Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Чунина Элеонора Гивиевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                    «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Утверждаю:                                                                                         Рассмотрено:

Директор школы                                                                                 на заседании ШМО

_________Артемова Н.С.                                                                   учителей начальных                                                                                            

Приказ № _____ от _________                                                          классов

                                                                                                              Протокол № ________

                                                                                                              от _________________

                                                                                                              руководитель ШМО                                                                                                                                                  

                                                                                                               Чунина Э.Г. _______

                                        Рабочая программа

                              по учебному предмету «Окружающий мир»

                                  УМК «Система Л. В. Занкова» 4 класс

                     (2 часа в неделю, 34 учебных недели, за год 68 часов)

Рабочая программа разработана

  учителем начальных классов

______________________________

  1. Пояснительная записка.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность
  • мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе,
  • пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,
  • измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников); воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край,
  • уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Согласно учебному плану в 4 классе на изучение курса выделено 68 часов (2 урока в неделю). Особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

                Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной

учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей

деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной

задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы освойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об

окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами,         таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы

решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделятьинформацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании  и без указания количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа1ресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным  основаниям (критериям);

– строить логическое  рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

                     Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

    – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

   – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в

группе, в паре);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;

– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа -это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей

деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах

истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - осознанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества,  так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи.Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально  формулированные в учебнике задания.

В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа  построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101).

Содержание программы

4 класс (68 часов)

Человек и окружающий мир (21 час)

Человек и природа

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия -источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка -основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Человек и общество

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики;

составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).

Преобразования в России (10 часов)

Человек и общество

Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

Человек и природа

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных  свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.

Человек и общество

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов.

План местности.

Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург -один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).

Мир человека в Новое время (27 часов)

Человек и природа

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

Человек и общество

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941 -1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.

Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).

Современная Россия (10 часов)

Человек и общество

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция -Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации -глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.

Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Краеведение (в течение года). Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период:  особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.

Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

Краеведение (в течение года)

 

           Тематическое планирование курса «Окружающий мир»

                  4 класс (68 часов)

 Человек и мир, созданный им                              5 ч

Сфера разумной жизни Условия современной жизни

Техника и человек
Человек познает самого себя
Лекарственные растения
Наши соседи на Западе        16 ч

Где и как жили рыцари Почему осанка выделяла рыцаря Тело человека «Черная смерть» На подступах к Новому времени Расширение знаний о Земле Развитие науки Победа над эпидемиями Зачем нужна гигиена Особенности кожного покрова

Преобразования в России        10 ч

Россия при Петре I Становление российской науки Горное дело

Русское военное искусство

Разнообразие природы Земли        7 ч

Северные земли России Самый маленький материк

Русские на шестом континенте

Дальний Восток России

Особенности природы гор

Человеческие расы
События XIX-XX веков        10 ч

Развитие науки и техники

Новые знания о человеке

Россия в XX веке
Человек и природа        10 ч

Охрана природы Дыхание человека Сельское хозяйство Зачем человек ест

Современная Россия        10 ч

Человек и общество Россия - наша Родина Москва - столица России Устройство государственной власти Символы и праздники России Человек в современных условиях Нравственные нормы жизни «Есть еще порох в пороховницах!»

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

                                                  Человек и природа

           Обучающийся научится:

– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

- использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных

природных объектов на физической карте России;

– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере

одного из сообществ);

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный

и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на

природу изучаемых зон, охрана природы);

– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)

как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу

         и при отдыхе у водоема;

– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;

составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники,

хвойные, цветковые;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает

существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

                                              Человек и общество

Обучающийся научится:

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

– используя дополнительные источники информации, находить факты,

относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных

группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;

– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его

жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научится:

– оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие

обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

– о древнейшей истории человека, о первых государствах;

– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

– об истории и выдающихся людях родного края.

