Как открывали Африку.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kak_otkryvali_afriku.docx198.61 КБ

Предварительный просмотр:

Жабко Светлана Ивановна

учитель начальных классов

                                                                                                               первой квалификационной категории

                                                                                                                                  МБОУ «Вешенская СОШ»

 Предмет: окружающий мир.

 УМК «Гармония».

Учебник: Поглазова О.Т., Шилин В.Д., окружающий мир 4 класс, 2011.

Раздел: «Материки и океаны Земли».

Количество часов: 68 часов, 2 учебных часа в неделю.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: Как открывали Африку.

Цель урока: Способствовать формированию  знаний о географическом положении  материка, его влиянии на природу Африки.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой  они смогут познакомиться с географическим положением материка, рельефом местности, климатом, разнообразием природы  Африки, историей ее открытия;

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия.

-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

2.  Развивающие:

- создать условия для развития умений формулировать собственное мнение, строить понятные высказывания, навыков работы с разнообразными источниками географической информации, творческих способностей, логического мышления, познавательного интереса к предмету. 

3.Воспитательные:

- способствовать формированию знаний о нормах поведения в природе, нравственному воспитанию через толерантное отношение к людям других рас; коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.

Технологии, применяемые на уроке: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, ИКТ.

Методы урока: словесный, наглядный, работа в паре, методы формирования алгоритмов самооценки, взаимооценки.

Планируемые результаты: учащиеся получают сведения об изучаемом объекте  через самостоятельный поиск информации под руководством учителя.

Подход в обучении: деятельностный.

Оборудование: карта полушарий, глобус, мультимедиа проектор, презентация, индивидуальные карточки.

Источники, используемые учителем при подготовке к уроку: учебно-методический комплект «Гармония»

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

IV. Постановка темы и целей урока.

V. Физминутка.

VI. Открытие новых знаний детьми.

VII.  Применение  знаний.

VIII. Итог урока.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

X. Домашнее задание:

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание урока

I. Организационный момент.

Цель этапа: обеспечение комфортной внешней обстановки для работы на уроке, психологической готовности учащихся к общению и предстоящему занятию.

Задачи: достигнуть  доброжелательного настроя учащихся. Включить класс в деловой ритм.

Проверка готовности к уроку

На данном этапе урока ученики психологически настраиваются на работу через красоту поэтического слова.

Читаю стихотворение.

Использую сочетание  иллюстративного и словесного методов.

Создаю условия внешней и внутренней готовности к уроку, включения в учебную деятельность.

(Проверка готовности класса, эмоциональный настрой на урок).

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

  • Психологический настрой к уроку

       На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики.

Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10.

Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

II. Проверка домашнего задания.

Цель этапа: глубокая и всесторонняя проверка знаний учащихся, выявление причины появления пробелов в знаниях.

Задачи: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы и провести коррекционную работу. Оптимально сочетать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Вспоминают материал, пройденный на предыдущем уроке, выполняют задание, успешное выполнение которого требует анализа и систематизации пройденного материала, практического применения знаний.

Взаимопроверка, целью которой является формирование алгоритма самооценки и взаимооценки.

Критерии оценки за домашнее задание:

 «5» - полный правильный ответ, возможны неточности, исправляемые самостоятельно;

«4» - ответ неполный, допущено не более 2 несущественных ошибок;

«3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена 1 существенная и 2-3 несущественные ошибки;

«2» - если выполнено менее половины работы.

Организую работу по проверке степени усвоения материала, пройденного ранее.

Работу организую по карточкам (индивидуальная работа), карточка составлена в виде небольшого теста, что позволяет рационально распределить время.

Организую взаимопроверку учащихся.

Цель: формирование алгоритма взаимооценки. Критерии проверки объявляю заранее, для этого вывешиваю слайд с правильными ответами, указываю на возможность корректировки оценки за счет устного опроса. Дополнительные вопросы задаю с целью создания ситуации успеха для слабых учащихся.

В ходе работы проверяю также сформированность навыка самостоятельной работы учащихся.

1. Задание № 6.(взаимопроверка)

кроссворд

Ответ: дикобраз, раффлезия, хлопчатник, павлин, хамелеон, ананас, бизон.

2. Прочитайте ребусы, и вы узнаете обитателей Евразии.

3. Сообщения   учащихся   о растительном и животном мире Евразии.

4. Индивидуальные карточки. (Слайд 1,2)

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы.

Самый густонаселенный материк - ... (Евразия). Здесь нахоСамый густонаселенный материк - ... (Евразия). Здесь находятся самые крупные государства мира: по численности населения - (Китай), по площади территории - ... (Россия). Здесь насчитывается более ... (80) государств.

Карточка 2. Соотнесите названия государств и их столицы:

Россия                                       Париж

Франция                                    Лондон

Англия                                       Москва

Украина                                    Берлин

Германия                                   Киев

Для проверки выполнения работ по индивидуальным карточкам  высвечиваю слайд с правильными ответами, предоставляю возможность корректировки оценки за счет устного опроса. В ходе работы проверяю также сформированность навыка самостоятельной работы и самооценки учащихся.

III. Актуализация знаний.

IV. Постановка темы и целей урока.

Цель: формирование мотивации для изучения нового; организация постановки темы и цели урока детьми.

Задачи: заинтересовать детей в максимальной самостоятельности при добывании знаний и овладении способами действий.

Разгадывают кроссворд, отвечая на поставленные вопросы;

формулируют тему и цели урока.

- На какой материк мы отправимся сегодня, нам поможет узнать кроссворд: (Слайд 3,4)

Через систему вопросов подвожу к самостоятельной формулировке темы урока, целей урока.

- Назовите тему нашего урока. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели?

- Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?

По горизонтали:

  1. Жители этой страны сверяют время часам, которые называются Биг-Бен (Англия).
  2. Страна – родина  сказочника  Шарля  Перро (Франция).
  3. Страна, столицей которой является город Берлин (Германия).
  4. Столица Японии (Токио).
  5. Столица России (Москва).
  6. Страна, в которой  изобрели  шелк, порох. (Китай).

Цель урока:

– познакомиться с географическим положением, климатом, населением Африки, с растительным и животным миром материка, историей его открытия.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по материкам нашей планеты. Перед тем как начать путешествие, приобретём необходимое «снаряжение» – карты у вас на столах, а главное – терпение. Путь может быть нелёгким. Итак, в добрый путь!

V. Физминутка.

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения; преодоление усталости, сонливости.

Задачи: снять усталость, восстановить силы.

Выполняют упражнения в соответствии с инструкцией.

Готовлю материал для следующего этапа урока. Слежу за правильностью выполнения упражнений.

Анимированная физминутка.

VI. Открытие новых знаний детьми.

 Цель: создание условий для повышения уровня учебной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету; развития произвольности в интеллектуальной и коммуникативной деятельности;

Задачи: организовать работу в группах, помочь распределить роли в группе, осуществлять контроль за самостоятельной деятельностью детей, осуществлять консультационную поддержку.

Сообщения учащихся о путешественниках.

Работают с картой полушарий, организуется работа в парах.

Работают с иллюстрацией в учебнике.

– Как же был открыт этот материк? (Слайд 5-6)

Использую иллюстративный и словесный метод для формирования мотивации на поиск новой информации.

- Покажите на карте Африку, что вы можете рассказать о ее географическом  положении, климате материка.? (Слайд 7-10)

- Что вы можете сказать о рельефе  данного материка? (Слайд 11)

-  В каком полушарии находится Африка?

-Существуют ли в действительности эти географические названия?

- Найдите  на карте и покажите крупные озёра и  реки Африки. (Слайд 12,13)

- Предположи, почему Африку иногда называют Чёрным континентом. (Слайд 14,15)

- Предположите, чем занимается население Африки?

