйти из помещения невозможно:

  • Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  • Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  • Сообщи о пожаре родителям, соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  •  Вернись, плотно закрой входную дверь.
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
  • Немедленно покинь помещение, иди в сторону  противоположную пожара.
  • Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки

При выходе через задымлённый коридор:

Слайд 20

  • Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
  • Дыши через мокрые носовой платок, ткань, одежду.

Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше. 

- Почему в общественных зданиях висит схема под названием  « План эвакуации»?  

-  Есть ли такой план у нас в школе?

Слайд 21

А еще есть уголок пожарной безопасности. Что туда входит? (лом;

багор; огнетушитель,  установлена пожарная сигнализация)

-Ваши действия при сигнале тревоги? (Эвакуироваться)

             Что такое эвакуация? (Это выход из опасной зоны)

(Выслушиваются ответы учащихся и учитель подводит итог)

  • Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали  запах дыма,  немедленно сообщите об этом  учителю, находящемуся поблизости.
  • Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
  • Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
  • Если в помещении дым,  пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.                                                                                                        Запомни это сам и расскажи другим.

VIII.    6. Игра-физминутка: «Правила пожарной безопасности»

У. А сейчас мы проведем физминутку.  Можно сесть свободно. 

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это  все    мои друзья», а если не согласны, молчите.

Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

 (Это я, это я, это все мои друзья)

Кто из вас, почуяв дым,

Голосит: «Пожар! Горим!»

              (Молчат)  

Кто из вас шалит с огнём

            Утром, вечером и днём?     

              (Молчат)  

Кто костры не поджигает

И другим не разрешает?

 (Это я, это я, это все мои друзья)

   

     Кто задорный и веселый,

     Верность правилам храня,

     Бережет родную школу,

     И квартиру от огня?

     (Это я, это я, это все мои друзья)

 

      Кто поджег траву у дома,

      Подпалил ненужный сор,

      А сгорел гараж знакомых

      И строительный забор?

      (Молчат)

 

      Кто соседней детворе

      Объясняет во дворе,

      Что игра с огнем недаром

      Завершается пожаром?

     (Это я, это я, это все мои друзья)

   

      Кто украдкой в уголке

     Жег свечу на чердаке?

     Загорелся старый стол,

     Еле сам живой ушел.

     (Молчат)  

       

     Кто пожарным помогает,

     Правила не нарушает,

     Кто помочь другому рад?

     Кто пример для всех ребят?

    (Это я, это я, это все мои друзья)

IX.    Работа в группах

Сейчас мы поделимся на 6 групп. Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.

(Класс разбивается на 6 групп)

  1. Что обязательно должно висеть в школе на стене?

- картинки с рисунками на тему пожара;

- план эвакуации;

- портреты пожарных;

- ковры.

  1. Какой из этих предметов отсутствует на пожарном щите?

- лом;

- багор;

- огнетушитель;

- грабли.

  1. Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?

- залить сковороду водой;

- вынести её из кухни;

- выключить газ, накрыть сковороду крышкой;

- убежать.

  1. Что делать, если из телевизора пошёл дым?

- залить телевизор водой;

- выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;

- убежать в другую комнату.

5. Если случится большой пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:                  

 а) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;                                                                          б) начну тушить пожар в квартире;                                                                                                      в) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

6. Если комната начала наполняться густым едким дымом?                                                                      а) открою окно и дверь;                                                                                                                                    б) буду продвигаться к выходу;                                                                                                                     в) закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу.

г) зареву и спрячусь за креслом.

7. Что делать, если огонь в квартире еще маленький?                                                                                 а) оповестить соседей и приступить к тушению огня;                                                                                  б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;                                           в) открыть в комнате окна.

г)сяду смотреть телевизор.

8. Что ты будешь делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?                                                                                                                                                    а) залью сковороду водой;                                                                                                               б) вынесу ее из кухни;                                                                                                                                          в) выключу газ, накрою сковороду крышкой.

9.Как правильно вызвать пожарную команду?