  1. Описание материально – технического обеспечения    образовательного процесса.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Электронно-цифровые комплекты и информационно-коммуникационные средства обучения и воспитания

Наглядные пособия, натуральные объекты и модели

Термометр электронный 1

Компас жидкостный планшетный

Лабдиск

Лаборатория «Архимед»

Теллурий

Модель «Строение Земли»

Коллекции полезных ископаемых

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Набор  муляжей тропических фруктов

Набор  муляжей грибов

Набор муляжей овощей

Физическая карта РФ

Карта природных зон РФ

Физическая карта мира

Карта полушарий

Глобус Земли физический

Глобус Земли политический

Микроскоп школьный и микропрепаратами

Интерактивное учебное пособие по окружающему миру 1 класс

Интерактивное учебное пособие по окружающему миру 2 класс

Интерактивное учебное пособие по окружающему миру 3 класс

Интерактивное учебное пособие по окружающему миру 4 класс

Комплект таблиц по окружающему миру + дидактические раздаточные карточки 1 класс

Комплект таблиц по окружающему миру + дидактические раздаточные карточки 2 класс

Комплект таблиц по окружающему миру + дидактические раздаточные карточки 3 класс

Комплект таблиц по окружающему миру + дидактические раздаточные карточки 4 класс

Комплект таблиц по ОБЖ

Коллекции полезных ископаемых

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Набор  муляжей тропических фруктов

Набор  муляжей грибов

Набор муляжей овощей

Физическая карта РФ

Карта природных зон РФ

Физическая карта мира

Карта полушарий

Карта звездного неба

Солнечная система

Глобус Земли физический

Глобус Земли политический

Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Персональный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Интерактивная доска.

       Учебно-методический комплект

Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

Окружающий мир

Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

20__

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Рабочая тетрадь (на печатной основе)

Рабочая тетрадь по окружающему миру

Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

20__

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Тетрадь для контрольных работ (на печатной основе)

Атлас

Контурная карта

Другое

Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 4 класс»

Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

2013

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова

Н. В. Нечаева,С. В. Бухалова

2012

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Поурочно-тематическое планирование к учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казаковой "Окружающий мир". 3-4 класс

ГаляшинаП.А.,Плотникова А.Ю

2013

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

Утверждаю:                                                                                                                                           Рассмотрено:

Директор школы                                                                                                                                 на заседании ШМО

_________Артемова Н.С.                                                                                                                   учителей начальных классов

Приказ № _____ от_____________                                                                                              протокол № __                                                                                                                  

                                                                                                                                                                 от ________________

                                                                                                                                                                 руководитель ШМО                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                 Чунина Э.Г _______

Календарно-тематическое планирование

 учебного предмета «Окружающий мир»

УМК «Система Л.В.Занкова»   4 класс

(2 часа в неделю, 34 учебные недели, за год 68 часов)

Рабочая программа разработана

  учителем начальных классов

______________________________

                                                                                                 

Пояснительная записка к поурочному планированию

Программа 4 класса разработана в соответствии с Федеральным Государственным ОбразовательнымСтандартом для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения Л.В.Занкова.

Автор программы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.

Год издания:2012.Издательский дом «Федоров»,издательство: «Учебная литература»

Количество учебных часов для выполнения:

•        плановых контрольных уроков: 4

•        административных работ:

•        экскурсий: 3

•        практических работ: 17, из них практических работ с картой - 6

Учебно-методический комплект (далее – УМК):

Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

Окружающий мир

Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.

20__

Изд-ий дом «Федоров»,

Изд-во: «Учебная литература»

Рабочая тетрадь (на печатной основе)

К учебнику «Окружающий мир»

Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.

20__

Изд-ий дом «Федоров»,

Изд-во: «Учебная литература»

Методические рекомендации для учителя

*ОНЗ-Урок «открытия» новых знаний

ОУР-Уроки отработки умений и рефлексии

ПСЗ-Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

РК-Уроки развивающего контроля

ИТ-Урок-исследование (урок творчества)

№ урока

Дата

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

в теме

Вид урока

(форма проведения урока)

Вид контроля

Оборудование

ИКТ-поддержка

Домашнее задание

Использование интернет-ресурсов, собственных ЦОР, медиаресурсов и др.

Используемое оборудование (комп., оргтехника, электронное оборудование)

план

фактически

1

Человек и мир созданный им

Условия современной жизни

1

ОНЗ*

Текущий

Работа с презентацией

Компьютер, проектор

2

Первопроходцы в науке

1

ОНЗ

Текущий

Таблица, раздаточный материал

Работа с материалами  сайта Википедия

Компьютер, проектор

3

Техника и человек

1

ОНЗ

Текущий

                Диск: «Электронные уроки»

Компьютер, проектор

4

Медицина - одна из древнейших наук

1

ОНЗ

Текущий

                

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

5

Клетка – основа строения и роста живых организмов. Практическая работа: «Строение клетки»

1

ИТ

Тематический

Микроскоп, образцы для изучения, таблица, раздаточный материал

                Диск: «Электронные уроки»

Компьютер, проектор

6

Режим в жизни человека.

1

ОНЗ

ИТ

Текущий

Толковый словарь

                Диск: «Электронные уроки»

Компьютер, проектор

7

Наши соседи на Западе

Практическая работа: «Выработка правильной осанки»

1

ОНЗ

Текущий

Работа с презентацией

Компьютер, проектор

8

 Где и как жили рыцари?

1

ПСЗ

Тематический

Работа с презентацией

Компьютер, проектор

9

Практическая работа: «Работа с гербариями лекарственных растений

1

ОНЗ

Текущий

гербарий лекарственных растений

10

Опора и защита тела.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица

11

Позвоночник.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица

12

Наши соседи на Западе

Череп. Его основные части.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица

13

Грудная клетка.

1

ОНЗ

Текущий

14

Конечности – живые рычаги. Практическая работа; «Оказание первой помощи при легких травмах»

1

ОНЗ

Текущий

Бинт, лангет, антисептические препараты

15

Мышцы и движение. Экскурсия в ФОК «Ока»

1

РК

Тематический

16

Самостоятельная работа по теме «Тело человека»

1

ОНЗ

Текущий

17

«Чёрная смерть» (эпидемия чумы на Руси)

1

ОНЗ

Текущий

Работа с материалами  сайта Википедия

Компьютер, проектор

18

Начало нового времени (эпоха Возрождения)

1

ОНЗ

Текущий

                Диск: «Электронные уроки»

Компьютер, проектор

19

Расширение знаний о Земле.

Природа Нового Света

1

ОНЗ

Текущий

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

20

Устройство Вселенной

1

ОНЗ

Текущий

Таблица, раздаточный материал

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

21

Почему предметы падают вниз (закон всемирного тяготения)

1

ОНЗ

Текущий

Работа с материалами  сайта Prezentacii.com

Компьютер, проектор

22

Открытие невидимого мира (микробиология)

Практическая работа: «изучение «мира» в капле воды»

1

ОНЗ

ИТ

Текущий

Микроскоп, образцы для изучения

23

Победа над эпидемиями

1

ОНЗ

Текущий

24

Зачем нужна гигиена

1

ОНЗ

Текущий

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

25

Особенности кожного покрова. Практическая работа: «Наблюдение строения и функции кожи»

1

ИТ

Тематический

Микроскоп, образцы для изучения

26

Обобщающий урок. Контрольная  работа

1

РК

Итоговый

27

Преобразования в России

Царь - плотник

1

ОНЗ

Текущий

Портрет Петра 1

Работа с материалами  сайта Википедия

Компьютер, проектор

28

Выход к морю Практическая работа

1

ОНЗ

ИТ

Текущий

Работа с картой

29 30

Пётр I – царь и человек. Защита рефератов.

2

ПСЗ

Текущий

Портрет Петра 1

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

31 32

Становление Российской науки. Практическая работа: «Свойства горной породы» часть 1

2

ОНЗ
ИТ

Тематический

Коллекция горных пород и полез ископаемых

33

Горные породы. Полезные ископаемые

Практическая работа: «Свойства горной породы» часть 2

1

ОНЗ

ИТ

Текущий

Коллекция горных пород и полез ископаемых

                Диск: «Электронные уроки»

Компьютер, проектор

34

Каменное царство Практическая работа: «Свойства горной породы» часть 3

1

ОНЗ

ИТ

Текущий

Коллекция  полез ископаемых

35

Горючие полезные ископаемые

1

ОНЗ

Текущий

Коллекция  полез ископаемых

36

Кто открывает и добывает полезные ископаемые

1

ОНЗ

Текущий

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

37

Ни разу не побеждённый

1

ОНЗ

Текущий

Портрет А.В.Суворова

Работа с материалами  сайта Википедия

Компьютер, проектор

38

Отечественная война 1812 год Практическая работа

1

ОНЗ

ИТ

Текущий

Работа с картой

Работа с материалами  сайта Википедия

Компьютер, проектор

39

План местности

1

ОНЗ

Текущий

Таблица, раздаточный материал

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

40

Практическая работа «Составление плана местности»

1

ОУР

Тематический

Компьютер, проектор, док-камера

41

Северные земли России

Практическая работа

1

ОНЗ

ИТ

Текущий

Работа с картой

42

Разнообразие природы Земли

Поиски неведомой земли

Практическая работа

1

ОНЗ

ИТ

Текущий

Работа с картой

43

Русские на шестом континенте

1

ОНЗ

Текущий

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

44

Дальний Восток России.