- Какие государства Африки вам знакомы? Что вы о них знаете? (Слайд 16)

- Какими растениями и животными богата Африка? (Слайд 17-33)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 134 учебника. Назовите обитателей Африки.

Критериями достижения целей и задач данного этапа являются полные развернутые ответы на поставленные вопросы, познавательная активность учащихся при выполнении работы, аргументированные ответы на поставленные вопросы, умение оценить ответы товарищей, самостоятельность мышления.

Активно использую на всех этапах урока устные поощрения.

Слава первого европейца, обогнувшего с юга берега Африки, принадлежит великому португальскому мореплавателю Васко да Гаме. Он открыл морской путь из Европы в Индию по Атлантическому и Индийскому океанам. Но ещё 350 лет понадобилось многим европейским путешественникам, чтобы исследовать богатейшую природу Африки и жизнь населяющих её народов. Наибольшая заслуга в этом принадлежит англичанам Джозефу Стенли и Дэвиду Ливингстону. По завещанию Ливингстона его сердце похоронено вблизи открытого им озера Виктория.

Материк Африка отделен от Евразии на северо-востоке нешироким Красным и на севере - Средиземным морями. Эти моря соединяют прорытый в конце прошлого века Суэцкий канал: один его берег африканский, другой - азиатский. С Атлантическим  океаном Средиземное море сообщается узким проливом Гибралтар.

Здесь расстояние между Африкой и Европой составляет всего 14 км. Берега Африки омывают два океана: с западной стороны - Атлантический, с восточной - Индийский.

Размер материка по направлению север - юг (вдоль меридиана)  почти  вдвое  превышает размер  вдоль  параллели.  Центральная  часть материка расположена вблизи экватора. Африка – самый жаркий материк.

 Круглый год там стоит жаркая или теплая погода, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видят снега.

Большая часть Африки занята высокими равнинами и плоскогорьями, т.е. невысокими горами с плоскими вершинами высотой от 1500 до 2000 метров.  В Африке нет таких крупных горных систем, какие есть в Евразии. Высочайшая вершина Африки и одна из красивейших гор мира - украшенная сверкающими ледниками гора Килиманджаро. Она находится недалеко от самого большого озера Африки Виктория и имеет высоту 5895 м.

Вдоль Атлантического и Индийского океанов по прибрежной полосе расположены низменности с крутыми уступами.

 Африка находится в восточном полушарии.

-  Продолжим открытие Африки. Теперь нам поможет Корней Иванович Чуковский. Помните, в сказке «Айболит» он указывает адреса в Африке, по которым ждали помощи больные животные:

Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо - по,

Где гуляет Гиппо - по

По широкой Лимпопо.

На севере Африки расположена величайшая в мире пустыня Сахара, занимающая почти всю северную часть материка. Горячие и бесплодные пески, простирающиеся на многие сотни километров, делали Сахару непроходимой для европейцев.

Самое глубокое озеро Африки Танганьика своим очертанием на карте не случайно напоминает озеро Байкал: так же, как и Байкал, оно образовалось в глубокой и узкой расщелине среди гор.

Нил - самая длинная реке в мире. Её длина 6671 километр. Только такой могучей реке, как Нил, оказалось под силу пробиться через просторы Сахары. Территория центральной и южной Африки богата реками, текущими с гор к берегам Атлантического океана. Крупнейшие из них - реки Конго и Нигер. Многоводны реки только в ее экваториальной части, т.к.  здесь выпадает много осадков.  

Африка – это огромный материк с множеством стран, где живут разные народы. Население  распределено неравномерно.

Население Африки занимаются животноводством и растениеводством. На орошаемых землях выращивают рис, кукурузу, пшеницу, сахарный тростник, хлопок, разводят крупный рогатый скот, коз, овец и птиц.

Африка богата полезными ископаемыми: алмазы добывают в Южной и Западной части Африки, на юге еще добывают золото, а на западе – железо и алюминий.