             1) называет адрес, где горит;

  1. свой номер телефона;
  2. свою фамилию;
  3. на каком этаже горит;
  4. как лучше подъехать к дому;
  5. сколько подъездов в доме.
  6. где лежит твоя любимая игрушка

10. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ;

 б) Пойду понюхаю, откуда пахнет;

 в) Позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут;

г) Открою окно,   постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света.

11. Телефон при пожаре:

 а) 03;

 б) 01;

        в) 02. 

12. Что ты будешь делать, если включенную конфорку газовой плиты  залило водой из кипящего чайника?

а)зажечь конфорку снова

б)проветрить кухню

в)выключить газ, проветрить кухню, протереть плиту

X.  Микроитог.

-Настало время ответить на вопрос нашего урока «Огонь друг и враг человека?»

Я вам предлагаю всё вспомнить то, о чем мы с вами говорили сегодня на уроке.

Составление таблицы

                                               Огонь

друг

враг

согревает

От пожаров гибнут люди и животные

освещает

От пожаров исчезают леса

кормит

От пожаров люди лишаются домов

Вывод:  Огонь и друг и враг человека.

XI. Итог урока.

Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня;  не лейте в огонь керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.

XII. Рефлексия                                                                                                    Ребята, что вам запомнилось?

Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке?

Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

Спасибо за урок!

Дополнительный материал.

    Отгадайте загадки

Летала мошка -  сосновая ножка,

 на стог села – всё сено съела. (спичка)

 

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (огонь)

 

Что бывает, если птички

Зажигают в доме  спички? (пожар)

 

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (пожарные)

 

Висит - молчит, а перевернёшь,

шипит, и пена летит. (огнетушитель)

7)     Игра: Недостающие слова.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (
Злой пожар.)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…? 
(Квартире.)

Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…? 
(Утюг.)

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…? 
(Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …? 
(Газом.)

Столб огня чердак объял
Кто там спички …? 
(Зажигал.)

Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …? 
(Костёр.)

Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…? 
(Траву.)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …? 
(Предметы.)

Помни каждый гражданин
Этот номер … 
(01)

Дым увидел – не зевай
И пожарных…
(Вызывай)

Выпал на пол уголек, 
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…(
водой)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (
отнять)

Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все… (
убрали)

- Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

- Насыпь на очаг спасительный …(песок)

 

.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ

Для сохранения жизни себе и своим близким каждый человек должен знать основные правила поведения при пожаре:

1. При запахе дыма немедленно звонить по телефону 01.

2. Если возможно, покиньте помещение, закрыв окна и двери; если нет—выходите на балкон, либо стойте возле окна.

3. Если очаг возгорания небольшой, попытайтесь справиться с ним самостоятельно: водой, песком, огнетушителем, любой плотной тканью, землей из цветочных горшков.

4. При небольшой задымленности в подъезде продвигайтесь к выходу на четвереньках, ползком, держась за стены, при этом, если возможно, прикройте органы дыхания тканью, если нет—задержите как можно дольше дыхание.    

                                                                                                                                   

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ

Для сохранения жизни себе и своим близким каждый человек должен знать основные правила поведения при пожаре:

1. При запахе дыма немедленно звонить по телефону 01.

2. Если возможно, покиньте помещение, закрыв окна и двери; если нет—выходите на балкон, либо стойте возле окна.

3. Если очаг возгорания небольшой, попытайтесь справиться с ним самостоятельно: водой, песком, огнетушителем, любой плотной тканью, землей из цветочных горшков.

4. При небольшой задымленности в подъезде продвигайтесь к выходу на четвереньках, ползком, держась за стены, при этом, если возможно, прикройте органы дыхания тканью, если нет—задержите как можно дольше дыхание.                                                                                                                                        

ОЧЕНЬ ОПАСНО, поэтому НЕЛЬЗЯ:

1. Выходить в сильно задымленный коридор, подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие.

2. Разбивать и открывать в горящем помещении окна, т.к. при доступе свежего воздуха огонь разгорится еще сильнее.

3. Пользоваться во время пожара лифтом.

4. Спускаться вниз по лестничному маршу, держаться за перила — они нередко ведут в тупик.

5. Прыгать из окон. Каждый второй прыжок с 3 этажа и выше — смертелен.

