"Чудо под ногами"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сафиуллина Газима Галиахметовна

Урок  по окружающему миру, 3 класс,  УМК «Перспектива»,  разработка урока представлена в форме технологической карты

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

                      Урок «открытия нового знания», построенный  на основе  деятельностного  метода

Тема

Чудо под ногами

Цель  темы

Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека;  о перегное, его образовании и значении для плодородия почвы; воспитывать бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву.

Основное содержание темы, термины и понятия

Представление  о почве, её составе.

Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли, почвоведение.

                                                   Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- проявлять  бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

-  определять значение почвы  для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение  

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

-характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;

-знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение

«Великие русские ученые»

Русский язык

«Слово и его значение»

Технология 

Разделы «Человек и земля»

Изобразительное искусств

«Картины родной природы».

Музыка

Музыкальной  композиция «Гляжу в озёра синие»

(музыка Л. Афанасьева, Слова И.    Шаферана).

Фронтальная;

парная

групповая

индивидуальная работа

Информационный материал:

Учебник «Окружающий мир», ч. 1, рабочая тетрадь № 1, атлас определитель «От земли до неба», книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне».  - Методическое пособие « Уроки по окружающему миру», 3 класс. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, «Просвещение»- М., 2012.

Демонстрационный материал:

- Оборудование для практической работы

Этап урока

Содержание урока .

Учебные задания и на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Характеристика

деятельности учащихся и учителя

УУД

I этап.

Мотивация к деятельности 

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

« Чудо под ногами»

Организационная минутка

Проблемная ситуация

Звучит музыка – первый куплет музыкальной  композиция «Гляжу в озёра синие»( музыка Л. Афанасьева, Слова И.    Шаферана).

- Какое значение  в этой песне имеет слово «земля»? (Страна)

-Как называется на русском языке наша планета? (Земля)

-А как называется почва у нас под ногами?( Земля)

   Страна                 Планета                   Почва

                     

   – Не у многих народов словом «земля» названы и земной шар, и страна, и почва. Как вы думаете, почему у народов, живущих в России такое отношение к земле? (предположения детей)        

-Работа в группе.  На ваших партах лежат несколько пословиц и стихотворений.  Ваша задача: прочитать свою группу пословиц. Объясните, почему именно так я их объединила. К какой из этих трёх табличек  можно отнести ваши пословицы.   Можно спорить и отстаивать свою точку зрения! Окончание работы по звоночку.

Дети работают в группах. Затем каждая группа делает отчёт о своих пословицах.

1группа                                                      

Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. Дорогой товар из земли растёт. Земля кормит людей, как мать детей.

2 группа

Кто наступит на землю русскую  - оступится.Береги землю родимую,как мат любимую. Родная земля – мать, чужая – мачеха.

 - Как вы думаете, что чудесного в той земле, по которой мы ходим? (предположения детей)

     - Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- О почве ещё говорят «чудо под ногами». Что же чудесного в ней и будем  разбираться сегодня на уроке.

Учитель настраивает детей на нужную волну урока.

Учащиеся путём предположе-ния, работы в группе, отгадывания ребуса

формулируют тему урока.

Личностные умения:

проявлять интерес к

изучению темы

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать

с партнёром в рамках учебного

диалога;

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

                                                                   

II этап.

Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представления о   почве, её составе

Задание 1 (З)    Учебник, с. 74—75

- А кто знает, что такое  почва? (предположения детей)

- Открываем учебник на с.74, читаем внимательно текст, отмечаем на полях учебника галочкой то, чего вы не знали раньше.

-Встаньте те, которые всё  знали из этого текста.

- Встаньте те, которые что-то   узнали из этого текста.

- Встаньте те, которые чего-то не поняли в тексте.

-Объясните значение слова «почва».

-Объясните значение слова «плодородие».

-Расскажите о значении почвы для растений и животных.

-Объясните значение слова «почвоведение»

-Расскажите о русском учёном В. В. Докучаеве.

Задание 2 (П) Учебник, с. 74—75.

Верно ли, что, обрабатывая почву, человек нарушает её плодородие и наносит невосполнимый ущерб природе? Обоснуйте

своё мнение.

.Физкультминутка  

Дети читают текст, находят в нём определение почвы, главного свойства почвы, термин «почвоведение».

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

раскрывать значение понятий

 «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре;

III этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность  

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 50—51

- Вы назвали  главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно  сделать? (изучить состав почвы)                

- Работаем в парах. Открываем рабочую тетрадь на с.50.

- Что нам предстоит сделать?  (провести   практическую работу по исследованию состава почвы)

- Какова  цель  нашего  исследования? (определить, что входит в состав почвы)

- Рассмотрите  оборудование, приготовленное для  практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов?  Посоветовавшись со своим соседом,   в тетради соедините стрелочкой  рисунок  оборудования и его название.

Практическая работа «Исследование состава почвы». 

О п ы т 1 (выполняют ученики).

- Внимательно прочитайте  инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? ( Берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)

- Что  интересного увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха – это говорит о том, что в почве есть воздух)

- Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

О п ы т 2 (выполняют ученики).

- Внимательно прочитайте  инструкцию к опыту № 2. Как будете выполнять этот опыт?

( Насыпаем на стекло комочек свежей почвы,  стекло закрепляем в держатель,  равномерно нагреваем над огнём, над хорошо нагретой землёй   держим холодное стекло)

- Что наблюдаете? (Стекло стало влажным –  значит  в почве есть вода)

-  Молодцы! Фиксируем вывод в тетради.

О п ы т 3 (проводит учитель).

Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке (над почвой появляется дым и ощущается неприятный запах).  Поместим на   металлическую пластинку стебельки растений и нагреем на спиртовке  (над почвой появляется дым и ощущается

неприятный запах).  Сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных и придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы

определяется наличием в ней перегноя.