На севере Африки расположено очень древнее государство Египет. Там живут арабы. Столица Египта – Каир. (Каир – самый крупный город Африки)

О древности государства Египет напоминают гигантские сооружения из камня – пирамиды. В них египтяне хоронили своих правителей – фараонов.

Европейцы были поражены богатством и изобилием живой природы Африки. Кроме множества птиц, прилетающих из Европы зимовать на этот материк, здесь были обнаружены неизвестные растения и животные: поражающее своей толщиной дерево баобаб и кофейное дерево, самое высокое животное в мире - жираф, громадные бегемоты и гориллы, быстроногие гепарды, антилопы и страусы.

Центральная часть покрыта экваториальными лесами. В джунглях растут бамбук и пальмы. Удаляясь на север и на юг, влажные лесные зоны сменяются саванной – обширными степями с высокой травой в несколько метров. И даже в пустыне можно встретить пальмы.

Для сохранения диких растений и животных в Африке созданы заповедники, размеры которых больше некоторых государств. Живущие там слоны прекрасно знают, что они в безопасности. Рассказывают, что однажды стадо слонов, спасаясь от охотников, нашло дорогу к заповеднику из соседней страны. Перейдя его границу, они сразу успокоились. Заповедники Африки - одно из любимейших мест туристов всего мира.

VII.   Применение  знаний.  

Цель: обобщение знаний на основе таблиц, составление определений класса животных, учитывая его отличительные признаки. Определение места типа позвоночные в классификации животных.

Задачи: обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Выполняют практическую работу

Работают в парах, консультируя друг друга.

Контролируют выполнение работы.

Делают выводы, объясняют, используя полученные сведения.

Выполнение практической работы для уточнения степени усвоения материала.

Организую работу в парах для закрепления полученных знаний на основе заданий из тетради на печатной основе, входящей в комплект по ОМ.

Проверка фронтальная.

Организую работу по достижению максимального уровня усвоения материала.

Систематизирую полученные знания.

Учащиеся читают статью «Как открывали Африку» на с. 133 учебника. Практическая работа.

-Покажите на контурной карте в рабочей тетради (с. 44) путь путешественника Васко да Гама.

- Проведите на контурной карте Африки линию экватора. Обозначьте географические объекты, о которых говорится в тексте учебника.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради на с. 45 (вставляют пропущенные в тексте слова).

VIII. Итог урока.

 Цель: краткое обозрение, отчёт о степени и качестве достижения цели урока.

Задачи: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

Подвести  итоги  самими уч-ся.

При подведении итогов урока учащиеся сравнивают свои достижения с теми целями, которые ставили перед собой. Оценивают свои достижения на уроке.

Совместно с детьми подвожу итоги урока.

Какая  цель урока была поставлена? Достигли ли мы поставленной цели?

- Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?

Хорошо. Сформулируйте и задайте вопросы по материалу сегодняшнего урока.

- Какие океаны и моря омывают Африку?

- Назови  имена европейских  путешественников, исследовавших Африку.

- Какую пустыню пересекает река Нил?

-Что вы узнали для себя нового на уроке?  

- Какое из легендарных семи чудес света сохранилось с древнейших времён в Египте?

- Какие удивительные растения и животные встречаются в Африке?  

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Задачи: зафиксировать новое содержание урока; инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Анализируя свои впечатления от урока и собственной деятельности в нем, приходят к выводу о степени активности собственной учебной деятельности, результатах.

Организую фиксирование нового содержания.

Организую самооценку учебной деятельности.

- Какое задание вызвало затруднения? Почему?

Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе  

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

X. Домашнее задание.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задачи: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность работы.

рабочая тетрадь № 2 (задание № 7 на с. 45); учебник (с. 133-135).

Подготовь  сообщение о растениях и животных Африки.

Баобаб. Когда в пустыне засуха, на толстых корявых деревьях распускаются белые цветы. Это как улыбка природы. Листьев нет, а цветы как кружева!

