Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа "2100"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе основе федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011.

( Стандарты второго поколения) и авторской программы Вахрушев А.А., Раутин А.С. Программа по окружающему миру 3 класс

 « Обитатели Земли», «Мое Отечество». //   Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна.   – М. : Баласс, 2011    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okrmir3.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по окружающему миру

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе основе федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011.

( Стандарты второго поколения) и авторской программы Вахрушев А.А., Раутин А.С. Программа по окружающему миру 3 класс

 « Обитатели Земли», «Мое Отечество». //   Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна.   – М. : Баласс, 2011    

Рабочая программа ориентирована на использование  учебно -методического комплекса:

  1. Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Обитатели Земли):  учебник для 3-го кл. : в 2 ч.  /[ А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан] . -4 – е изд., перераб.– М.: Баласс, 2011. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»).
  2. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Окружающий мир, 3 класс. Рабочая тетрадь («Обитатели Земли»). – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012
  3. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс  («Обитатели Земли») . – М.: Баласс, Школьный дом,  2011
  4. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
  5. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»   («Моё Отечество»), 3 класс. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012
  6. Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс. («Моё Отечество»), - М.: Баласс; Школьный дом, 2011

Описание места в учебной программе

На изучение окружающего мира (в соответствии с составленной рабочей программой и с учетом количества учебных недель)  отводится всего 68 часов  в год (2  часа в неделю).

Рабочая программа имеет цель – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира и  способствует решению следующих задач изучения  окружающего мира  на ступени начального общего  образования:

  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей;
  • развитие умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты;
  •  развитие умения понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;
  • формирование навыков соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

         Данная программа составлена для реализации курса «Окружающий мир», который является частью курсов «Естествознание» и «Обществознание» и разработан в логике ознакомления  с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир.   Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, способствующий осмыслению и уточнению  личного жизненного опыта. В целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Ключевая идея  курса заключается в знакомстве обучающихся с целостной картиной мира и формированием оценочного, эмоционального отношения к нему.

Cпецифика курса «Окружающий мир». Ядром рационального постижения мира всегда была система наук,   составляющая основу школьных программ в основной и старшей школе. Предмет «Окружающий мир» приучает детей к целостному интегральному рациональному   постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, развивает личность обучающихся. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре, воспитанию гармоничной личности.

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук и требует особой организации учебной деятельности школьников в форме организации исследовательской деятельности,  решения проблемных творческих продуктивных задач.

Современное образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона курса «Окружающий мир»   связана с  формированием предметных  и универсальных способов деятельности, духовная  - с  личностным развитием человека, эмоционально-оценочным отношением к  миру.

Практическая полезность курса окружающего мира обусловлена тем, что в начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре, помогая стать образованным человеком.

Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредмтеных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов.

         При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применение следующих педагогических технологий: деятельностный метод обучения,  технология проектной и исследовательской деятельности, проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, технология КСО.        

                 Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса

по естествознанию

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

  • что такое тело;
  • что такое вещество; свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • что такое энергия;
  • о круговороте веществ (элементарные сведения);
  • о значении кислорода для дыхания живых организмов и человека;
  • о роли Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека;
  • основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
  • об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;
  • что такое почва и какова её роль в плодородии;
  • основные группы растений (хвойные, цветковые) и животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); грибы.

Учащиеся должны уметь:

  • применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
  • различать твёрдые тела, жидкости и газы;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • выделять звенья круговорота веществ;
  • классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
  • определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
  • уметь приводить наблюдения за растениями и животными;
  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса по обществознанию

К концу 3-го класса учащиеся должны иметь первичные представления о следующих понятиях и явлениях: родословное древо, Родина, государство, общество, закон, век, эра, ислам, христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда, великий государь, царь, император, чиновники, крепостное право, революция, Гражданская война, Советы, Коммунистическая партия, СССР, СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники.

Учащиеся должны уметь:

  • строить своё родословное древо;
  • ориентироваться в образной исторической карте;
  • вести счёт времени по векам и эрам;
  • определять последовательность исторических событий;
  • по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси, времена Московского Государства, времена Российской империи, времена Советской России и СССР, современная Россия;
  • различать следы исторического прошлого в современной действительности.

Таблица требований
к умениям учащихся по окружающему миру (программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

– уметь объяснять мир

– уметь определять свое отношение к миру

3-й класс (Естествознание)

• приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действия энергии;
• приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
• объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
• приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
• перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов

• доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;

3 класс (Обществознание)

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского Государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн, России, показывать на карте границы и столицу.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким, к прошлому и настоящему родной страны

Содержание предмета

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (11 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенноесамоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (13 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли.Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства -Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица -Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники

        

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,

и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые  результаты

Обучающийся   научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные работы:

  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Стандартизированная  контрольная работа.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Контроль УУД

         Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы 3-4 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

     Данная диагностика разработана для учащихся 3-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

     Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных  (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

      Вторая работа носит  интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

     Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

Межпредметные связи

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев в рабочую тетрадь, владение терминологией;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных схем, моделей, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным темам программы;
  • с уроками музыки: слушание музыкальных произведений к   изучаемым темам  
  • с уроками труда: изготовление моделей, мини-энциклопедий
  • с уроками литературного чтения: владение различными видами чтения для осознанного понимания учебного материала.

Учебно-методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

 Вахрушев А.А, А.С.Раутиан.  

- Москва: Баласс, 2011.

Методические рекомендации   для учителя к учебнику «Обитатели Земли».

Пособие для учителя

2

А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011

Учебник «Обитатели земли»

Учебник  для 3 класса

3

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011

Рабочая тетрадь к учебнику  «Обитатели Земли»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

4

Вахрушев А.А., Родыгина О.А.. 3-й класс.. – М.: Баласс, 2012

Методические рекомендации для учителя Окружающий мир. («Обитатели Земли»)

Пособие для учителя

5.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В.

Учебник «Моё Отечество».

Учебник для 3 класса

6.

Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»   («Моё Отечество»)

Рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса

7.

 А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, О.А.Родыгина,2012

Проверочные и контрольные работы к учебнику  «Обитатели земли».

Пособие

8.

Сизова Е.В., Харитонова Н.В. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс. («Моё Отечество»),

Пособие

9.

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.В.Чиханова

Наглядные материалы по окружающему миру для 3 класса

10.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

Сборник программ

11.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя

 

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011

Учебник «Обитатели земли»

Учебник  для 3 класса

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011

 

Рабочая тетрадь к учебнику  «Обитатели Земли»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В.

Учебник «Моё Отечество».

Учебник для 3 класса

Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»   («Моё Отечество»)

Рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса

 А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, О.А.Родыгина,2012

Проверочные и контрольные работы к учебнику  «Обитатели земли».

Пособие

Сизова Е.В., Харитонова Н.В. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс. («Моё Отечество»),

Пособие

Календарно-тематическое планирование

Типы роков:

 ОНЗ – урок «открытия» нового знания,

Р – урок рефлексии,

ОК – урок обучающего контроля знаний,

К – итоговый контроль знаний.

№п\п

Тема урока  

Тип урока

Виды деятельности

Развитие УУД

Дата

Необходимый

 уровень

Повышенный

уровень

план

факт

1 четверть   (18 часов)

Тема 1:  Вещество и энергия (4 часа)

1

Тела и вещества

ОНЗ

Приводить примеры веществ (Н).

Познавательные УУД

Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации. 

Регулятивные УУД

Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь сотрудничать в паре.

Личностные результаты

 Высказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

сентябрь

4

2

 Из чего состоит вещество.

 

ОК

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).

5

3

Что такое энергия

   

ОНЗ

Приводить примеры движения под действием энергии (П).

11

4

Превращение энергии.

 Проверочная работа № 2 «Энергия»

ОК

12

Тема 2:  Оболочка планеты, охваченная жизнью ( 6 часов)

 

5

Где обитают живые организмы

ОНЗ  

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Характеризовать место обитания живых организмов (П).Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П). характеризовать место обитания живых организмов. (П) характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П)

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

Познавательные УУД

Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации. 

Регулятивные УУД

Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь сотрудничать в паре.

Личностные УУД

 Высказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

18

6

Большой круговорот веществ

 

ОНЗ

19

7

Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа № 3 «Большой круговорот веществ»

ОК

25

8

Обмен веществ в организме

ОНЗ

26

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца.

ОК

октябрь

2

10

Контрольная работа  № 1 «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью»

 

К

3

Тема 3:  Экологическая система (11 часов)

11

Жизнь экосистемы

Урок-экскурсия на пришкольный участок

ОНЗ

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н). Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н). Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н). Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы (Н). Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

 

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П). Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П). Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные УУД :

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

9

12

Почва – важнейшая часть экосистемы.

НРК: Состав почвы нашей окрестности

10

13

Экосистема озера.

ОНЗ

16

14

Экосистема болота

ОНЗ

17

15

Экосистема луга.

23

16

 Контрольная работа №2  за I четверть

К

24

17

Лесные производители

ОНЗ

30

18

Потребители и разрушители экосистемы леса.

