"Растения леса и луга"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Нагаева Елена Вадимовна

Урок- практикум по окружающему миру в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                 Тема: Растения леса и луга.    3 класс (1-4)

  Цели урока:

1.Расширить представления учащихся о многообразии растений леса и луга.

2.Учить устанавливать взаимосвязи человека с природой.

3.Формировать экологическое мировоззрение учащихся.

4.Развитие мыслительных процессов(анализ и синтез).

5.Воспитывать у учащихся чувство ответственности за окружающую их            природу.

Оборудование:

-плакаты с растениями леса и луга (съедобные , ядовитые)

-письмо

-образцы сушеных трав

-заваренные травы (в стаканах)

-бланки «МЕНЮ» и «НАПИТКИ ФИТОБАРА»

-диск с записью звуков природы

                                 

    Ход урока.

I.Орг. момент.

II.Сообщение темы и целей урока.

      Ребята, сегодня у нас интересный и немного необычный урок. Наше занятие будет заключаться в прочтении устного журнала, страницы которого поведают нам о загадках прекраснейших созданий нашей планеты - растениях. Первый выпуск нашего журнала называется « В мире растений леса и луга» и листая его страницы мы поговорим о многообразии растительного мира леса и луга, выясним, какую пользу приносят растения и какую роль человек играет в жизни растений.

III. Беседа.

    Давайте откроем первую страницу и на мгновение представим всю красоту и величие нашей прекрасной планеты.

Звучит музыка (запись звуков природы).

      Природа Земли богата всевозможными красками и ароматами, она дарует жизнь и восхитительные минуты счастья. Глоток родниковой воды и дарующего жизнь воздуха, живительный солнечный лучик и чарующий аромат растений, пленительное пение птиц - вот нити, связывающие человека с природой, питающие и врачующие его.

        Как велика роль растений в жизни человека!

       - Ребята, что же будет, если с лица нашей планеты исчезнут все растения?

       - Как  вы думаете, почему?

       - Какова роль растений?

Ответы детей.

  Давайте обобщим услышанное.

На доске учитель располагает тезисы.

  1. Кислород

Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды 5 дней, то без кислорода не более 5 минут. Растения – это легкие нашей планеты.

2.Участвуют в образовании почвы.

3.Красота (эстетика)

4.Лекарства.

5.Пища для человека и животных.

- Ребята, все ли растения можно использовать в пищу?

-А сейчас проверим, как вы знаете съедобные и ядовитые растения.

С помощью загадок, описательных текстов и картинок учащиеся отгадывают название растений: Иван-чай, крапива, ландыш, одуванчик, вороний глаз.

Загадки:

1) Стоит Ивашка

    В красной рубашке

    Чай попивает

    Гостей созывает. (Иван-чай)

2) Не огонь, а жжется,

    В руки не дается.

    Выросла под ивой,

    Звать ее - … (крапива)

3) Нам запах свежести лесной

    Приносит позднею весной

     Цветок душистый, нежный,

     Из кисти белоснежной. (ландыш)

-Перечислите ядовитые растения.

- Как нужно обращаться с ядовитыми растениями?

Но, тем не менее, они приносят человеку пользу. Какую?  (украшение планеты, фотосинтез)

-Назовите съедобные растения леса и луга?

Итак, мы вспомнили съедобные и ядовитые растения, поговорили о том, что в пищу нужно собирать только знакомые растения.

- Какие части растений можно применять в качестве пищевых продуктов?

IV. Основная часть.

 Ребята, именно по этому вопросу к нам в гимназию пришло письмо от Робинзона Крузо.

- Знаком ли он вам?

Послушайте, что он пишет (читает ученик)

                                 

                       

                       ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА!

   Представьте себе, что я съел все, что было из моих припасов и теперь мне можно рассчитывать только на подножный корм. Помогите мне выбрать из предложенных мною растений острова, что можно использовать в пищу.

    Большое спасибо! Ваш Робинзон.

- Давайте поможем Робинзону составить для него специальное меню.

Учащиеся работают по группам.  Им выданы карточки с названиями растений, дети выбирают необходимые и записывают в меню.

