Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».

    Рогозина Ирина Викторовна

         

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema1.docx49.16 КБ
    Office presentation icon 472220.ppt1.05 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».

    Цели:

    1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

    2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

    3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

    4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

    5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

    Формируемые УУД:

    Познавательные: умение извлекать информацию, устанавливать прничинно - следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;

    Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно - познавательных задач;

    Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

    Оценивать качество и уровень усвоения материала;

    Личностные: проявлять положительное отношение к учению.

    О б о р у д о в а н и е: презентация; гербарий; записи голосов птиц.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    II. Проверка домашнего задания.

    -С чем знакомились на прошлом уроке?

    – Приведите примеры различных типов почв.

    – Какая почва самая плодородная?

    – Какие почвы в нашем крае?

    – Почему нужно бережно относиться к почвам?

    – Как нужно охранять почвы?

    -Найдите ошибки в тексте.

    «Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране».Слайд 1

    ТЕСТ «ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА. ПОЧВЫ»

    1. Характерными почвами нашего края являются:

    а) черноземы;        в) подзолистые почвы;

    б) тундровые почвы;        г) серые лесные почвы.

    2. Черноземные почвы преобладают:

    а) в тундре;        в) лесной зоне;

    б) степях;        г) пустынях.

    3. Плодородие почвы зависит от количества:

    а) песка;        в) перегноя;

    б) глины;        г) солей.

    4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

    а) вода;        в) воздух;

    б) камни;        г) соли.

    5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

    а) песок;        в) глина;

    б) перегной;        г) ил.

    6. В состав почвы входят:

    а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

    б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

    в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

    7. Для защиты почвы на полях необходимо:

    а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

    б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

    в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

    8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

    а) желтым;         б) зеленым;        в) светло-коричневым.

    9. Один сантиметр почвы в природе образуется:

    а) за 100–150 лет;        в) 5–10 лет;

    б) 250–300 лет;        г) 1–2 года.

    О т в е т ы: 1(  ), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в).

    III. Работа над новым материалом.

    1.Самоопределение к деятельности.

    -Отгадайте загадку.

    Город этот непростой,

    Он дремучий и густой.(лес)

    -Почему он назван городом?

    -О чём будем говорить на уроке?

    -Прочитайте тему урока, записанную на доске. Слайд 2

    Над рекой широкой,

    Сумраком покрыт,

    В тишине глубокой

    Лес густой стоит.

    И.Никитин

    -Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой7

    -что мы будем делать для достижения этой цели?

    -Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

    -Сформулируйте свои вопросы.

    2.Ле с- природное сообшество.

    *Звучит запись голосов птиц.

    *Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

    СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

    – Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

    Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

    – Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

    Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

    – А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

    Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

    – Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

    Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

    – Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

    – Нет, – сказал художник.

    Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

    – Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

    Слайд (лес)3-4

    -Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

    - Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

    3.Ярусы леса.

    - Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

    1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

    2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

    3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

    Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.( Деревья, кустарники, травы.)

    *Учитель показывает схему «Ярусы леса». Слайд 5-9

    *Учитель предлагает заполнить таблицу: работа с гербарием(в группах)

    Деревья

    Кустарники

    Травы

    ели

    сосны

    березы

    осины

    малина

    смородина

    калина

    шиповник

    костяника

    кислица

    ландыши

    -Что растет на самой земле?( Лишайники и мхи.)

    4.Цепи питания.(работа в парах)

    *Ученики в парах строят модель цепи питания.

    *Учитель открывает схемы на доске. Слайд 13

    - Что обозначают стрелки?( Это цепи питания.)

    -Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?(В лесу животные находят пищу.)

    -Давайте рассмотрим цепи питания: дуб  жуки-короеды.

    Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?( Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.)

    - Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

    ( Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.)

    5.Грибы.

    - В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

    И на горке, и под горкой,

    Под березой и под елкой,

    Хороводами и в ряд

    В шляпках молодцы стоят.( Грибы.)Слайд 14

    -Нужны ли лесу грибы?

    -Найдите в учебнике ответ на данный вопрос.( Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)Слайд15

    Физминутка.

    Игра «Съедобное – несъедобное»

    *Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).

    1. Эти дружные ребята

     На пеньке растут в лесу.

     Называют их… (Опята).

    (Дети стоят.)

    2. А это – красавец на беленькой ножке,

    Он в красненькой шляпке,

    На шляпке – горошки. (Мухомор.)

            (Дети садятся.)

    3. Серенькие шапки,

    Рябенькие ножки.

    Под березою растут.

    Как их зовут? (Подберезовики.)

            (Дети стоят.)

    4. Средь молодых сосенок

    В блестящей темной шапочке

    Растет грибок…. (Масленок.)

            (Дети стоят.)

    5. Растут в лесу сестрички.

    Рыжие ... (Лисички.)

            (Дети стоят.)

    6. У него невзрачный вид,

    Воланчик на ножке его украсит.

    Ты не трогай этот гриб.

    Учти – он очень ядовит!

    Не бери ты их с полянки,

    Называются … (Поганки.)

            (Дети садятся.)

    7. Я стою на ножке толстой,

    Я стою на ножке гладкой.

    Под коричневою шапкой

    С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.)

            (Дети стоят.)

    -Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.

    -Золотое правило грибника: «Не знаешь- не бери!»

    -Назовите правила сборов грибов.

    6.Значение лесной подстилки.

    - Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?( Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.)Слайд 16

    -Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?  

    ( Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.)

    *Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 168 учебника.

    7.Животные леса. Слайд17-19

    *работа в парах- выполнение задания2 стр.164

    IV. Закрепление изученного.

    - Как живут растения и животные в лесу?( Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.)

    - Как можно назвать лес?( Лес – природное сообщество.)

    1.Работа в группах.

    -Составте рассказ о лесном сообществе по предложенному плану настр.165 учебника.

    *Заслушивание 2-3 рассказов .

    - Приведите примеры природного равновесия в лесу, опираясь на схему:

    2.Лесные пожары.

    -Что может нарушить природное равновесие в лесу? Слайд 20

    *Учащиеся выполняют задание «Обсудим!» на с. 168–169 учебника.

    3.Значение леса.

    -Так для чего же нужен лес? Слайд 21-22

    V. Подведение итогов.

    *Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.

    -Какова была цель урока?

    -Какие знания мы открыли?

    *ответы на вопросы рубрики «Проверь себя»стр.169

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

    С. 164–169. Ответы на вопросы «Проверь себя».

    Сообщение о любом животном или растении леса нашего края.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Растения леса и луга"

    Урок- практикум по окружающему миру в 3 классе....

    План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

    План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

    Проверочная работа. Окружающий мир. 2 класс. Растения леса.

    Проверочная была подготовлена по программа "Начальная школа 21 века" под. ред. Виноградовой Н. ф....

    Проверочная работа по математике по теме "Числовые выражения и их значения"

    Проверочная работа предназначена для учеников 2 класса, обучающимся по УМК "Начальная школа 21 века". Также может быть использована педагогами и для других УМК...

    Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников.

    Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников....

    Практическая работа «Изучаем состав и свойства горных пород и минералов» окружающий мир 3 класс

    Данный урок проводится в 3 классе. Тип урока – урок открытия новых знаний. В  основе: системно – деятельностный подход. Исследуя, дети научатся сравнивать свойства различных твердых веществ....

    Урок окружающего мира «Органы растения и их значение для его жизни»

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по УМК Н. Ф. Виноградовой "Школа 21 века"...