Конспект урока "Опасные места"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект содержит достаточный материал для подготовки к уроку, помогает формировать установку на безопасный и здоровый образ жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_opasnye_mesta.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Предметная область: Окружающий мир(автор А.А.Плешаков)

Класс : 3 (часть 2)

Конспект урока на тему:

«Опасные места»

Цель: Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 3 класса в предметной области  «Окружающий мир» по теме «Опасные места».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   - формировать интерес к предмету окружающий мир;

   - формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни;

   - формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;

   - развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;

   - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   - удерживать учебную задачу;

   - формировать умение слушать, слышать, выстраивать речевые высказывания;

   - формировать умение работать с новой информацией по теме      ( отбирать,  выделять, выстраивать в логике, обобщать);

   - формировать умение работать в группах, статичных парах;

   - формировать начальные формы рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

   - освоение знаний по теме «Опасные места»;

   - актуализировать знания детей о дорожных знаках;

   - формировать знания об опасных местах в квартире, доме и вокруг него;

   -учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;

   - осознать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 

Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учителя, учебники,  дорожные знаки, таблица для групповой работы, «листы самооценки».

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности (Орг.  момент).

У.- Положите руки перед собой на столе, выдыхая, опустите голову, чтобы подбородок коснулся груди, почувствуйте растяжение мышц затылка,  плечи расслаблены. Делая вдох, поднимайте голову и откиньте её назад, почувствуйте, как распахнулась грудная клетка.

Ну теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.

  1. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

На доске появляется изображение дорожных знаков.(доп. материал к уроку)

У.-  Дайте название группе изображённых предметов.

Д.-  Дорожные знаки.

У.- Перечислите группы дорожных знаков.

Д.- Запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опрос учащихся.  Каждый ученик рассказывает о своей группе дорожных знаков, затем у доски показывает знак, который относится к этой группе. Учащиеся из класса задают ученику дополнительный вопрос по пройденной теме.

3. Выявление учебной проблемы (целеполагание).

Работа в паре. Игра «Найди пару»

 Учащимся перед уроком розданы половины изображений  дорожных знаков. Учащимся предлагается найти свою пару.

У.-  Дайте название каждой группе знаков.

Д.- Запрещающие и предупреждающие дорожные знаки.

У. - Как вы думаете, почему я акцентировала ваше внимание на данных группах дорожных знаков?

Д. -  Эти знаки предупреждают нас об опасностях, запрещают нам совершать плохие поступки, помогают увидеть опасные места на дороге, избежать неприятностей.

У.-  Попробуйте сформулировать тему урока.

Д. – Опасные места

На экране появляется тема:

«Опасные места».

У. – Я предлагаю вам  сформулировать задачи урока, продолжите предложения.

  (на экране появляются слова, дети формулируют задачи)(Слайд 3)

Узнаем…..

Будем учиться…..

Находить….

Оценивать….

  1. «Открытие» детьми нового знания.

У.-  Где же нас могут подстерегать опасности?

 На доске учитель совместно с детьми заполняет кластер. (Слайд 4)Возможно, останутся свободные графы, которые дети  будут заполнять в процессе чтения текста или в конце урока.

У.-  Ребята, сейчас Вика загадает нам загадку.  Отгадка и будет предметом нашего внимания.

 «Стоит бычище, проклёваны бочища».

Д. - Это дом.

(Слайд 5)

У.- Назовите опасные места в доме.

Д. – Кухня, ванная комната.

У.- Вы молодцы. Опасные места в квартире назвали, но не все. А вот на чём мы остановимся,  подробно нам расскажет Серёжа.

                 Я из дома на порог

                 Сделал лишь один шажок,

                 Дверь закрылась за спиной,

                 Нет пути передо мной.

                 Я и дома и не дома,

                 Между небом и землёй.

                 Отгадайте-ка, друзья,

                 Где же я?

Д. – Это балкон.

(Слайд 6) На экране появляется изображение балкона и подоконника.

У.-  Чем же могут быть опасны балкон и подоконник? Я предлагаю вам прочитать учебник на странице20. Прочитайте 1 и 2 абзацы.

 Работа с текстом ведётся с использованием стратегии «Инсерт». (Условные знаки)

У.-  Почему балкон и подоконник являются опасными местами?

В процессе обсуждения кластер дополняется новыми компонентами, а один ребёнок подчёркивает опасности на доске (слайд 7)

У.-  Подведём итог. Посмотрите на доску (слайд 7), прочитайте стихотворение, какие ещё правила поведения на балконе вы узнали?

