Конспект урока окружающего мира. Чудо под ногами.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Перминова Анна Алексеевна

Тема: «Чудо под ногами»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Изучить понятие почва и её свойства.

УМК: "Школа России"

План урока:

1.      Организационный момент. ( 2 минуты)

2.      Повторение пройденного материала: (5 минут)

·         Вопросы по пройденному материалу.

3.      Объяснение нового материала: ( 20 минут)

·         Изучение понятия почва (Кроссворд);

·         Знакомство с историей возникновения науки почвоведение.

·         Определение полезных свойств почвы. (Работа с наглядными материалами)

·         Составление схемы «Состав почвы» (Опыт)

·         Работа в учебнике (ст.76)

4.      Закрепление пройденного материала: (10 минут)

·         Работа в тетради на печатной основе; ( Задания №)

5.      Итог урока. Вывод. (3 минуты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_._chudo_pod_nogami.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Чудо под ногами»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Изучить понятие почва и её свойства.

Задачи: (в когнитивной области):

  1. Знать понятия: Почва, плодородие, наука почвоведение.
  2. Знать состав почвы.
  3. Понимать роль почвы в природе.
  4. Уметь приводить свои примеры некоторых обитателей почвы.
  5. Уметь выполнять опыты.

Задачи: (в аффективной области)

  1. Внимательно слушать учителя и товарищей, вести беседу с педагогом и учащимися.
  2. Проявлять самостоятельность в учебной работе.

Список использованной литературы:

  1. Джон Фардон; Ян Джеймс « Вопросы и ответы», «Махаон», 1999г.
  2. К. Мишин, А. Зыкова «Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?», «Эксмо», 2003г.

Наглядность: Таблица почва, карточки, кроссворд, химическая посуда, искусственные материалы.

План урока:

  1. Организационный момент. ( 2 минуты)
  2. Повторение пройденного материала: (5 минут)
  • Вопросы по пройденному материалу.
  1. Объяснение нового материала: ( 20 минут)
  • Изучение понятия почва (Кроссворд);
  • Знакомство с историей возникновения науки почвоведение.
  • Определение полезных свойств почвы. (Работа с наглядными материалами)
  • Составление схемы «Состав почвы» (Опыт)
  • Работа в учебнике (ст.76)
  1. Закрепление пройденного материала: (10 минут)
  • Работа в тетради на печатной основе; ( Задания №)
  1. Итог урока. Вывод. (3 минуты)

Ход урока:

  1. Организационный момент. (2 минуты)

- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть снова. Напоминаю, что меня зовут Анна Алексеевна. Я студентка педагогического колледжа и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Но прежде чем нам приступить к изучению новой темы, давайте вспомним о чём вы говорили на прошлом уроке.

  1. Повторение пройденного материала. ( 5 минут)

- Ребята посмотрите пожалуйста внимательно на то что я вам принесла, как это называется, показываю гранит, уголь, мрамор, торф. Как в науки называются эти экспонаты — полезные ископаемые.

  1. Почему их называют ископаемыми? (потому что их извлекают из земли)
  2. А почему их называют полезными? (потому что они используются в разных промышленностях)
  3. А какие полезные ископаемые используют как топливо ( уголь, нефть, газ)
  4. А какие полезные ископаемые используют для строительства (песок, глина, мрамор)
  1. Объяснение нового материала. (20 минут)

- Ребята, посмотрите внимательно на доску. Сейчас нам нужно будет с вами разгадать кроссворд. И когда мы с вами получим ключевое слово, мы узнаем тему нашего урока. Слушайте внимательно вопросы.

  • Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. ( Песок)
  • Роет он в земле ходы, Чтоб добыть себе еды, Любит свёклу и морковку, Корешки сгрызает ловко. (Крот)
  • У меня нет рук и ног, Сам я тонкий, как шнурок. Для любого рыбака Я наживка для крючка. (Червь)
  • Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без … (Воды)

  • Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Береза)

  • Ребята, посмотрите какое ключевое слово у нас получилось. (Почва)

(Рассматриваем почвенный разрез)

  • Почва — это верхний плодородный слой земли. Плодородие — главное свойство почвы. Именно оно делает её бесценным даром природы, главным богатством любой страны, любого народа. «Земля-кормилица» - так с огромным уважением называют в народе почву.
  • Ребята, в 1883 году появилась такая наука, как почвоведение. Её основателем принято считать Василия Васильевича Докучаева. (показываю портрет учёного) Именно он первый выделил несколько чётких признаков, по которым почву стали считать самостоятельным природным телом.
  • Почва обладает многими полезными свойствами, но главное свойство почвы- это плодородие. Как вы понимаете, что такое плодородие? (возможность получать плоды) Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

4. Закрепление нового материала. (10 минут)

На доске по середине карточка с понятием почва и таблица «Почва», с ответами ребят на доске вокруг понятия почва будут карточки с составными веществами почвы.