Практическая работа.

1

ОНЗ

ИТ

Текущий

Работа с картой

                Диск: «Электронные уроки»

Компьютер, проектор

45

Особенности природы гор

1

ОНЗ

Текущий

Таблица, раздаточный материал

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

46

Человеческие расы

1

ОНЗ

Текущий

Работа с материалами  сайтов ЕКЦОР  и Википедия

Компьютер, проектор

47

События XIX—XX веков

Развитие науки и техники. Экскурсия на промышленное предприятие.

1

ИТ

Текущий

48

Новые знания о человеке

1

ОНЗ

Текущий

49

Открытие деятельности нервной системы. Строение и работа нервной системы.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица, раздаточный материал

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

50

Значение кровеносной системы. Путь крови. Практическая работа: «Подсчет ударов пульса»

1

ОУР

Тематический

Секундомер, таблица, раздаточный материал

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

51

Обобщающий урок по теме «Знания о человеке»

1

РК

Итоговый  

52

События начала века

1

ОНЗ

Текущий

53

Великая Отечественная война (1941—1945)

1

ПСЗ

Текущий

Работа с материалами  сайтов ЕКЦОР  и Википедия

Компьютер, проектор

54

Страны – участники Второй мировой войны

1

ОНЗ

Текущий

Работа с материалами  сайта Википедия

Компьютер, проектор

55

Век научных открытий. Самостоятельная работа по теме «Россия в XX веке»

1

РК

Тематический

Компьютер, проектор, документ-камера

56

Человек и природа

Охрана природы

1

ПСЗ

Текущий

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

57

Органы дыхания. Практическая  работа:

«Определение количества дыхательных движений в минуту»

1

ОНЗ

Текущий

Таблица, раздаточный материал

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

58

Животноводство

1

ОНЗ

Текущий

Таблица, раздаточный материал

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

59

Растениеводство

Практическая работа: «Весенние работы на пришкольном участке»

1

ОНЗ

Текущий

Таблица, раздаточный материал

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

60

Состав пищи. Витамины (исследовательская работа)

1

ИТ

Тематический

Работа с материалами  сайта Википедия

Компьютер, проектор

61

Органы пищеварения Длинная дорога бутерброда

1

ОНЗ

Текущий

Таблица, раздаточный материал

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

62

Обобщение знаний. Самостоятельная работа

1

РК

Тематический

Карточки-задания

63

Современная Россия

Человек и общество

1

ОНЗ

Текущий

64

Россия наша Родина. Москва – столица России.  Практическая работа с картой России.

1

ПСЗ

ИТ

Тематический

Работа с картой

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

65

Устройство государственной власти

1

ОНЗ

Текущий

Конституция РФ

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

66

Символы и праздники России

1

ПСЗ

Текущий

Флаг, герб, гимн РФ

                Работа с презентацией

Компьютер, проектор

67

Годовая к/р

1

РК

Итоговый

Карточки-задания

68

Человек в современных условиях Нравственные нормы жизни

1

ПСЗ

Текущий

Экскурсия в краеведческий музей в каникулярное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс.Лазарева.Система Занкова

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. В.А Лазарева(102 ч.)...

Рабочая программа по предмету"Русский язык" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС (учебник Поляковой А.В.)

Рабочая  программа предмета "Русский язык" 3 класс, система Занкова Л.В. разработана с использованием авторской программы Поляковой А.В. , Песняевой Н.А..; программы Нечаевой Н.В.. Соответствует ...

Рабочая программа по предмету"Окружающий мир" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС НОО (автор учебника Дмитриева Н.Я.)

Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС НОО, на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я. и др.. В программе освещены Планируемые результаты освоения обучающимися, в календарно-тематиче...

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Русский язык" автор Полякова А.В. по ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" (система Л.В.Занкова) разработана в соответствии ФГОС НОО...

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...