(Дети читают стихотворение и дают ответы)

У.-  Чтобы узнать, какие ещё опасности  подстерегают нас в доме,  я предлагаю вам послушать следующую загадку.

Лёгкий подъёмник

Быстро домчит,

Вверх поднимаясь,

Вниз опускаясь.

 Правильно пользуйся им,

Правила выполняя.

 Д. - Это лифт.

У.-  Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на группы. 1 группа «Эксперты», 2 группа «Исследователи», 3 группа «Аналитики».

Работа в группе

У.-  «Эксперты» читают  текст на странице 21 и заполните таблицу, которая лежит перед вами.

Правила обращения с лифтом.

Можно  делать.

Нельзя   делать.

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

После заполнения таблицы учащиеся делятся своими мнениями.

У.- «Исследователи» определяют опасные места в окрестностях дома. В этом ва поможет учебник на стр.22-23.

       «Аналитики»  составляют правила безопасности с частицей «НЕ»

На работу в группе отводится 5 минут. Затем дети каждой группы подводят итог своей работы.

У.-   Посмотрите на доску. (Слайд 8) Как вы думаете, почему это правило я посчитала одним из важных?

Дети высказывают своё мнение.

  1. Закрепление.

- Ребята, я предлагаю вам сейчас обозначить на рисунке опасные места , которые существуют вокруг.

( Дети по цепочке выходят и помечают кружочки, далее ведётся проверка).

  1. Самостоятельная работа учащихся

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.

( У каждого ученика тесты.  Один работает у доски, остальные на местах. По окончанию работы взаимопроверка).

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

У.-  Посмотрите на  доску(слайд 12).

1. Прочитать текст на стр. 20-24, ответить на вопросы «Проверь себя»

2.Дома вы составите схему своего двора и окрестностей с обозначением опасных мест. ( для тех, кто хочет получить отличную отметку)

 Рефлексия. 

Интерактивный тест

У. – Какие опасности таят квартира, дом и его окрестности?

У. – Как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?

У.- Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?

У.- Какие опасные места могут быть недалеко от дома?

У. – Перед вами лежит «лист самооценки», оцените свою работу на уроке.

1.

Я участвовал в обсуждении

2.

Я хорошо работал самостоятельно

3.

 Активно работал в группе        

4.

Знаю опасные места, которые могут навредить здоровью.

Например:

5.

Выполнял  правила поведения

У. – Посмотрите на доску. ( слайд 13). Здесь представлены иллюстрации к правилам безопасности, о которых на  уроке мы не говорили. Догадайтесь, о чём я хотела вас предупредить. Две иллюстрации  последнего слайда помогут перейти к теме следующего урока.

Технологическая карта урока

УМК «Школа России»

Предметная область : Окружающий мир (автор А.А.Плешаков)

Класс : 3 (часть 2)

Тема: Опасные места

Цель: Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 3 класса в предметной области  «Окружающий мир» по теме «Опасные места».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   - формировать интерес к предмету окружающий мир;

   - формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни;

   - формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;

   - развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;

   - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   - удерживать учебную задачу;

   - формировать умение слушать, слышать, выстраивать речевые высказывания;

   - формировать умение работать с новой информацией по теме      ( отбирать,  выделять, выстраивать в логике, обобщать);

   - формировать умение работать в группах, статичных парах;

   - формировать начальные формы рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

   - освоение знаний по теме «Опасные места»;

   - актуализировать знания детей о дорожных знаках;

   -- формировать знания об опасных местах в квартире, доме и вокруг него;

   -учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;

   - осознать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учителя, учебники,  дорожные знаки, таблица для групповой работы, «листы самооценки».

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности (орг.момент)

Проводит проверку готовности к уроку и психологическую гимнастику

Выполняют и повторяют инструкцию учителя в ходе проводимой гимнастики

Коммуникативные (слушание, проговаривание)

2.

Актуализация знаний

Актуализирует знания учащихся по дорожным знакам. Даёт задание классифицировать по группам дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса) и рассказать о каждой группе.

Выполняют задание. Один ученик работает у доски. Пятеро учащихся рассказывают о группах дорожных знаков. Остальные задают вопросы

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

3.

Организация деятельности по выходу на тему, задачи урока (целеполагание)

 В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы и задач урока. Организует работу в парах. Игра«Найди пару». Нужно собрать из половинок дорожные знаки. Организует подводящий диалог:      - Дайте название каждой группе знаков.  

- Как вы думаете, почему я акцентировала ваше внимание на данных группах дорожных знаков?

Работают в парах

Вступают в диалог

Формулируют тему и задачи урока

Коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные

4.