ОК

31

2 четверть 14 часов

19

Экосистема поля

ОНЗ

Ноябрь

13

20

 Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

ОНЗ

14

 

Тема 4:  Живые участники круговорота веществ ( 13 часов)

21

  Растения  производители.

ОНЗ

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).Определять части цветкового растения (Н).Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н). Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н). Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н).Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н). Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н) Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П).Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П). Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные

сведения (П).

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края»,

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные УУД :

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) Объяснять почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения  

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

20

22

Животные маленькие и большие

ОНЗ

21

23

Животные маленькие и большие

 

27

24

Маленькие рыцари.

 

ОНЗ

28

25

Первый шаг из моря на сушу

 

ОНЗ

Декабрь

4

26

 На суше – как дома.

ОНЗ

5

27

Пернатые изобретатели

ОНЗ

11

28

Наши братья.

ОНЗ

12

29

Осторожно: животные.

 

ОНЗ

18

30

Прирождённые разрушители.

 

ОНЗ

19

31

Урок-экскурсия  в краеведческий музей

25

32

Урок-экскурсия  в ближайший лес

26

3 четверть 20 часов

33

Как нам жить в дружбе с природой.

 

РУ

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края»,

Январь

15

34

 Контрольная работа №3

К

16

Итого:

34

                                                                                                         

(Моё Отечество)

                                                                                                            2 полугодие

(34 часа – 2 часа   в неделю)

№ п/п

Тема урока

 

тип урока

Виды деятельности

Развитие УУД

Дата провед.

Необходимый

 уровень

Повышенный уровень

план

факт

35

Введение. Отправляемся в путешествие

ОНЗ

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н),

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н).

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н);

Практическая работа

Родословное дерево о судьбе (П) представителей разных поколений.

соотносить годы с конкретными веками (П).

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других,

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные УУД :

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других,

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные УУД :

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

22

36

Живая связь времён

 

Р

23

37

Как считать время

ОНЗ

29

38

С чего начинается Родина

НРК: Настоящее и прошлое родного края.

 

ОНЗ

30

39

Память о прошлом

ОК

февраль

5

40

Как на Руси появилось государство

ОНЗ

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н).  Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны,

Размещать на ленте времени  известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). Отличать друг от друга  по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П). Описывать по результатам экскурсии свои чувства и личные впечатления от увиденного (П).

6

41

Как на Руси появилось государство

Р

12

42

 «Золотые ворота» в Древнюю Русь

ОНЗ

13

43

 За землю Русскую!

ОНЗ

19

44

 «Слово о погибели Русской земли»

ОНЗ  

20

45

От Древней Руси к единой России

 ОК

46

Земля и люди Московского государства

 

ОНЗ

26

47

Москва златоглавая

ОНЗ

27

48

 «Хуже грозного царя только междуцарствие»

ОНЗ

март

5

49

Контрольная  работа №1(4)

 

ОК  

6

50

Работа над ошибками по теме «Времена Древней Руси, Московского государства»

Практическая работа№1 «Изготовление модели исторических явлений»

 

ПР

12

51

Пётр Великий

ОНЗ  

13

52

Власть и народ в Российской империи

ОНЗ

19

53

Как Россия у Европы «училась»

ОНЗ

20

54

«Гроза двенадцатого года»

ОНЗ

2 апрель

55

 Император-освободитель 

ОК

3

56

 Россия в огне

ОНЗ

9

57

Комплексная проверочная работа

10

58

«К светлому будущему»

ОНЗ

16

59

«Вставай, страна огромная»

ОНЗ

17

60

«Через тернии к звездам»

ОК

23

61

Я – гражданин России

Практическая работа №2 Прослушивание гимна.

НРК: Гимн ЧР

ПР

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» (Н), Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н);

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н).

Объяснять значение правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П). Объяснять символический смысл флага(цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).    Предлагать объяснения изображения гербов их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П).

Практическая работа

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.   

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Личностные УУД :

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

24

62

Власть народа

ОНЗ

30

63

Кто в государстве самый главный

 

ОНЗ

7 май

64

Народы России.

НРК: Языки и обычаи чувашского народа

ОНЗ

8

65

Наш общий дом

 

ОНЗ

14

66

Контрольная работа № 2 (5)

К  

15

67

Наш общий дом.

ПР

21

68

Как нам жить?

2 часа резерв

ОНЗ

22

28

29

Resource id #2988

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1класс УМК "Школа2100"

Рабочая программа по окружающему миру  разработана   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...

Рабочая программа по Окружающему миру во 2 классе УМК "Школа2100"

Рабочая программа по Окружающему миру во 2 классе УМК "Школа2100"...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...