Ростом он невелик - 12-15 м. Но очень-очень толстый. В некоторых странах внутри баобаба хоронят людей, в других - дупло дерева служит клубом. Если у дерева сверху нет веток и ствола, оно служит колодцем. Внутренность ствола очень мягкая и впитывает в себя воду. Баобабы очень любят слоны, они едят даже кору. А обезьяны любят плоды - большие гладкие огурцы. Внутри они красные, как арбуз. Людям нравятся листья, они заменяют им все овощи.

Баобаб не боится пожара. Сердцевина сгорает, а ствол остается. Это дерево растет в одиночестве. Оно не терпит никаких соседей: кустарников, деревьев, поэтому не встречается в лесах. Живет баобаб 5000 лет.

Африканский страус - самая крупная птица. Его рост достигает 270 см, а вес - 90 кг! В случае опасности страусы бегут со скоростью до 70 км/ч, делая шаги по 4-5 м. Убегающий страус вдруг исчезает из поля зрения. Он ложится, прижимается к земле и вытягивает шею.

Самое крупное наземное животное нашей планеты африканский слон. Масса старых самцов достигает 7,5 т, а рост - 4 м в холке. Слоны единственные сохранившиеся до наших дней животные с хоботом. Хобот

- это верхняя губа, сросшаяся с носом. Благодаря особым мышцам и сухожилиям хобот обладает удивительной подвижностью и огромной силой. У слона есть костные бивни - резцы, которые постоянно растут и которыми животное пользуется, когда кормится или защищается. Слон может быть быстрым и ловким, он хорошо бегает. Ноги у него устроены замечательно. На подошве под кожей имеется особая студенистая пружинящая масса, которая делает шаги слона почти бесшумными.

Жираф - самое высокое животное на планете. Его рост 5,5 метров, а вес - 1 тонна. По словам знаменитого зоолога А. Рэма, голову и туловище жираф заимствовал у лошади, шею и плечи получил от верблюда, уши - от быка, хвост - от осла, ноги - от антилопы, а кожу, покрытую красивым мехом, - от леопарда.

Венценосный журавль - населяет африканские саванны. Пучок тонких золотисто-желтых перьев образует своеобразный венец на голове, которому журавль обязан своим названием. В отличие от других журавлей, венценосный охотно садится на деревья и даже устраивает гнезда на их вершинах.

У африканского марабу большая голова без перьев и громадный клюв.

Спокойно сидящая птица кладет его на мясистый выступ шеи. Кормятся они в основном падалью. И даже грифы, их главные конкуренты, побаиваются марабу из-за их мощного клюва. За «торжественную» чинную походку марабу называют иногда адъютантами. Свои огромные гнезда эти птицы устраивают на деревьях.

В горных лесах Центральной Африки живут самые крупные обезьяны на свете. Рост взрослых самцов горных горилл около 2 м, а вес - более 200 кг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. УМК "Гармония"."Открываем секреты письма".

Рабочий урок по русскому языку с применением ИКТ....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ"

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕМ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ" (ПО УЧЕБНИКУ А.А. ВАХРУШЕВА)  2 КЛАСС....

Тест "Как открывали Африку"

Тест по окружающему миру, 4 класс, УМК "Гармония"....

"Открывая книгу, открываем мир" по В.А. Осеевой

Работая воспитателем беспризорных детей, В. Осеева понимала, как важно напитать их души светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. Именно для этих трудных ребят были н...

Внеклассное мероприятие: «Открывая книгу - открываю мир».

мероприятие способствующее привлечению детей младшего школьного возраста к чтению книг....

Открывая книгу - открываем мир

Конспект к мероприятию, посвященному уральским писателям....

Классный час для 3 класса «Открываем волшебные двери добра»Классный час для 3 класса «Открываем волшебные двери добра»

Аннотация для классного часа "Открываем волшебные двери добра" для 3 класса:Классный час "Открываем волшебные двери добра" призван познакомить учеников с понятием добра, заботы о д...