«Открытие» детьми нового знания

1.Организует диалог, в ходе которого заполняется кластер «Опасные места». 2.Подводит детей к новому знанию через загадки.

3.Организует работу с учебником , используя стратегию «Инсерт».

4.Организует работу в группах. Работают  3 центра «Эксперты», «Исследователи», «Аналитики». Каждая группа получает своё задание: «Эксперты» - изучают правила поведения в лифте и заполняют таблицу; «Исследователи»- исследуют  окрестности возле дома и называют опасные места; «Аналитики» - формулируют правила безопасности с частицей «НЕ». Каждая группа использует текст учебника стр.21-24  

Вступают в диалог, заполняют кластер. Отгадывают загадки,  выясняют, какие же опасности их могут подстерегать в доме и в квартире.

Читают текст, делают пометки, знаком (!) отмечают новую для них информацию.

Выполняют задание в группах, формулируют правила безопасности,  подводят итог

Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

5.

Закрепление

1.Организует работу детей на интерактивной доске.

 

Дети находят на рисунке опасные места, их помечают, а затем сравнивают с образцом

Познавательные , регулятивные, коммуникативные

6.

Самостоятельная работа учащихся

Мотивирует детей на выполнение самостоятельной работы в виде теста

Выполняют тест. Один ученик работает у доски. По окончании проводится взаимопроверка

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

6.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Даёт алгоритм выполнения домашнего задания стр20-24, ответить на вопросы «Проверь себя» + творческое задание (для желающих)  составить схему своего двора и окрестностей дома с обозначением опасных мест.

Слушают задание и записывают в дневник

Личностные

Рефлексия

Организует рефлексию.

1.Интерактивный тест( распределить опасности на две группы: в окрестностях, в квартире)

Какие опасности таят квартира, дом и его окрестности?

 – Как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?

- Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?

- Какие опасные места могут быть недалеко от дома?

 – Перед вами лежит «лист самооценки», оцените свою работу на уроке.

Выполняют интерактивную работу

Формулируют вывод о том, что самое ценное , что есть у человека – это  ЖИЗНЬ.

 Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, заполнив «листы самооценки», рисуют смайлики, показав тем самым своё настроение

Визитная карточка урока.

«Окружающий мир» 3 класс.

Раздел  «Наша безопасность».

Тема урока: «Опасные места».

Место в разделе: четвёртый урок в   разделе «Наша безопасность».

Цель урока:  Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) учащихся 3 класса в предметной области  «Окружающий мир» по теме «Опасные места».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   - формировать интерес к предмету окружающий мир;

   - формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни;

   - формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;

   - развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций;

   - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

   - удерживать учебную задачу;

   - формировать умение слушать, слышать, выстраивать речевые высказывания;

   - формировать умение работать с новой информацией по теме      ( отбирать,  выделять, выстраивать в логике, обобщать);

   - формировать умение работать в группах, статичных парах;

   - формировать начальные формы рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

   - освоение знаний по теме «Опасные места»;

   - актуализировать знания детей о дорожных знаках;

   -- формировать знания об опасных местах в квартире, доме и вокруг него;

   -учить предвидеть опасные ситуации и избегать их;

   - осознать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ПК учителя, учебники,  раздаточный материал для работы в паре, группе, «листы самооценки».

Урок построен в технологии «Развитие критического мышления»

На данном уроке использовались следующие методы, приёмы, стратегии данной технологии:

  1. Парная и групповая работа

   Данные виды работы были направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.

  1. Составление кластера.

   Это графический приём систематизации материала. Центр кластера – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

  1. Стратегия «Инсерт».

    Она подходит для информационно-насыщенного текста. Учащиеся  должны обязательно что-то знать по теме. Им предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:

«V» –уже известная информация;

«!» этим знаком помечается неожиданная и интересная информация;

На данном уроке была использована электронная презентация, которая сопровождала этапы осмысления и рефлексии. Её применение позволяло решать следующие задачи:

  1. Повысить уровень понимания учебной статьи;
  2. Развитие визуального канала восприятия;
  3. Развитие образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка во 2 классе "Предлоги места" (на базе УМК English World 1)

Предлагаемый урок - это закрепление лексических навыков по теме "Предлоги места" во 2-м классе. В уроке представлены задания на совершенствование навыков в различн...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Святые места Курского края. Святые места Мантуровского района.

Курский край - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы, по красоте пейзажей, по количеству храмов он может поспорить со многими государствами Европы. Наше занятие посвяще...

Святые места Курского края. Святые места Мантуровского района.

Курский край - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы, по красоте пейзажей, по количеству храмов он может поспорить со многими государствами Европы. Наше занятие посвяще...