Откуда берутся снег и лёд?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Фомкина Татьяна Александровна

Урок - исследование. Тип урока: изучение нового материала. Технологии: проблемного обучения, ИКТ, технология сотрудничества.

Форма работы: в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_urok_v_1-b_klasse_13_yanvarya_2012.docx27.43 КБ
Файл okr.mir_1_klass.pptx899.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

                                        Разработала и провела урок Фомкина Т.А., учитель

                                                                  высшей квалификационной категории

Окружающий мир.1-б класс.                                         

Тема урока: Откуда берутся снег и лед? (Урок - исследование)

Цели урока:

- учить: - определять свойства снега и льда;

                  -  проводить физические опыты;

                  -  обрабатывать и обобщать полученную информацию.

                  - формировать умения детей в сфере самостоятельной  познавательной   деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией,                               умение увидеть проблему и найти пути ее решения;

 -  развивать умение работать в группе;

  - воспитывать экологическую грамотность.

  Оборудование: форма для приготовления льда, оборудование для практической работы по изучению свойств снега и льда, чистоты снега, цветные карандаши, "Рабочая тетрадь" к учебнику "Окружающий мир", 1 класс, презентация «Снег и лёд», цветная и белая бумага.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: проблемное обучение, ИКТ, технология сотрудничества.

Форма работы: работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром…

- Что это за царица? (Зимушка - зима)

  Слайды №

II. Ассоциативный ряд слов.

- Закройте глаза. Давайте шёпотом произнесём слово “зима”.

- Какие слова и словосочетания возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово ”зима?” (ответы детей)

III. Вступительное слово учителя 

1. С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая всё кругом

Мягким бархатным ковром.

     2. Снежинки – картинки,  взгляни поскорей!

         У каждой по шесть серебристых лучей.

         И каждый зазубренный лучик –

         Зимы заколдованный ключик.

- Сколько лучей имеет каждая снежинка?

Слайды №

- А сейчас мы с вами устроим снегопад! (Наметить свою снежинку).

(Дети берут снежинки,  лежащие на столах, и прикрепляют их на доску).

Электронная  музыкальная физминутка «Белые снежинки».

- А у нас сегодня на уроке гость. Отгадайте, кто он.

В голове снег, в животе снег,

И в ногах снег, и в руках снег.

Что за чудо – человек?

(Снеговик)   Слайд №

- Снеговик принёс загадки, вы хотите их отгадать?

Отгадайте загадки.       "Мозговой штурм" Слайд №

 1. Он пушистый, серебристый,
    Но рукой его не тронь.
    Станет капелькою чистой,
    Если сядет на ладонь. (Снег)

2.  Бел, да не сахар,

     Ног нет, да идет. (Снег)

3.  Рыбам зиму жить тепло:

     Крыша - толстое стекло. (Лед)

4.  Мальчишек радостный народ,
    Коньками звучно режет..(Лёд)

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, почему все загадки только про снег и лёд?

Тема урока: Откуда берутся снег и лёд?

- А что вы можете рассказать про снег? Про лёд?  

(Рассказы детей на основе их наблюдений, знаний).

- А что вы хотите ещё про снег и лёд узнать?

Если дети затрудняются, им помогают Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

Целеполагание.

1. . Что такое снег и лёд?

2. Откуда берутся снег и лёд?

3. Какие свойства они имеют?

V. Исследовательская работа.

- Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать, провести опыты.

- Как вы считаете, опыты проводить удобнее по одному или в паре? Почему?

 (Помогать, обсуждать, наблюдать, делать выводы).

- Какие правила нужно соблюдать, работая в паре?  

(Советоваться, не шуметь, уметь договариваться, дружно…).

- Чтобы проводить исследования на каждой парте имеется оборудование для практической работы.

Цель нашего исследования: изучение  свойств снега и льда.

Выдвижение гипотезы: предположим, что  снег и лед - это не одно и то же.

Проверим это опытным путем.

Результаты опытов ребята записывают в табличку на парте, затем проводится самопроверка. Таблица заполняется и на экране.

СНЕГ

ЛЁД

1

2

3

4

5

6

Практическая работа №1 «Сравнение снега и льда по цвету». 
На каждую парту дежурные раздают заранее заготовленные блюдца со снегом и льдом.
- Рассмотрите снег и лед. Определите их цвет.
Дети определяют, что снег белый.  – Как это можно доказать? Докажите!

Учитель берет комочек снега и белую бумагу. Дети убеждаются в том, что они правы в определении цвета.
- Можно ли сказать, что лед белый?

 (Если дети смогут назвать лед бесцветным, то последующая работа не требуется).
Помогая учащимся овладеть понятием «бесцветный», учитель показывает голубую, желтую, серую и другую бумагу. Дети сравнивают ее цвет и цвет льда. Наконец учитель берет кусочек стекла и предлагает сравнить цвет стекла и цвет льда. Дети приходят к выводу, что лед и стекло не имеют цвета, т. е. бесцветные.

Снег                                 Лед

      Белый                              Бесцветный

- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.

- О чём эта загадка?

Практическая работа №2 «Сравнение снега и льда по прозрачности».
- Положите на газету тонкий слой снега. Видно ли текст?
- Положите на газету тонкую пластинку льда. Видно ли текст?
- Как называются предметы, через которые все видно?
- Сделайте вывод о прозрачности снега и льда.

Снег                                 Лед

      Белый                              Бесцветный

Непрозрачный                Прозрачный

Практическая работа №3 «Сравнение снега и льда по плотности».

- Представьте себе такую картину: всю ночь шёл снег, а утром прошёл человек? Что вы увидели на снегу? (следы)

- Почему на снегу остаются следы? (его приминают)

- Каким бывает только что выпавший снег? (рыхлым)

- А если вы пройдёте по наезженной дороге, останутся следы? (нет)

- Почему?

- Какой снег на дороге? (плотный)

Вывод: Снег может быть и плотным и рыхлым.

- Посмотрите на снег и лёд. Что плотнее?

- Попробуйте палочкой поворошить снег.

- Что с ним происходит? (рассыпается)

- Значит, снег плотный, но рыхлый.

- Попробуйте поворошить палочкой лёд.

- Что с ним происходит? (не рассыпается)

- Давайте попробуем ударить по льду. (Учитель демонстрирует)

-  Что с ним произошло?

- Лёд треснул, поломался.

- Значит, вывод: лёд плотный, но хрупкий.

Снег                                 Лед

Белый                                     Бесцветный

Непрозрачный                      Прозрачный

Плотный, но                          Плотный, но

Рыхлый                                  Хрупкий

Практическая работа № 4 «Что легче?».

Бросьте снег и лед в стакан с водой. Что вы видите? (плавают на поверхности)

Вывод: снег и лёд легче воды.

- Почему лёд образуется на поверхности водоёма, а не на дне? (лёд легче воды)

- А что произошло бы, если бы лёд был тяжелее воды? ( Водоёмы промёрзли бы и рыба, и водоросли погибли бы).

- Почему растения не вымерзают под снегом? (там тепло)

Вывод: снег и лёд сохраняют тепло.

Практическая работа № 5 « Снег и лёд как тают?».

-  Можно ли сказать что снег и лёд вода? (да, можно)

-Как это можно доказать?

Опыт:
На учительском столе стоят 2 стакана с теплой водой. По просьбе учителя ученик подходит к столу и на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой.
- Что произойдет со снегом и водой, если они попадут в теплую воду? (Они растают).
- Проверим ваше предположение.
Учитель кладет в стаканы по кусочку снега и льда и, держа в руках, показывает детям.

 - Какой вывод можно сделать?

Вывод: Снег тает быстро, а  лед тает  медленнее.

- На дворе горой, а в избе водой.

- О чём эта загадка?
- Во что превратились снег и лед?   В воду.

Значит и снег, и лёд – это вода?

Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед - это не одно и то же.

Хотя у них разные свойства, снег и лед – это состояния  замерзшей воды.

Назовите общие свойства снега и льда.

1. Легче воды. 2. Сохраняют тепло. 3. Состоят из воды. 4. Бывают плотными.

Практическая работа № 6 «Снег и лёд тают от тепла?».

 - Возьмите снег и лёд. Положите на ладошку. Что вы заметили?

Вывод: снег и лёд тают от тепла.

- А почему же снег и лёд зимой на улице не тают?

- На улице зимой холодно, морозно.

VI. Обобщение.

Назовите отличительные свойства.

Снег

Лёд

Белый

бесцветный

Непрозрачный

прозрачный

Быстро тает

медленно тает

Рыхлый

хрупкий

- Выполните задание № 2 в рабочей тетради на с.46. Проверка в паре.

- Почему нельзя есть снег и сосульки?  (Можно заболеть, они грязные…)

Цель  исследования: исследовать чистоту снега.

Выдвижение гипотезы:  - Снег бывает грязным.

Проведение опыта учителем.

- Мы положили в стакан ком снега. Когда снег растаял, на дне стакана появился темный осадок. Через несколько слоев марли перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь.

Формулирование выводов.

 - Мы доказали гипотезу, что снег бывает грязным.

VII. Итог.

         Давайте поиграем в игру «Угадай, что это».

