Урок "Строение цветка"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

В данной разработке представлен материал по уроку окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon строение цветка92 КБ
Office presentation icon строение цветка2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарии уроков по учебнику «Окружающий мир 3 класс»  О.Т.Поглазова, часть 4

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Для чего цветет цветок»

Автор: Ю.И.Майка, учитель гимназии им.  Н.В. Пушкова г.Троицка

Основные цели:

  1. Сформировать представление о частях цветка;
  2. Повторить строение корня и листьев;
  3. Тренировать  способности к исправлению ошибок;
  4. Развивать эмоциональное восприятие природы и бережного отношения к природе.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

 1.     Презентация

2.  Муляж «Строение цветка яблони» для этапа 6        

Раздаточный материал:

  1. Кроссворд для этапа 2                                                                          (Р-1)
  2. Схема цветка для этапа 5                                                                        (Р-2)
  3. Самостоятельная работа для этапа 7                                                        (Р-3)
  4. Эталон для самопроверки для этапа 7                                                        (Р-4)
  5. Красные, оранжевые, желтые цветы для этапа 9                                        (Р-5)

Ход урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

  1. мотивировать учащихся к учебной деятельности;
  2. определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.

  • Что изучает окружающий  мир? (Природу, животных, свой край…)
  • Как проходят наши уроки окружающего мира? (Мы читаем, рассуждаем, делаем опыты, наблюдаем…)
  • Для чего эти знания нам нужны? (Для жизни, определять погоду, …)
  • Молодцы. Вы много всего знаете, многое умеете, хорошо и правильно говорите.
  • А все ли вы знаете о природе? (Нет)
  • Что мы изучали на прошлых уроках? (Разнообразие цветов).
  • А как вы думаете, помогут ли нам знания, полученные на прошлых уроках  сегодня на уроке? (Да)..
  • Готовы ли вы к изучению нового? (Да)
  • Тогда в путь!

 2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

  1. актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;
  1. актуализировать мыслительные операций и познавательные процессы, достаточные для построения нового знания;
  2. мотивировать к пробному учебному действию («надо» -«могу» - «хочу») и его самостоятельному осуществлению;
  3. фиксировать учащимися индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2.

  • Ребята, послушайте музыку из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и скажите, как называется это произведение? («Вальс цветов»)        Слайд 1                Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О цветах)
  • Цветы принято дарить на праздники. Сегодня у нас как раз такой случай. Оля именинница. Подарим ей наш урок. Согласны? (Да)
  • Откройте конверты под №1 и разгадайте кроссворд.         Слайд 2        

Работа в группах. Временные рамки 2 минуты. Проверка проводится фронтально. На 7 вопросе возникает затруднение. Различные варианты ответов фиксируются на доске. 

  • Чей вариант вы считаете правильным? (……)
  • Почему мы не можем выбрать? (Не изучали строение цветка)
  • Что нам надо сделать? (Рассмотреть цветок)

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритм, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3.

  • Какие задания выполняли? (Разгадывали кроссворд).
  • Где возникло затруднение? (В 7 вопросе).
  • Почему здесь возникло затруднение? (Не хватает знаний).
  • Почему? (Потому что не изучали строение цветка).

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель:

  1. Построить проект выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цели нам надо поставить перед собой? (1. Изучить строение цветка.             2. Значение цветов)                 Слайд 3                                                                
  • Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Строение цветка)  Слайд 4         Изучать строение цветка мы должны по плану. Можем ли мы воспользоваться каким-то уже известным нам планом или нам надо придумать новый? (Можно воспользоваться планом, по которому мы изучали строение листа). Слайд 5                         

  • Каким способом будем изучать строение цветка? (Способом уточнения).
  • Какие средства помогали нам в изучении строении листа? (Гербарий, учебник, видеофильм)
  • А как вы думаете, помогут ли нам эти средства при изучении цветка? (Да).

  1. Реализация построенного проекта.

Цель:

  1. организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
  2. зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);
  3. организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;
  4. уточнить общий характер нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5.

  • Работаем по плану. Первый пункт плана – строение цветка. Возьмите у себя со стола карточку №2 (Р-2) и откройте учебник на стр.38. Прочитав текст к первому заданию, попробуйте указать части цветка на схеме. Дети выполняют задания, работая в группах.
  • Что у вас получилось? Какие части цветка вы указали?(…..) Слайд 6
  • Мы выполнили первый пункт плана. Учитель в плане около первого пункта ставит «+».
  • Чтобы выполнить второй пункт плана посмотрите на рисунки. Слайд 7                 по этим рисункам составьте рассказ «Для чего цветет цветок?»  два ученика проговаривают свои рассказы, а остальные ребята слушают и дополняют. Учитель в плане около второго пункта ставит «+».
  • Третий пункт – Что нужно для образования плодов?
  • Ребята, отгадайте загадку: Слайд 8        

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком.