  • Давайте сейчас мы откроем с вами рабочие тетради на странице 50.
  • Прежде чем нам приступить к опытам, давайте соотнесём название химический посуды с картинками.
  • Сейчас мы с вами будем проводит опыты, чтобы выяснить состав почвы. Напоминаю вам правила безопасности, мы сидим ровно, руки сложены перед собой, внимательно, молча смотрим.
  1. Итак, я беру колбочку с небольшим количеством воды и опускаем в неё небольшой кусочек почвы. Что мы с вами можем наблюдать? (Пузырьки) Из чего мы с вами можем сделать вывод, что в почве действительно содержится воздух.
  2. Я беру щипцами немного свежей почвы, зажигаю спиртовку, и нагреваю почву. Теперь я подношу холодное стекло к нагретой почве и что мы можем наблюдать? (Стекло запотело) Из чего мы можем сделать вывод, что в почве есть вода.
  3. Я продолжаю прокаливать почву, что мы можем наблюдать? (Дым, неприятный запах, огоньки) Всё это говорит нам о том, что в почве находятся органические вещества, т.е. перегной.
  4. Ребята, у меня в пакетике заранее заготовленная прокаленная почва, мы с вами видим, что она светлого цвета, так как в ней у же нет перегноя, который придаёт почве тёмный цвет. Я беру пробирку с водой и высыпаю в неё небольшое количество прокаленной почвы, встряхиваю. Что мы можем наблюдать? Произошло разделение песка и глины.
  5. Ребята в почве помимо органических веществ содержаться ещё и минеральные вещества. Ребята обратите внимание на цветочный горшок, который я заранее приготовила. По краям горшка, мы с вами наблюдаем белый налёт. Это минеральные соли, вода испаряется из почвы, а вместе с ней испаряется и минеральные соли.
  • Ребята, мы с вами узнали, что почва содержит воздух, так же она содержит воду, необходимою для жизни растений и животных. Перегной, он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. Так же в состав почвы входит глина, песок и минеральные соли.
  • Давайте сейчас откроем с вами учебники на 76 странице и рассмотрим иллюстрацию. Как вы понимаете схему под иллюстрацией? (Ответы) Чтобы лучше разобраться давайте почитаем.
  • Ребята, мы можем сделать с вами вывод о том, что почва — считается кладовой веществ, необходимых для жизни растений. Так как в ней содержится все необходимые для растений вещества, такие как кислород, перегной, вода и соли. А так же почва является домом для многих насекомых и животных. Примеры каких животных, обитающих в почве, вы можете назвать? (Ответы)

5. Итог урока. Вывода. ( 3 минуты)

  • Итак, ребята. О чём мы сегодня с вами говорили на уроке?

1)С каким «чудом под ногами» мы сегодня с вами познакомились?

2) Что такое почва? Найдите и прочитайте определение в учебнике.

3) Какие природные вещества входят в состав почвы?

4) Как животные почвы влияют на её плодородие. Найдите ответ в учебнике и прочитайте.

  • Ребята, запомните, что почва — это бесценное богатство природы, кормилица растений, животных и человека.
  • Мы с вами очень хорошо поработали, вы молодцы. Урок окончен, можете собираться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока окружающего мира в 3 классе "Таинственный мир под ногами" (полезные ископаемые)

Цели 1)  формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых,  классификацией полезных ископаемых по их состоянию, по назначению, используя краевед...

Конспект урока окружающего мира 1 класс " Что у нас под ногами"

Конспект урока окружающего мира 1 класс " Что у нас под ногами"...

Конспект урока по окружающему миру "Чудо под ногами" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Чудо под ногами"Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и чело...

Конспект урока окружающего мира "Что у нас под ногами?"( 3 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Что у нас под ногами?» Цели деятельности учителя:            Формирование з...

Конспект урока окружающего мира по теме Что у нас под ногами 1 класс

Конспект урока окружающего мира по теме  Что у нас под ногами 1 класс...

Конспект урока окружающего мира на тему "Чудо под ногами"

Конспект    окражающего мира для 3 класса. УМК  "Перспектива", но можно использовать в любом УМК.. Тип урока - урок-исследование. На уроке дети узнают что такое почва, её сост...

Технологическая карта по окружающему миру «Чудо под ногами» (УМК "Перспектива"3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о почве, ее плодородии, свойствах и составе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать понятие...