        МЕНЮ:

1.Салат____________________       крапива, одуванчик, щавель, кислица

___________________________       -листья

  1. Суп______________________   крапива (молодые побеги),                                                  _________________________     камыш (стебли, корневища),

                                                            щавель, одуванчик

     ____________________________

     3.Каша______________________    камыш (корни), желуди (плоды)

     ____________________________

     4.Напитки___________________     чай из зверобоя, душицы, Иван-чая,                 _______________________________     мяты.

     ____________________________       Кофе из желудей, из корней     _______________________________      одуванчика.

   Проверка работ.

Составить меню, это не значит накормить человека, важно еще знать, как правильно приготовить данное блюдо.

   В этом вопросе  нам и Робинзону поможет специальный корреспондент, он расскажет нам о том, как из крапивы можно приготовить суп.

   Рассказ заранее подготовленного ученика.

   

Я думаю, что теперь мы можем отсылать ответное письмо.

Физминутка

     Учитель называет растения: сосна, мать и мачеха, черника, папоротник, мышиный горошек, ель, клевер, брусника. Если это растение леса, то встаем, если луга – то, приседаем.

V. Практическая работа.

Когда Робинзон получит наш ответ, то обязательно захочет побывать в нашей гимназии и посетить фитобар.

Разбор слова фитобар. (фито – растение)

- Как вы понимаете значение слова фитобар?

- Какие напитки, вы, как гостеприимные хозяева, могли бы предложить Робинзону? (чай, настои, отвары, кофе, сок)

      Я вам предлагаю очутиться в специально лаборатории, где вы попробуете себя  в роли дегустаторов. Это занятие очень ответственное и мы должны  к нему подготовиться.

     Потренируемся в определение заменителей чая.

Класс работает группами. У каждой группы на столе четыре образца различных сушеных трав.

  1. шиповник
  2. мята
  3. липа
  4. зверобой

Учащиеся по запаху, внешнему виду определяют, где какая трава и вносят в меню напитков фитобара.

                                             НАПИТКИ ФИТОБАРА

По внешним признакам

По вкусу

Шиповник

Мята

Зверобой

Липа

Учащиеся вносят в таблицу номера образцов предложенных им трав, затем дегустируют отвары этих трав и так же вносят результаты в графу таблицы.

     Проверка задания.

Дополнят страничку журнала сообщение корреспондента. (Ученик рассказывает о пользе фиточая)

VI. Обобщение.

   Составляя страницы журнала мы вспомнили какие растения встречаются на наших лугах и лесах, какую роль они играют в нашей жизни. Но пользуясь дарами природы человек должен помнить о том, что растения нуждаются  в защите. Следующая страница нашего журнала будет красной.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

     Человек сможет только тогда помочь природе, когда сам сможет почувствовать эту боль. Представьте, что вы растения. (Выходят участники, у каждого в руках рисунок цветка)

     Звучит музыка. (Звуки природы)

     Утро. Выплывает солнышко и щедро рассылает повсюду свои золотые лучи и с первыми лучами просыпается природа. (Учащиеся, изображавшие растения, тоже просыпаются и начинают медленно танцевать).

     Резко музыка обрывается.

     Стоп. (Под стук называются растения, занесенные в Красную книгу)

- ландыш

- сон-трава

- колокольчик

- подснежник

- кувшинка

Дети, танцевавшие танец трав замирают. Выходит ученик и рассказывает стихотворение М. Дудина.

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

    (Во время чтения стихотворения дети – цветы оживают)

    Украшение планеты цветами ( на доске )

     Посмотрите, как красива, стала наша планета. Судьба нашей природы, а значит, и наша судьба зависит от нас самих.

     Последняя страница нашего журнала закрыта, но путешествие в страну растений только начинается.

VII. Итоги.

- Что запомнилось с урока?

- Что особенно понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Растения и животные луга" , 4 класс.

Красочная презентация, дающая представление о тех растениях и животных, которые обитают на лугу....

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Жизнь луга растения и животные луга

Конспект урока окружающего мира, 3 класс...

конспект урока по познанию мира "Растения и животные лугов. Охрана лугов" (4 класс)

На уроке создана учебная ситуация для  формирования естественнонаучной грамотности через формирование знаний о значении растенияй и животных лугов для человека, о влиянии человека на луг и об охр...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 4 класса с ОВЗ (ЗПР) на тему «Леса и луга нашей Родины».

Сейчас, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповт...