Разработка урока по окружающему миру "Зимние месяцы"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Мирзанурова Розалия Мукатдисовна

 

Тема урока: Зимние месяцы.

Задачи урока: учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы

Планируемые результаты: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    « Гимназия №1» Елабужского муниципального района

Разработка урока по окружающему миру  «Зимние месяцы», 2 класс

         

                                                                                                                                                 

                                         Учитель начальных классов

                                            I квалификационной категории                                                                                               

                                                    Мирзанурова Розалия Мукатдисовна

Елабуга, 2013

Тема урока: Зимние месяцы.

Задачи урока: учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы

Планируемые результаты: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. 

- Здравствуйте ,ребята! Сегодня у нас необычный урок.

- Сегодня нам снова предстоит войти в наш волшебный год-сад. Кто помнит загадку о нем?  О чем в ней говорится? Давайте я напомню вам её начало

Есть у моего батюшки сад…

В саду двенадцать гряд

Гряды крест- накрест разгорожены

Сколько гряд в каждой клети положено?

     Ворота волшебного сада нам откроют три сказочных брата. На их роли мы пригласим кого-то из наших мальчиков. (Раздаю короны с названиями децембер, януариус, фебраруариус)

   Нам надо разгадать, как зовут этих братьев. Попробуйте перевести их имена на русский язык. Переводить мы будем с латинского языка. Задача сложная, так -что сосредоточьтесь. на звучании этих древних слов.

II Актуализация  знаний и фиксация затруднения.

           Теперь давайте проверим, в правильном ли порядке стоят наши братья? Хором скажем названия зимних месяцев в правильном порядке.

Вот  ворота и открылись.Мы во второй части года-сада.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить в нашем саду.?

(ответы детей)

Слайд: Зимние месяцы

Посмотрите пожалуйста на экран на изображения зимних месяцев

Слайд: Декабрь, январь, февраль.

 - Почему декабрь в виде старого деда мороза?

 - Январь в виде мальчика, а февраль чуть старше? (ответы детей)

Учитель: В зиме, как и в других временах года, три месяца. Знакомься:
Декабрь – он самый старый, самый последний и старший из месяцев в году.
Январь – он первый, самый младший месяц нового года. Видишь, он стоит с новогодней ёлочкой. Но в зиме он второй, средний месяц.
Февраль – последний месяц зимы.


А теперь давай узнаем о них побольше.

Слайд: Декабрь  

ДЕКАБРЬ

Ребята расскажите , что вы можете сказать о декабре месяце?

(ответы детей)

Учитель:

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки

Солнце светит мало

Вот пришли морозцы

И зима настала.

И. Суриков

Это стихотворение Сурикова именно о декабре. Ведь декабрьский снег будет лежать долго - до весны.

  А теперь откройте учебник с.5. Прочитайте информацию о декабре.

- Почему декабрь называют студень, холодень,лютовеи,ледостой, годопроводец? ( ответы детей)

   Раз уж в декабре идет снег холодно, давайте окутаем наше дерево снежинками, чтобы корни не замерзли, чтобы дереву было теплее. У кого  снежинки выходите, помогите нашему перезимовать.

Учитель:

     Радуются снегу растения – тёплым одеялом укрывает он их до весны.
Радуются снегу животные – он прячет их домики и норки.
Не заберутся туда жгучие морозы. Не задуют пронизывающие ветры.
Но снег еще прячет и последние колоски с зернышками, желуди и орешки, рассыпанные по земле. Холодно и голодно зимой лесному народу

   Ребята ,а какой праздник мы с нетерпение ждем?

Да ребята, скоро Новый год. Новый год заканчивает декабрь, но с новым годом какой месяц начинается?

Слайд: Январь

 ЯНВАРЬ

Учитель:

И вот наступил январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы.

Что же происходит в январе?

Это самый холодный месяц.
Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна.

Прочитайте по учебнику информацию о январе.

Почему январь называют просинец, лютовой, сечень, перелом

зимы,перезимье?( ответы детей)

От лунного света искрится снежок,

Январская ночь холодна.

В пушистое облачко, словно в платок,

Закуталась в небе луна.

Она одиноко плывет в небесах,

Ей зябко в пустой вышине,

От холода люди закрылись в домах,

Но негде укрыться луне.

Учитель:

Люди укрылись в своих домах. А кому трудно в январе? Кому нужна наша помощь? Как же мы можем помочь?

 - Давайте ребята и мы откроем птичью столовую и накормим наших птиц. Ведь птицам не только холодно, но и голодно.

Физминутка

Шагаем  дальше по нашему волшебному саду и навстречу нам Февраль

Слайд: Февраль

Чем же нас может удивить последний месяц зимы?

Что же пишут о феврале? Объясните.(снежень,бокогрей,кривые дороги,снегосей.крутень. межень)

Учитель:

Это последний месяц зимы.
В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы.

Погода становиться мягче, теплее, чем в январе.
От того снег становиться липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб.

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную лепили.

 

Снег февральский слабый, слабый

Мялся под рукой.

Но как раз для снежной бабы

Нужен нам такой.

Нам работать было жарко,

Будто нет зимы,

Будто взял февраль у марта

Тёплый день взаймы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой вьется по земле

Лёгкая поземка.

Раз в феврале дни теплее и снег липкий ,чем мы можем занятья?

(ответы детей)

Тогда и в нашей полянке слепим снеговика. Но для этого надо выполнить задания.

Отгадать загадки. Кто отгадывает. начинает лепить нашего снеговика.

V Рефлексия учебной деятельности.

А сейчас ребята прежде чем мы не ушли из сада проверю –ка я вас .

Что нового узнали. Сейчас услышите старинные названия месяцев. Подумайте какого?

Студень,холодень,ледостав,годопроводец .Почему?

А теперь подумайте: о каком месяце сейчас пойдет речь?(Просинец, сечень)

А какой месяц назывался в старину: межень, крутень?

Молодцы , ребята. Теперь мы спокойно можем покинуть этот сад и вернуться в классный кабинет.

Стойте,стойте! Обратите внимание  на нашу лесную полянку. Что-же мы забыли? (Забыли украсить елку. Ведь скоро новый год! Это нам лучшая возможность оценить наши сегодняшние знания. Ребята кто сегодняшний материал усвоил хорошо, берите красные шары и украсьте ими нашу елку. А у кого еще остались пробелы они берут синие шары и тоже укращают нашу елку и еще раз читают дома сегодняшний материал. Может быть у кого-то остались много вопросов по сегодняшней теме берите пожалуйста желтые шары и украсьте елку.

А теперь посмотрите на полянку, какую красивую. праздничную и гостеприемную полянку мы устроили в нашем волшебном саду.

                                 Наша лесная полянка

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Разработка урока по окружающему миру "Зимние месяцы

     Задачи урока: учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего ...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...