6. Проходить сквозь горящее помещение, если нет уверенности, что вы сможете проскочить его за несколько секунд.

 ЗАПОМНИТЕ!

За 15 минут выгорает полностью 3-комнатная квартира;

Смертельная доза угарного газа для человека — 4-5 минут нахождения в задымленном помещении.

ОЧЕНЬ ОПАСНО, поэтому НЕЛЬЗЯ:

1. Выходить в сильно задымленный коридор, подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие.

2. Разбивать и открывать в горящем помещении окна, т.к. при доступе свежего воздуха огонь разгорится еще сильнее.

3. Пользоваться во время пожара лифтом.

4. Спускаться вниз по лестничному маршу, держаться за перила — они нередко ведут в тупик.

5. Прыгать из окон. Каждый второй прыжок с 3 этажа и выше — смертелен.

6. Проходить сквозь горящее помещение, если нет уверенности, что вы сможете проскочить его за несколько секунд.

 ЗАПОМНИТЕ!

За 15 минут выгорает полностью 3-комнатная квартира;

Смертельная доза угарного газа для человека — 4-5 минут нахождения в задымленном помещении.



Предварительный просмотр:

  1. Что обязательно должно висеть в школе на стене?

- картинки с рисунками на тему пожара;

- план эвакуации;

- портреты пожарных;

- ковры.

  1. Какой из этих предметов отсутствует на пожарном щите?

- лом;

- багор;

- огнетушитель;

- грабли.

  1. Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?

- залить сковороду водой;

- вынести её из кухни;

- выключить газ, накрыть сковороду крышкой;

- убежать.

  1. Что делать, если из телевизора пошёл дым?

- залить телевизор водой;

- выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;

- убежать в другую комнату.

5. Если случится большой пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:                  

 а) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;                                                                          б) начну тушить пожар в квартире;                                                                                                      в) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

6. Если комната начала наполняться густым едким дымом?                                                                      а) открою окно и дверь;                                                                                                                                    б) буду продвигаться к выходу;                                                                                                                     в) закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу.

г) зареву и спрячусь за креслом.

7. Что делать, если огонь в квартире еще маленький?                                                                                 а) оповестить соседей и приступить к тушению огня;                                                                                  б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;                                           в) открыть в комнате окна.

г)сяду смотреть телевизор.

8. Что ты будешь делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?                                                                                                                                                    а) залью сковороду водой;                                                                                                               б) вынесу ее из кухни;                                                                                                                                          в) выключу газ, накрою сковороду крышкой.

9.Как правильно вызвать пожарную команду?

             1) называет адрес, где горит;

  1. свой номер телефона;
  2. свою фамилию;
  3. на каком этаже горит;
  4. как лучше подъехать к дому;
  5. сколько подъездов в доме.
  6. где лежит твоя любимая игрушка

10. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ;

 б) Пойду понюхаю, откуда пахнет;

 в) Позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут;

г) Открою окно,   постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света.

11. Телефон при пожаре:

 а) 03;

 б) 01;

        в) 02. 

12. Что ты будешь делать, если включенную конфорку газовой плиты  залило водой из кипящего чайника?

а)зажечь конфорку снова

б)проветрить кухню

в)выключить газ, проветрить кухню, протереть плиту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь-друг, огонь-враг!

Конспект урока с примененим игровых технологий...

Занятие-практикум "Огонь-друг, огонь- враг"

причины возникновения пожара в жилище, правила поведения при пожаре....

Огонь – друг, огонь – враг.

внеклассоное мероприятие для учеников 2-х классов...

КТД "Огонь -друг, огонь - враг человека"

мероприятие для проведения Дня безопасности  в лагере дневного пребывания...

"Огонь - друг, огонь - враг"

Цель данного мероприятия: закрепить знание основ пожарной безопасности....

Урок – путешествие «Огонь – друг и враг человека» 1 класс

Ребята! Постарайтесь, чтобы огонь был вашим другом. Берегите от огня свою жизнь, дом, в которм вы живете, школу, в которой вы учитесь....