Он поделиться медком.  (Пчела)

  • Какова взаимосвязь между растениями и этими насекомыми? (Происходит опыление)
  • Чтобы подтвердить ваше предположение и ответить на третий и четвертый пункты плана посмотрите небольшой сюжет. Учащиеся смотрят видеофильм.----------------
  • Что нужно для образования плодов? (Опыление)
  • Какие существуют приспособления для опыления у цветка? (Яркая окраска, запах)
  • Выполнили третий и четвертый пункты плана? (Да) Учитель в плане около третьего и четвертого пункта ставит «+».
  • Все ли пункты плана мы с вами выполнили? (Да).
  • Давайте подведем итог и еще раз  по плану проговорим все, что мы узнали о цветах. Дети проговаривают вслух по плану.
  • А теперь давайте вернемся к кроссворду. Можете ли вы сейчас выбрать        правильный ответ? (Да). Дети согласовывают правильный ответ. Слайд 10
  • Молодцы!

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

  1. организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6.

  • Ребята, а для чего нам нужно знать все о цветах? (……)
  • Закрепим знания о цветах . Начнём с № 2 стр. 39. Прочитайте задание. Вы будете работать в парах. Согласуйте между собой правильные ответы и проговорите их друг другу.
  • Кто хочет проговорить правильный ответ вслух для всего класса, показывая на муляже части цветка?  (Д-7) Ученик проговаривает части цветка вслух с показом на муляже.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
  2. организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам  выполнения  самостоятельной  работы  (особое  внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

Организация учебного процесса на этапе 7.

  • Молодцы! Мы работали все вместе, в парах. А самостоятельно сможете? Готовы  проверить свои силы? (Да).
  • Возьмите со стола конверт №3. Самостоятельно заполните таблицу.                 (Р-3)

Затем организуется самопроверка самостоятельной работы по эталону.                                                Слайд 11                                 

- Поднимите руку, кто допустил ошибку? Поставьте на полях вопрос. На него мы ответим завтра на дополнительном занятии.

- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:

  1. выявить границы применимости нового знания;
  2. повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Организация учебного процесса на этапе 8.

  • Растения в жизни людей играют важную роль. Без них нет жизни на земле. Поэтому вы должны охранять их. Составьте крестословицу №6 на стр.41 учебника и разгадайте ключевое слово.

После выполнения задания на доске появляется эталон для проверки. (Д – 8). Дети проверяют себя и ставят знаки «+» или «?» за каждое правильно отгаданное слово.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  2. провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
  3. оценить собственную деятельность на уроке;
  4. зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  5. обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9. Слайд 12

- Давайте вспомним, какие цели ставили перед собой на уроке, и сумели ли их достигнуть? Учащиеся соотносят цели урока с результатами деятельности.

  • Что нового на уроке узнали? (….)
  • Все цели урока мы с вам выполнили? (Да)
  • Оцените себя, свою работу на уроке с помощью цветочков, прикрепив их к букету для Оли: Слайд 13
  • Красный – выполнял все без ошибок, все получалось;
  • Оранжевый – была 1-2 ошибки, но я с ними справился;
  • Желтый – было ошибки, нужна помощь консультанта.

Дети выходят к доске и прикрепляют цветы к букету.

  • Посмотрите, какой яркий и красивый букет получился. Ориентируясь на цветовую гамму, оцените работу класса.
  • Домашнее задание: выполните задания на стр. 40. Нарисуйте и опишите по плану любимый цветок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бумагопластика Мастер -класс "Изготовление цветка из салфеток"

Материал  можно применять на уроке трудового обучения в начальной школе....

Сценарий праздника «Путешествие за цветком здоровья».

Сценарий праздника, посвященный здоровому образу жизни. Разработка рекомендована для учащихся начальных классов. Основной целью мероприятия является формирование представления о здоровье, как од...

Классный час "В поисках цветка папоротника"

Классный час можно провести в конце учебного года. Цель которого: дать представление о празднике Ивана Купалы; развивать воображение, память, мышление, пространственную ориентацию....

Урок по природоведению " Цветок" Строение цветка.

Урок проводился в 7 вспогательном классе школы  для 2 вида (глухие и слабослышащие уч-ся)....

Представь и увидишь. Рисование сказочного цветка

Урок направлен на развитие творческого воображения детей....

Моделирование из гофрированной бумаги цветка тюльпана

Я предлагаю вам свой мастер класс по изготовлению цветка из гофрированной бумаги.Тюльпаны из гофрированной бумаги можно сделать с детьми начина с   дошкольного возраста и старше. Цветы получаются...

Строение цветка

Окружающий мир. Развитие и размножение растений.Строение цветка....