Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema1.docx49.16 КБ
Office presentation icon 472220.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение извлекать информацию, устанавливать прничинно - следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно - познавательных задач;

Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

Оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные: проявлять положительное отношение к учению.

О б о р у д о в а н и е: презентация; гербарий; записи голосов птиц.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

-С чем знакомились на прошлом уроке?

– Приведите примеры различных типов почв.

– Какая почва самая плодородная?

– Какие почвы в нашем крае?

– Почему нужно бережно относиться к почвам?

– Как нужно охранять почвы?

-Найдите ошибки в тексте.

«Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране».Слайд 1

ТЕСТ «ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА. ПОЧВЫ»

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы;        в) подзолистые почвы;

б) тундровые почвы;        г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре;        в) лесной зоне;

б) степях;        г) пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка;        в) перегноя;

б) глины;        г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода;        в) воздух;

б) камни;        г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок;        в) глина;

б) перегной;        г) ил.

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым;         б) зеленым;        в) светло-коричневым.

9. Один сантиметр почвы в природе образуется:

а) за 100–150 лет;        в) 5–10 лет;

б) 250–300 лет;        г) 1–2 года.

О т в е т ы: 1(  ), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в).

III. Работа над новым материалом.

1.Самоопределение к деятельности.

-Отгадайте загадку.

Город этот непростой,

Он дремучий и густой.(лес)

-Почему он назван городом?

-О чём будем говорить на уроке?

-Прочитайте тему урока, записанную на доске. Слайд 2

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит.

И.Никитин

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой7

-что мы будем делать для достижения этой цели?

-Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

-Сформулируйте свои вопросы.

2.Ле с- природное сообшество.

*Звучит запись голосов птиц.

*Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

Слайд (лес)3-4

-Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

- Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

3.Ярусы леса.

- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.( Деревья, кустарники, травы.)

*Учитель показывает схему «Ярусы леса». Слайд 5-9

*Учитель предлагает заполнить таблицу: работа с гербарием(в группах)

Деревья

Кустарники

Травы

ели

сосны

березы

осины

малина

смородина

калина

шиповник

костяника

кислица

ландыши

-Что растет на самой земле?( Лишайники и мхи.)

4.Цепи питания.(работа в парах)

*Ученики в парах строят модель цепи питания.

*Учитель открывает схемы на доске. Слайд 13

- Что обозначают стрелки?( Это цепи питания.)

-Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?(В лесу животные находят пищу.)

-Давайте рассмотрим цепи питания: дуб  жуки-короеды.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?( Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.)

- Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

( Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.)

5.Грибы.

- В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.( Грибы.)Слайд 14

-Нужны ли лесу грибы?

-Найдите в учебнике ответ на данный вопрос.( Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)Слайд15

Физминутка.

Игра «Съедобное – несъедобное»

*Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).

1. Эти дружные ребята

 На пеньке растут в лесу.

 Называют их… (Опята).

(Дети стоят.)

2. А это – красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке – горошки. (Мухомор.)

        (Дети садятся.)

3. Серенькие шапки,

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовики.)

        (Дети стоят.)

4. Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок…. (Масленок.)

        (Дети стоят.)

5. Растут в лесу сестрички.

Рыжие ... (Лисички.)

        (Дети стоят.)

6. У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Не бери ты их с полянки,

Называются … (Поганки.)

        (Дети садятся.)

7. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.)

        (Дети стоят.)

-Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.

-Золотое правило грибника: «Не знаешь- не бери!»

-Назовите правила сборов грибов.

6.Значение лесной подстилки.

- Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?( Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.)Слайд 16

-Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?  

( Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.)

*Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 168 учебника.

7.Животные леса. Слайд17-19

*работа в парах- выполнение задания2 стр.164

IV. Закрепление изученного.

- Как живут растения и животные в лесу?( Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.)

- Как можно назвать лес?( Лес – природное сообщество.)

1.Работа в группах.

-Составте рассказ о лесном сообществе по предложенному плану настр.165 учебника.

*Заслушивание 2-3 рассказов .

- Приведите примеры природного равновесия в лесу, опираясь на схему:

2.Лесные пожары.

-Что может нарушить природное равновесие в лесу? Слайд 20

*Учащиеся выполняют задание «Обсудим!» на с. 168–169 учебника.

3.Значение леса.

-Так для чего же нужен лес? Слайд 21-22

V. Подведение итогов.

*Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.

-Какова была цель урока?

-Какие знания мы открыли?

*ответы на вопросы рубрики «Проверь себя»стр.169

Рефлексия.

Домашнее задание.

С. 164–169. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Сообщение о любом животном или растении леса нашего края.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Проверочная работа. Окружающий мир. 2 класс. Растения леса.

Проверочная была подготовлена по программа "Начальная школа 21 века" под. ред. Виноградовой Н. ф....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников.

Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников....

Урок окружающего мира на тему: "Строение растений. Практическая работа."

Тип урока: урок «открытия» новогоЦель  урока: создать условия для формирования представлений о строении растений.Задачи: - формирование представлений об органах растений, их значении ...

Практическая работа «Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука»

Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки. Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Д...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: "Растениводство.Практическая работа №12. Знакомство с культурными растениями".

Предлагаемый материал разработан , для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Конспект урока для обучающихся 3 класса, УМК "Школа России". К конспекту урока прилагаются загадки ...