 Я раздаю карточки: на одной – снежинка, на другой написано «лед». Когда я называю поочередно свойства снега и льда, дети поднимают нужную карточку:

белый, бесцветный, прозрачный, непрозрачный, плотный, но рыхлый; плотный, но хрупкий; медленно тает, быстро тает.

Рефлексия.

- Что вы сегодня узнали на уроке про снег и лёд?

- Для чего мы проводили опыты?

- Кому понравилась работать в паре?

- Давайте поблагодарим друг друга за хорошую, интересную, дружную работу. Каждая пара подойдёт к доске, возьмёт свои снежинки и подарит друг другу.

СНЕГ

ЛЁД

1

2

3

4

5

6

7

СНЕГ

ЛЁД

1

2

3

4

5

6

7

СНЕГ

ЛЁД

1

БЕЛЫЙ

БЕСЦВЕТНЫЙ

2

НЕПРОЗРАЧНЫЙ

ПРОЗРАЧНЫЙ

3

ПЛОТНЫЙ, НО РЫХЛЫЙ

ПЛОТНЫЙ, НО ХРУПКИЙ

4

ЛЕГЧЕ ВОДЫ

ЛЕГЧЕ ВОДЫ

5

СОХРАНЯЕТ ТЕПЛО

СОХРАНЯЕТ ТЕПЛО

6

ТАЕТ БЫСТРО

ТАЕТ МЕДЛЕННО

7

СОСТОИТ ИЗ ВОДЫ

СОСТОИТ ИЗ ВОДЫ

СНЕГ

ЛЁД

1

БЕЛЫЙ

БЕСЦВЕТНЫЙ

2

НЕПРОЗРАЧНЫЙ

ПРОЗРАЧНЫЙ

3

ПЛОТНЫЙ, НО РЫХЛЫЙ

ПЛОТНЫЙ, НО ХРУПКИЙ

4

ЛЕГЧЕ ВОДЫ

ЛЕГЧЕ ВОДЫ

5

СОХРАНЯЕТ ТЕПЛО

СОХРАНЯЕТ ТЕПЛО

6

ТАЕТ БЫСТРО

ТАЕТ МЕДЛЕННО

7

СОСТОИТ ИЗ ВОДЫ

СОСТОИТ ИЗ ВОДЫ

Практическая работа №1

«Сравнение снега и льда по цвету».


Практическая работа №2

«Сравнение снега и льда по прозрачности».

Практическая работа №3

 «Сравнение снега и льда по плотности».

Практическая работа № 4

«Что легче?».

Практическая работа № 5

« Снег и лёд как тают?».

Практическая работа № 6

 «Снег и лёд тают от тепла?».

Resource id #3006

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края Окружающий мир, 1 –б класс Тема урока: «Какие свойства имеют снег и лёд?» (урок – исследование) Учитель начальных классов в ысшей квалификационной категории Татьяна Александровна Фомкина Январь 2012 г.

Слайд 3

Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса , белолица. Как махнула рукавом - Всё покрылось серебром.

Слайд 5

Мы такие разные

Слайд 7

Отгадайте загадки 1.Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, Если сядет на ладонь. 2. Бел, да не сахар, Ног нет, а идёт.

Слайд 8

3. Рыбам зиму жить тепло: Крыша – толстое стекло. 4. Мальчишек радостный народ, Коньками звучно режет …

Слайд 9

Урок - исследование Какие свойства имеют снег и лёд?

Слайд 11

СНЕГ ЛЁД 1. БЕЛЫЙ БЕСЦВЕТНЫЙ 2. НЕПРОЗРАЧНЫЙ ПРОЗРАЧНЫЙ 3. ПЛОТНЫЙ, НО ПЛОТНЫЙ, НО РЫХЛЫЙ ХРУПКИЙ 4. ЛЕГЧЕ ВОДЫ ЛЕГЧЕ ВОДЫ 5. СОХРАНЯЕТ ТЕПЛО СОХРАНЯЕТ ТЕПЛО 6. ТАЕТ БЫСТРО ТАЕТ МЕДЛЕННО 7. СОСТОИТ ИЗ ВОДЫ СОСТОИТ ИЗ ВОДЫ

Слайд 12

Спасибо за отличную работу, мои умнички !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда берутся снег и лёд

Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"

Урок окружающего мира в 1 классе...

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...

Откуда берутся снег и лед.

-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;-развивать творческие способности учащихся....

Откуда берутся снег и лед?

Перечень подаваемых материалов: конспект урока. Занятие на формирование познавательного интереса обучающихся, их учебной мотивации. Занятие соответствует развивающей технологии обучения...

"Откуда берутся снег и лед?

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе...