Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме:
    открытый урок по окружающему миру "Полезные ископаемые"

    Иванова Ирина Григорьевна

     

    Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые).

     

    Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.

    Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

    Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir.docx35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые).

    Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.

    Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

    Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

    ХОД УРОКА

    1.Организация урока.

    Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

      М. Пришвин

    Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.

    -Как они называются? ( полезные ископаемые).Слайд 1 «Полезные ископаемые»

    -В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном).Слайд 2 «В твердом, жидком, газообразном»

     - Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче полезных ископаемых.

    2. Операционно-содержательный этап. 

    Коллективная работа.

    Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое "недра"?

    Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.. Слайд 3 «Недра Земли»

    Скажите, что означает выражение "разработка недр"?

    Д.  Добыча полезных ископаемых.

    У.  Ребята, как добывают полезные ископаемые?

    У.  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

    Д.  Когда человек спускается в шахту.

    У.  Как вы думаете, почему?

    Д.  В шахте может произойти обвал.

    У.  Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 4 «Шахтеры»

    Попробуем выполнить работу шахтера и поработаем группами -бригадами

    Подойдите возьмите образцы полезных ископаемых.

     -Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)

     1.Он очень прочен и упруг,

     Строителям -надёжный друг:

     Дома, ступени, постаменты

     Красивы будут и заметны. (Гранит)

     2. На кухне у мамы

     Помощник отличный.

     Он синим цветком

     Расцветает от спички. (Газ)

     3.Без неё не побежит

     Ни такси, ни мотоцикл,

     Не поднимется ракета

     Отгадайте, что же это? (Нефть)

     4. Оно варилось долго

     В доменной печи,

     На славу получились

     Ножницы, ключи. (Железная Руда)

     5.Если встретишь на дороге,

     То увязнут сильно ноги.

     А сделать миску или вазу-

     Она понадобится сразу. (Глина)

     6.Покрыают им дороги,

     Улицы в селении,

     А ещё он есть в цементе.

     Сам он удобрение. (Известняк)

     7.Он чёрный, блестящий,

     Людям помощник настоящий.

     От него кругом светло,

     Помогает плавить стали,

     Делать краски и эмали. (Уголь).

    Работа в группах

    У.А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых

    Д.Геологи     Слайд 5 «Геологи»

    - А почему они ископаемые? И почему полезные? Попробуем ответить в конце урока.

    - Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

    Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

     Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

     2) отваливая землю, делать углубления

    - Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

     -Выражение «полезные ископаемые» состоит из слов «польза» и «копать»?

     -Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? ( копать с пользой).

    Практическая работа учащихся. Попробуем поработать геологами  Слайд 6 «Виды полезных ископаемых) Работа в группах, создание и защита проекта.

    Строительство: гранит, песок, глина, известняк. (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

    На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

    1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (гранит)

    2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.(  Глина)

    3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (известняк)

    Топливо (каменный уголь, торф, нефть,газ).  (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

    1.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. (каменный уголь)

    2.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. (торф)

    3.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

    Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть)

    4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.( Природный газ )

    Металлы: железная руда, золото.

    1.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда )

    2. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в  Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления  дорогостоящих украшений (Золото).

    Картинный диктант

    -Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( это учёные, которые занимаются открытием чего-то нового). Слайд  6 Исследователи

     –А можем ли мы назвать себя исследователями?

     -Так что же будет предметом нашего исследования? ( Полезные ископаемые)

     –Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будут полезные ископаемые

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

     -Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

     Название полезного ископаемого________________________

     Твёрдое или жидкое _________ _________________________

     Цвет _______________________________________________

     Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

     Прозрачное или непрозрачное __________________________

     Горючее или негорючее ________________________________

     Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

     – Давайте проверим, как вы выполнили работу.

    -Каждый командир подготовил презентацию про своё полезное ископаемое и мы сейчас посмотрим что ещё добили наши исследователи и дополним их рассказ своим исследованием.

     – Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

    Проблема: «Необходимы нам полезные ископаемые ?»

    Предметы исследования: полезные ископаемые.

    Предположения: 1) да, необходимы; 2) нет.

     Игра «А что у вас?»

    Задание: К иллюстрациям объетов (кухня, народное хозяйство, строительство) прикрепить образец полезного ископаемого.

     Представьте, как изменится наша жизнь, если вдруг исчезнут все полезные ископаемые:

    I группа – на кухне

    II группа – в строительстве

    III - в народном хозяйстве

    4. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.Тест

     – А теперь, из следователей превращаемся в геологов, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

     – Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

     1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

     1) врачи;

     2) геологи;

     3) строители.

     2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

     1) песок, глина;

     2) гранит, торф;

     3) каменный уголь, поваренная соль.

     3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

     1) оловянная и медные руды;

     2) каменный уголь, природный газ;

     3) графит, сера.

     4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

     1) мрамор, гранит;

     2) природный газ, нефть;

     3) золото,

     5.3ачем мы собираем металлолом?

     1) мы сохраняем запасы руды;

     2) очищаем территорию от мусора;

     3) участвуем в соревновании между классами.

     – Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

    – А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

    Возьмите красный карандаш, и там где верный ответ нарисуйте себе красную звездочку.Если звездочек будет 5 значить получаете «5», если 4 значить «4»

    На доске правильные ответы.

           

    Я  геолог

    На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

    1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли.

    Я  геолог

    На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

    2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.

    _______________________________________

    Я  геолог

    На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

    3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________.

    Я  геолог

    1.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. _________________________________

    Я  геолог

    На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

    2.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. _______________________________

    Я  геолог

    На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

    3.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

    Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. ________________.

    Я  геолог

    На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

    4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.

    _________________________________

    Я  геолог

    На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

    1.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду

    Я  геолог

    На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

    2. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в  Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления  дорогостоящих украшений.

    Карточка исследователя

    Название полезного ископаемого________________________  Твёрдое или жидкое _________ _________________________

    Цвет _______________________________________________

    Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

    Прозрачное или непрозрачное __________________________

    Горючее или негорючее ________________________________

    Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

    Самостоятельная  работа.

     1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

     1) врачи;

     2) геологи;

     3) строители.

     2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

     1) песок, глина;

     2) гранит, торф;

     3) каменный уголь, поваренная соль.

     3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

     1) оловянная и медные руды;

     2) каменный уголь, природный газ;

     3) графит, сера.

     4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

     1) мрамор, гранит;

     2) природный газ, нефть;

     3) золото,

     5.3ачем  собирают  металлолом?

     1) мы сохраняем запасы руды;

     2) очищаем территорию от мусора;

     3) участвуем в соревновании между классами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.

    Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе "Как мы воспринимаем окружающий мир" (Органы чувств.)

    Цель урока- познакомить  детей  с органами чувств и их значением для человека. Форма проведения урока- работа  в группах.На данном уроке дети наблюдают, делают выводы, добывают информац...

    открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

    открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему:«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

    Открытый урок по окружающему миру, способствует формированию у детей представления о разнообразии полезных ископаемых. На уроке перед учащимися, ставится какая -  либо проблема, вопрос, отв...

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Полезные ископаемые"

    Урок по окружающему миру  проводился в 3 классе по УМК "Школа России" под редакцией А.А.Плешакова. На уроке применяются групповая, игровая технологии, ставится проблемный вопрос....

    Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс

    Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс...

    Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

    Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...