Вывод -  в почве есть перегной.

О п ы т 4 (проводит учитель).

Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешиваем и даём отстояться (песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела  и глина, вода стала светлее).

Вывод - в почве есть глина и песок.

О п ы т 5 (проводит учитель).

1) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва (на фильтре увидим остатки растений, перегной, песок, глину).

2) Профильтрованную воду нальём на стекло и подержим над спиртовкой (на стекле увидим белый налёт).

Вывод- в почве есть минеральные соли.

Каждый вывод фиксируется в тетради.

- На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы.  (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли). Сравните их с выводами в приложении на с. 89.  

- Хорошо! На с. 51 найдите карточку групповой оценки проведения  практической работы, заполните её.

Физкультминутка

Задание 4 (З) Учебник, с. 74—75.

- Ребята, вы сказали мне , что почва  оказывается служит домом для многих животных. Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике  на  с. 74-75. Определите, какие животные обитают в почве.    (лесная мышь, крот, медведка, черви , многоножка,..)

- Что общего у животных разных групп,  насекомых и зверей, живущих в почве?                    ( сходство в строении передних конечностей – приспособление к жизни под землёй).

- Выскажите свои предположения, как эти животные влияют на плодородие почвы. (ответы детей)

Задание 5(З) Учебник, с. 76.

- Выскажите свои предположения, почему почву называют  «чудесной кладовой?» (ответы детей)

- Правы вы или не совсем, вы можете проверить себя, прочитав  по учебнику рассказ  «Почва и жизнь»  на  с.76.

-Расскажите о значении почвы в жизни растений.

-Расскажите о животных, которые влияют на плодородие почвы.

-Расскажите о значении почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека.

Задание 6 (П) Учебник, с. 76.

Верно ли, что плодородие почвы зависит только от перегноя?

Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что почва является предметом только живой природы? Обоснуйте своё мнение.

Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом  составляют алгоритм  выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются  о проделанном опыте и наблюдении перед классом.  Заполняют карточку групповой оценки проведения  практической работы.

Учитель  помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.

Учитель в среднем темпе читает статью о жизни в почве.

Ребята  слушают рассказ учителя, составляют схему из предложенных элементов

 Проверяют свою  схему по данному образцу.

Регулятивные:

- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Предметные умения:

-выполнять исследование и

оформлять вывод;

 характеризовать состав почвы

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные:

-в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую

Личностные:

-  проявлять бережное отношение к плодородию почвы, к животным, формирующим почву

Предметные умения:

-рассказать о роли живых организмов в образовании

почвы;

Познавательные умения:

-определять значение почвы

для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение

 IV этап.

Рефлексия деятельности  

Цель -  самооценка результатов деятельности,осознание  границ применения новых знаний

- Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы измерения. Поставьте свои смайлики к  нужной для вас  шкале.

Доска:  -не всё получилось, буду стараться –справился не со всем, надо  доработать                                                                                                            - всё получилось замечательно, смогу  сам

-Что нового вы узнали на нашем уроке?

- Что было самым интересным?

-Какое значение для живой природы имеет почва?

-Какое значение для хозяйственной жизни людей вой природы имеет почва?

 -Какой вид работы на уроке вам понравился?

- О чем бы вы рассказали сегодня дома?

-Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?

Дети проводят самооценку по шкале,

приводят примеры применения полученных знаний в жизни.

Общеучебные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

V этап.  

Контроль деятельности ученика . Домашнее задание

Цель -  применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации  успеха.

- Итак, домашнее задание. Учебник с. 77, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». По выбору можно выполнить задание. Возьмите карточки по своим силам. Синяя карточка- в атласе-определителе или другом источнике найти информацию о животных почвы – кроте  и  медведке. Составить о них небольшой рассказ. Красная карточка – в приложении учебника »Странички Умного Совёнка» (с.133) прочитайте статью о русском учёном В.В.Докучаеве. Ответьте на проблемный вопрос: «В 60-е годы XX века в Казахстане  были распаханы огромные площади земли, и в первый год был получен очень большой урожай, но был нарушен один из заветов В.В.Докучаева.  Как ты думаешь, что случилось в Казахстане  весной следующего года? Зелёная карточка – Прочитайте рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги А. А. Плешакова и А. А. Румянцева «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» и определите роль дождевого червя в формировании плодородия почвы. Сформулируйте вывод о значении дождевого червя для формирования плодородия почвы.

 Учитель  даёт инструктаж  по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор,  наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое  будут выполнять дома.

Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру - 3 класс, тема "Чудо под ногами" (УМК Перспектива. а.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая).

Тест составлен учителем начальных классов МБОУ Гимназии № 17 г. Королёва МО Волковой О.А.для работы по теме "Чудо под ногами" (УМК Перспектива, авторы программы :  А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая)....

Урок по окружающему миру по теме "Чудо под ногами" в 3 классе УМК Перспектива

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Чудо под ногами" М.Ю. Новицкая, А.А. Плешакова...

Тест по теме "Чудо под ногами" Окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива"

Тест составлен на основе материала учебника "Окружающий мир"  А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой...

Тест " Чудо под ногами" 3 класс

Тест разработан к уроку окружающего мира  в 3 классе по УМК "Перспектива" А.А. плешакова, М.Ю. Новицкой,  к теме "Чудо под ногами" Тест содержит 7 вопросов.Все вопросы и задания разделены на...

Конспект урока окружающего мира. Чудо под ногами.

Тема: «Чудо под ногами»Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Изучить понятие почва и её свойства.УМК: "Школа России"План урока:1.      Организационн...