Урок окружающего мира 2 класс
материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Постнова Светлана Николаевна

Данный урок построен по сингапурской системе, по которой я прошла курсы по методике Рахимова. Класс сидит по группам и весь урок учениеки работают в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postnova_s.n.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Постнова Светлана Николаевна

МБОУ «СОШ №31 с уиоп»

Урок: Окружающий мир

Тема. Как мы  воспринимаем окружающий мир (органы чувств).

      Цель:   познакомить с  органами чувств их значением  для человека;

  •  способствовать формированию привычки к  здоровому образу жизни, укреплять гигиенические навыки;
  • развивать  умение работать в группе, наблюдать, делать выводы, добывать информацию;
  • воспитывать толерантное отношение друг  к другу,  интерес к предмету.
  • создать условия для доброжелательного отношения в деловом общении.
  1. Организационный момент.
  2.  (Девиз урока - выбранная заранее пословица  или поговорка о здоровье)

-Я вам желаю доброго вам здоровья.  

II. Проверка домашнего задания

-А теперь хочу от вас услышать слова о здоровьеПрочитайте пословицы о здоровье, которые  вы приготовили.

Одну из пословиц выбираю девизом урока

Я здоровье берегу,  сам себе я помогу.

-Объясните  значение фразы.

III. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

-Какой раздел начали изучать?    ( Мы и наше здоровье)

-С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?  (Организм человека.)

-Для чего нам нужно изучать свой организм?  (Чтобы правильно ухаживать за ним)

-С какими органами человека  вы познакомились  на прошлом уроке?

 (сердце, печень, почки,  желудок)

IV. Постановка учебной задачи

-Как вы думаете, есть  ли у человека  другие органы? (Варианты ответов).

-Чтобы ответить на этот вопрос  и узнать тему сегодняшнего урока, давайте проведем  опыты.

     1.Практическая работа.

      А) Учитель просит  детей закрыть глаза, кроме 1 ребенка. Затем просит называть показываемые предметы  по очереди класс и  выбранного  ребенка.

 Вывод. Почему не ответили? ( не видели).  Какой орган не  работал? (глаз).

  Б) Игра «Угадай голос»  1 ребенок встает спиной  к классу и угадывает тех, кто называет его имя.

Вывод. Как узнал  кто говорил? (По голосу)   Что помогло? (Уши) 

В) Детям завязывают глаза и просят определить по запаху  вещество

(лимон, чеснок,  кофе)

Вывод. Как узнал вещество? ( По запаху). Какой орган помог? (нос).

Г) Несколько человек  определяют на вкус воду с растворенными  в ней веществами (соль, сахар, лимонная кислота, чистая вода)

Вывод.  Какой вкус у тебя в стакане? (ответы)  При помощи чего узнал? (При помощи языка)

Д) Учитель выборочно предлагает детям потрогать  такие предметы, как наждачная  бумага,  мех, любой холодный предмет.  

 Вывод.  Какие ощущения возникают? (Ответы).

При помощи чего узнал? (кожа)

По мере угадывания детьми  органов, на доске появляется  их запись.

Органы               чувств

-Какую  работу  выполняли эти органы? (помогали почувствовать вкус, запах) Верно, поэтому их назвали (тема)

Глаз

Ухо

Нос

Язык

кожа

-Попробуйте сформулировать,   что мы узнаем сегодня

  • Познакомимся с …… (органами чувств)
  • Узнаем,  для  чего…. (нужны  значение)
  • Научимся …….            (беречь, ухаживать)

V. Работа над темой урока.

  -У человека  пять органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире Сегодня  на вас ложится  большая ответственность – вам нужно изучить новую тему и так рассказать ее другим, чтобы в конце  урока все без труда  написали  тест. А что  ещё очень важно, чтобы  никто  в конце  урока не ошибся? (Внимательно  слушать.) Сегодня вы будете работать в группах. Вспомним  устав группы.

    Устав группы

1. Будь добр и вежлив.                                             4.Умей выслушать каждого.

2.Помни, что у вас общее дело.                             5.Не согласен – предлагай.

 3.Уважай своего товарища.                                     6. Работай вполголоса

VI.   Работа в группах. 

1.Инструктаж:

  1. Распределите роли  в группе (капитан , докладчик, секретарь, организатор).
  2. На столе  у каждой группы лежит конверт с карточкой - заданием (оранжевого)  и, карточкой – ответом (зеленого цвета). Читаете задание,  выполняете его  все вместе, опорные слова записываете  в карточку-ответ. На работу я вам даю 10 минут. Если вы справились, то сигнализируйте вставанием . У вас на столах имеется дополнительная информация, которой вы можете  воспользоваться.

2.Задания группам

Задания  группе 2

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с. 133.    Помни об уставе группы!

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и нижний текст,  подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

                     А) Что такое ухо? (ответ кратко запишите  в карточку ответов под

                          цифрой 2).

                     Б) Для  чего  они нужны? (ответ кратко запишите   в карточку ответов

                           под цифрой 3)

                     В) Что вредит ушам?(ответ кратко запишите   в карточку ответов

                           под цифрой 4)

                     Г) Как нужно ухаживать за ними?  

  1. Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа.
  2. (Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

4. Что еще вы хотели  бы узнать  об  ушах ?    КАЖДЫЙ запишите свой вопрос на  листочек

5..  Покажите  массаж ушных раковин

Задания  группе 3

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с. 134..

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и верхний текст,  подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

                     А) Что такое нос? (ответ кратко запишите  в карточку ответов

                            под цифрой 2).

                     Б) Что такое ОБОНЯНИЕ?(ответ кратко запишите   в карточку

                           ответов под цифрой 3)

                     в) Для  чего  он нужен? (ответ кратко запишите   в карточку

                         ответов под цифрой 4)

                     г) Как сохранить обоняние?  (ответ кратко запишите   в карточку

                          ответов под цифрой 5)

( Помни об уставе группы!)

3.  Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа.

    (Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

4  Что еще вы хотели  бы узнать о  носе?    

   КАЖДЫЙ запишите свой вопрос на  листочек

5. Покажите  массаж носа.

6.* Если осталось время, почитайте дополнительную информацию в папке

Задания  группе 4

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с. 134.

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и нижний текст,  подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

                     А) Что такое язык? (ответ кратко запишите  в карточку ответов

                          под цифрой 2).

                     Б) Для  чего  он нужен? (ответ кратко запишите   в карточку

                              ответов под цифрой 3)

                     В) Как нужно беречь язык?  (ответ кратко запишите   в карточку

                                  ответов под цифрой 4)

( Помни об уставе группы!)

3.  Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа

    Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

3 Что еще вы хотели  бы узнать языке ?    КАЖДЫЙ запишите свой вопрос

      на  листочек

4.  Покажите, как тренировать язык

5*. Если осталось время, почитайте дополнительную информацию в папке

Задания  группе 1

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с. 132.

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и текст до следующей темы,

      подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

                     А) Что такое глаз? (ответ кратко запишите  в карточку ответов

                                под цифрой 2).

                     Б) Для  чего  он нужен? (ответ кратко запишите   в карточку

                         ответов под цифрой 3)

                     В) Как нужно беречь зрение?  (ответ кратко запишите   в карточку

                            ответов под цифрой

( Помни об уставе группы!)

3. Выполните задание  из копилки  интересных  фактов.

  1. Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа.
  2. (Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

5.Что еще вы хотели  бы узнать глазе ?    КАЖДЫЙ запишите свой вопрос

      на  листочек

6..  Покажите  зарядку для глаз

7*.Если осталось время, рассмотрите глаза соседа. Подумайте, для чего  

      нужны брови и ресницы?

Задания  группе 5

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с. 135.

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и верхний текст,  подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

                     А) Что такое кожа? (ответ кратко запишите  в карточку ответов

                               под цифрой 2).

                     Б) Что такое ОСЯЗАНИЕ?(ответ кратко запишите   в карточку

                          ответов под цифрой 3)

                     в) Для  чего  нужна кожа? (ответ кратко запишите   в карточку

                          ответов под цифрой 4)

                     г) Как сохранить её?  (ответ кратко запишите   в карточку

                          ответов под цифрой 5)

( Помни об уставе группы!)

3.  Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа.

    (Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

4.  Что еще вы хотели  бы узнать о  коже?    КАЖДЫЙ запишите свой вопрос на  листочек

5   Покажите  массаж

6* Если осталось время, почитайте дополнительную информацию в папке

VIII. Отчет групп.

-Я приглашаю группы сделать свои доклады.

На карточках , которые находятся  у вас на столах , записывайте  тему выступающей группы.. По мере выступления на доске появляется запись:

Органы чувств

Орган слуха

Глаз

Орган зрения

Ухо

Оран обоняния

Нос

Орган осязания

Язык

Орган вкуса

кожа

  1. 1группа - орган зрения – глаз.  

А)  ответ по плану

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа группе 1

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова для

ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: «У нас  было задание изучить материал в учебнике

 и ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что    глаза – орган…

3.Он нужен для того, чтобы….

4.Беречь  глаза  нужно так: (УСТНО!)

5. Зарядку для глаз проведет………………………

Б) строение глаза -дополнительное сообщение учащегося  ( дать заранее )

                В) связь  с профессией (окулист)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками

    2.    2 группа - орган слуха – ухо.

А)  ответ по плану

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа группы 2

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова для

ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: « У нас  было задание  изучить материал в учебнике

и ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что   уши – орган… 

3.Они нужны  для того,  чтобы….

4.Ушам вредит………….

5.Ухаживать за ушами надо так: (УСТНО!)

6 Массаж ушных раковин  покажет………………………

Б) строение уха - дополнительное сообщение учащегося  

В) связь  с профессией (отоларинголог)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками

  3.     3 группа - орган обоняния – нос.

А)  ответ по плану

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа  группы 3

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова

для ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: « У нас  было задание изучить материал в учебнике и

ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что   нос – орган… 

3.Обоняние это-…

4.Нос  нужен  для того,  чтобы….

5.Чтобы сохранить обоняние, нужно….

6 Массаж носа  покажет…………

                  Б) строение носа - дополнительное сообщение учащегося

                В) связь  с профессией(отоларинголог)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками

 4.   4 группа - орган вкуса – язык. 

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа  группы 4

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова для

ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: « У нас  было задание изучить материал в учебнике и

ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что   язык – орган… 

3.Язык  нужен  для того,  чтобы….

4.Чтобы сберечь язык, нужно….

5 Как тренировать язык покажет…………

                    А)  ответ по плану

Б) строение языка - дополнительное сообщение учащегося  

В) связь  с профессией ( терапевт)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками

  5.    5 группа  - орган осязания – кожа.

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа  группы 5

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова для

ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: « У нас  было задание изучить материал в учебнике и

ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что  кожа – орган… 

3.Осязание - это…

4.Кожа нужна для того,  чтобы….

5.Чтобы сохранить кожу, нужно….

6. Массаж    покажет…………

 

А)  ответ по плану

Б) строение языка - дополнительное сообщение учащегося  

В) связь  с профессией (дерматолог)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками

IX. Органы чувств и мозг

-Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого тела.   Все органы действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувства имеют память..

-Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить так ли это? (Учитель вызывает  к доске 3-4 учеников.  Завязывает им глаза и дает разные предметы, которые учащиеся должны назвать.)

X. Закрепление материала. 

1. Природоведческий диктант

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Каждая его часть отвечает за определенный вкус. (язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?

5. Орган, помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).

(запись в карточках – кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств)

  1. Тест – на карточке

Диктант

Найди пару

1

Орган слуха

Глаз

2

Орган зрения

Ухо

3

Оран обоняния

Нос

4

Орган осязания

Язык

5

Орган вкуса

кожа

XI. Подведение итогов  урока.

-Итак, у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – зрение, слух, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения

 XII. Рефлексия.

-Чтобы узнать ваше мнение о нашем уроке,  я прошу вас заполнить небольшую анкету

Анкета.

В этом  столбике зачеркни ненужные для тебя  слова. Прочитай свои ответы

Своей работой на уроке  я   ….  

доволен      / не доволен /  

На уроке я работал….

 активно   /  не очень активно

Материал урока мне был….    

Понятен   / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

На уроке я  …..

узнал  новое /   ничего нового не узнал

Мое настроение  стало…..

 лучше/ хуже/ не изменилось

Мне понравилось работать  в группе потому, что….

  • Можно ничего не делать,  кто-нибудь ответит
  • Когда работаешь командой – легче
  • Когда работаешь группой – можно

     узнать  больше информации

Урок дал мне для жизни…

Подумай, как ответишь или запиши!

-Выслушивание мнений.

*XIII. Решение познавательных задач.

1. У северных народностей есть такая пословица: «Наш природный прищур, от  снежной  белизны и бурь», объясните ее значение.

2. В нашем организме есть улитка. В каком органе чувства она находится? Почему ее называют самой быстрой улиткой  в  мире?

3. Почему так говорят: «Сколько раз мы моргаем, столько раз мы и плачем».

4.Почему так говорят: «Не  глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг.

XIV. Домашнее задание: ответить на вопрос, который ты записал, принести лупу, салфетку; Учебник стр.  132-135


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...