Проект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны России Пустыни"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему

Полисадова Ольга Игоревна

Учебный предмет: Окружающий мир

УМК: Школа России

Авторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2011г.

Тема урока: Природные зоны России.  Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей.

Цель и ожидаемый результат: Изучение особенностей  природной зоны пустыни.

Задачи урока:

1.Обобщить знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России.

2.Сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.

3.Организовать работу в группах.

4.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира  от тепла и влаги.

5.Охарактеризовать особенности труда и быта людей.

6. Воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе

7.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Тип урока: Открытия новых знаний. Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.

Формы организации учебной деятельности: Урок- исследование. Рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся

Методы: Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorshkovoy_n.i.rar69.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока окружающего мира в 4 классе

Природные зоны России.  Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей.

УМК «Школа России»

Подготовила учитель начальных классов МКОУ Глуховской СОШ

 Полисадова Ольга Игоревна

2013 г.

Проект урока

Учебный предмет: Окружающий мир

УМК: Школа России

Авторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2011г.

Тема урока: Природные зоны России.  Пустыня. Растительный и животный мир, труд и быт людей.

Цель и ожидаемый результат: Изучение особенностей  природной зоны пустыни.

Задачи урока:

1.Обобщить знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России.

2.Сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.

3.Организовать работу в группах.

4.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира  от тепла и влаги.

5.Охарактеризовать особенности труда и быта людей.

6. Воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе

7.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Тип урока: Открытия новых знаний. Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.

Формы организации учебной деятельности: Урок- исследование. Рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся

Методы: Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Обобщить знания о ранее пройденных природных зонах. Узнать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни.

Метапредметные:

Познавательные – оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами;

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные:

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Актуализация знаний

обучающихся

Вспомнить изученный ранее материал о природных зонах

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

- Какой раздел в мире природы мы изучаем?

- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде  мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо.  Поработаем в группах.

О какой природной зоне идет речь?

(Детям раздаются тексты с описанием природных зон)

(Карточки с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей)

- Мы изучаем природные зоны в разделе «Родная страна от края до края».

Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны.

1 группа - «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; (Тундра)

2 группа - « Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона)

3 группа - «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»; (Арктические пустыни)

4 группа «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (Степи)

Познавательные:

Логические - извлекают необходимую информацию из текста

Коммуникативные (работа в группе)

Регулятивные (контроль)

2.Целеполагание

Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.

Игра «Кто где живёт?»

– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. На доске  5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи).Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают.

(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается.

– Посмотрите, что у нас получилось

– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

–. Вы, конечно, догадались природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке?

-Какова цель нашего урока?

- Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока.

Дети подходят к доске  и расселяют животных по зонам на карте.

(Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

Суслик, сайгак помещены в квадрат без названия.

- В пустыне.

- Мы будем исследовать природную зону пустынь, растительный, животный мир, труд и быт людей.

-Узнать особенности природной зоны пустынь.

1)Природу пустыни будем исследовать по плану:

1.Климат;

2.Растительность;

3.Животный мир;

4.Занятия населения

2)Сделать вывод.

3)Оценить свою работу на уроке.

Коммуникативные

(работа в группе, контроль за собственной деятельностью)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные (принятие цели )

Регулятивные (постановка задач, планирование действий)

3.Открытие новых знаний

1)Определить зависимость климатических условий от, тепла и влаги.

2)Узнать особенности растительного и животного мира.

3)Выяснить особенности труда и быта  людей

Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

Солнечный, жаркий 
Жёлтый поток 
Льётся в пустыне 
На жёлтый песок. 
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт.

Начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах.

-Какими источниками будете пользоваться? (источники имеются в классе)

-Исследуя нужные источники, найдите нужную информацию

Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации.

1)гр. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги.

2)гр. Узнать особенности растительного мира

3)гр. Узнать особенности животного мира.

4)гр. Узнать о занятиях населения

-Какие чувства вы испытываете, глядя на иллюстрацию в учебнике?

Просмотр видеосюжета об оазисах.

Вывод об особенностях растений пустынь.

- Какой вывод можно сделать?

Просмотр видеосюжета о верблюде.

Вывод об особенностях животных пустыни.

- Какой вывод можно сделать?

Итог: - Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер?

-Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Можно ли сказать, что там пусто? Обоснуйте свой ответ.

Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение и представляют образы услышанного.

-Учебником, рабочей тетрадью, атласом, картами, словарем, энциклопедиями, своими знаниями.

Работа в группах, используя имеющиеся в классе источники информации.

(Примерные ответы детей)

1гр.: – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (исп. карта)

-Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо.

2гр.Рассказ о, верблюжьей колючке (корни до 20 м.), джузгуне  (его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются и удерживают песок) .

В пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги

- В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами.

Особенность растений пустыни:

-корни длинные - глубоко ищут влагу;

-листья мелкие или колючки – меньше испарения.

3гр: Рассказ о черепахе, тушканчике, змеях и верблюде. Называется их приспособленность к жизни  в пустыни. (Показ иллюстраций с животными)

-Особенности животных пустыни:

-защитная окраска;

-нетребовательность к пище;

-Быстро бегают;

-Могут впадать в спячку

4гр: Деятельность человека в пустыне:

-Человек занимается орошением земель? (на орошаемых землях появляются сады, виноградники)

-Разводят животных или охотятся. (получают: шерсть, мясо, молоко)

- Но человек также может и принести ущерб природе:

В орошении надо знать меру. Неумеренное орошение приводит к беде: в почвах накапливается соль, растения гибнут.

- Выпас животных на одних и тех же местах, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными.

Вывод:

Люди осваивают пустыню. Но делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе.

 

Ответы детей

Растения пустыни очень интересны! Например, верблюжья колючка, ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду.

Корни колосняка и джузгуна хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.

-Животные пустыни могут подолгу находиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

-Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.

-Нет. Самая главная особенность пустынь - недостаток влаги и жара. Но растения и животные приспособились к жизни в таких условиях.

Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (высказывания детей, сотрудничество в группе)

Познавательные (поиск информации, преобразование информации, логические, вывод, причинно- следственные связи)

Личностные (выражение своего отношения к фильму)

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться узнавать характерные признаки пустыни на основе самоконтроля

Учитель читает высказывания

1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.

2.Зона пустынь сменяет зону степей.

3.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности.

4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.

5.Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу.

Учащиеся слушают задание, если согласны – поднимают зеленый сигнал, если слышат хоть небольшое несоответствие – поднимают красный сигнал.

Регулятивные (контроль)

5.Рефлексия

Учиться оценивать свою работу на уроке.

-Все ли учебные задачи решены на уроке?

– Что нового вы узнали?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

– Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям?

Оцените себя по критериям:

-я знаю особенности природной зоны пустыни;

- я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины;

-я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого;

Домашнее задание. Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Учащиеся отмечают результаты в листе самооценки

Регулятивные (удержание цели)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные (самооценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.

Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса,  УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...

Урок по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" с илююстрациями и заданиями для групповой работы детей....

Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.

В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России.

Конспект составлен в соответствии с учебником УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...