Конспект урока "Чудо под ногами. Почвы." 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Иванова Ирина Владимировна

3 класс. Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3m._okr.mir_._chudo_pod_nogamie.docx35.99 КБ
Файл chudo_pod_nogami.pptx144.78 КБ
Файл kartochki.docx11.23 КБ
Файл titulnik_konspekta_okr.3m.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Владимировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира!

Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы.

≈ 5

– Ребята, какой теме был посвящен предыдущий урок? (Кладовые земли.)

- Нужно закрепить наши знания.

Отвечать на вопросы учителя. Анализировать свои ответы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: Обобщают.

3.

4.

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи и её решение

≈10

10-13

- Откройте рабочие тетради на стр. 48, задание №1.

– Назовите три клада природы.

- Вспомните и скажите что такое минералы и что такое горные породы? (М.- это природные вещества. ГП – это природные соединения минералов)

-Какие примеры  минералов и горных пород вы знаете?( минералы – полевой шпат, кварц, слюда. Горные породы – гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор)

- Какие минералы входят в состав гранита?(полевой шпат, кварц, слюда)

- Молодцы! Посмотрите на задание №4 на стр.49

- О каком п.и. идет речь в стихотворении:

Камень набережных и площадей.
Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей –
Украшенье больших городов.

(О граните)
-
Есть ли гранит в наших краях?(есть)

- В этом п.и. часто встречаются раковины самой разнообразной формы и величины; четкие их отпечатки. Это говорит о том, что оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов водных животных организмов. (известняк) Добывают ли его в наших краях? (добывают)

-Какой родственник известняка помогает нам учиться в школе?( мел) Есть ли мел в наших краях?(есть)

- Какие полезные ископаемые вы еще выписали в свои рабочие тетради? (Во время ответов детей выводить на слайд ПИ в фотографиях: каменный уголь, каменная соль, железная руда, газ(природный), нефть)

- Умнички! А теперь отгадайте загадку.

Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я всё терплю
И добром плачу. (
земля)

- О чем, как вы думаете, сегодня мы будем говорить? (о земле)

- Есть на нашей земле чудесная кладовая. Казалось бы что такого в ней чудесного? Но разве не чудо, когда из одного мешочка зерна, посаженного в кладовую, вырастает двадцать мешочков осенью. Ведро картошки превращается в двадцать ведер. Горстка семян становится большой грудой огурцов, помидор, редисок и еще много вкусных овощей. Кладовая кормит растения, животных, всех людей на нашей планете, а ведь это тоненьки слой земли. Сказка это или не сказка?

- Это не сказка. Чудесная кладовая существует на самом деле. Вы догадались, что это за кладовая? (земля)  

-У слова «земля» есть несколько значений. Одно из них – почва – верхний плодородный слой коры нашей планеты, её поверхность.

- Поставим цель исходя из того. (изучить почву )

- Верно! Мы узнаем её состав и свойства.

- Предположите тему нашего урока. («Чудо под ногами»)

- Скажите, кто запомнил,  еще раз определение, что такое почва.(верхний плодородный слой земли. Вывесить на доску слово «почва»)

- Прочтите 2-й абзац на стр.74 и назовите основное свойство почвы. (Основным свойством почвы является плодородие.)Толщина почвы бывает разной: от 2-3 см до 150-200 см  даже больше.    

                                                                               

Слушать учителя. Выполнять задания

Анализировать  свою работу.

Выполнять задания в рабочей тетради

Сверять с образцом на слайде.

Подходить к цели и теме урока.

Слушать учителя, анализировать информацию

Принимать цель урока

Определять дальнейший план действий

Называть тему урока

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания
Р.: осмысляют учебный материал.

5.

6

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Физминутка

Работа в парах.

Работа в парах

Итог урока.

Коллективная работа

≈ 20

5

- Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? (темного)

- Для изучения свойств и состава почвы мы проведем опыт. Но в связи с тем, что в кабинете не оборудован для работы с огнем, некоторые опыты проводить запрещено.

- Откройте рабочие тетради на стр.50.

- Прочитайте цель практической работы. (определить, что входит в состав почвы)

- Прочитайте , какое оборудование нам понадобится и установите соответствие с помощью стрелок.(лабораторный стакан, спиртовка, стекло, тарелка, пипетка, держатель, штатив, стеклянная палочка)

Опыт №1

- Выполним первый опыт. Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (из почвы выходят пузырьки воздуха.)

-О чем это говорит? (в почве есть воздух. Вывесить на доску карточку-опору со словом воздух)

-Остальные опыты мы посмотрим на видео.

Опыт №2

-Прочтите опыт. Немножко нагревают воду. Над почвой устанавливают холодное стекло. Рассмотрите рисунок опыт2 и скажите, что вы видите?(стекло становится влажным)

-Что доказывает этот опыт? ( в почве есть вода. Вывесить карточку-опору со словом «вода»)

Опыт №3

- В этом опыте воду продолжают нагревать. Рассмотрите рисунок опыт3 и скажите, что вы видите?( над почвой появился дым)

- Сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. (вывесить на доску карточку-опору со словом «перегной»)

Опыт №4

- Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел, насыпают в стакан с водой , размешивают. На дно осели песок и глина. Что мы еще раз доказали? (что в почве присутствуют песок и глина. Вывесить на доску слова песок и глина)

Опыт №5

- Воду фильтруют, в которой долго находилась почва. Несколько капель помещают на стекло. Держат стекло над огнем. На стекле остался налет. Это соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

- Сделайте вывод. ( в почве находятся соли, которые могут растворяться в воде. Вывесить карточки «соли», «микробы»)

- Мы исследовали почву. Посмотрите на схему, которая у нас получилась.

- Сделайте общий вывод и запишите в тетрадь.

Мы шагаем, мы шагаем,
руки выше поднимаем.
(
ходьба на месте, руки поднять и опустить.)
Дышим ровно, глубоко,
Вместе нам идти легко.
(
ходьба на месте, вдох-выдох)
Головой повертим дружно,
(
повороты головы влево и вправо)
Опускать ее не нужно.
Кто таится под кустом
С пышным рыженьким хвостом?
Это хитрая лисица,
Под кусточком лисий дом.
(
наклоны вперед)
Мы лисицу обхитрим,
На носочках убежим
(
бег на носочках)
И у леса на опушке
Землянику поедим.
(
наклоны вперед)
Как мы много увидали:
Речку, бабочек, цветы.
(ходьба на месте)
много нового узнали
вместе мы – и ты и я.
(
сесть за парты)

- Ученые с давних пор изучают почву. Науку о почвах – почвоведение –создал Василий Васильевич Докучаев.  Откройте стр.133. Найдите и прочтите в тексте о значимости почвы для человека. Обсудите в парах.

По подсчетам ученых, требуется 2 тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

- А как образуется почва? (предположения детей)

Рыхлый слой получается в результате разрушения твердых пород. Он состоит из камешков, песка, глины. В нем практически нет питательных веществ необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые селятся в нем, образуя перегной. Перегной благоприятен для растений, поэтому они начинают там расти, создавая еще больше перегноя. И так медленно камни, песок и глина превращаются в почву.

- Посмотрите в учебнике на стр.74-75 мы видим животных. Назовем их (лесная мышь, жаба, майский жук, дождевые черви, личинка майского жука, многоножка, медведка, жук-щелкун и его личинка, сверчок, крот.)

- Как вы думаете, как они повышают плодородие почвы?( предположения детей)

- Молодцы! Откройте учебник на стр.76, 3-й абзац, прочитайте. Скажите, подтвердились ли ваши предположения?(животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Животные перемешивают почву, измельчают)

- Прочитайте 1-й и 2-ц абзац на стр.76.

- Что произойдет , если исчезнет почва( животные, насекомые и люди умрут от голода)

- Что получают растения из почвы?(соли)

- Что такое соли? (Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.)

- Что такое перегной? (образование из остатков растений)

-Можно сделать вывод , что главная часть почвы – перегной. Из него образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробом превращаются в перегной. А потом снова образуются в соли. Вот так путешествуют вещества в природе как бы по кругу.

- Представь себе, что если почвы вдруг не станет, круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит не смогут жить на земле люди. Об этом говорит рисунок на стр.76. Рассмотрите и скажите, как образовывается почва.

– Подведем итоги урока .

– Из чего состоит почва? ( воздух, вода, перегной, песок, глина, соли, микробы)

– Что растения получают из почвы? ( воду, воздух, соли)

–  Что влияет на плодородие почвы? (наличие перегноя)

- Как зовут ученого, создавшего науку об изучении почв( Василий Васильевич Докучаев)

- Я вижу как вы хорошо поняли сегодняшний урок. Спасибо вам, до свидания!

 Выполнять практическую работу

Наблюдать с проведением опытов

Слушать учителя, узнавать о свойствах почвы

Работать с текстом в учебнике

Отвечать на вопросы учителя, проверять знания полученные на уроке

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро-ят реч. высказывания.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениям\и; стро-ят реч. высказывания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро-ят реч. высказывания.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениям\и; стро-ят реч. высказывания

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Железная руда Каменный уголь Нефть Каменная соль

Слайд 5

Цель урока: Изучить состав и свойства почвы

Слайд 6

Тема урока: «Чудо под ногами»

Слайд 7

Почва – верхний плодородный слой земли.

Слайд 8

Основное свойство почвы - плодородие



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               



Предварительный просмотр:

Студентка: Иванова Ирина;                                                                                                                     Шатилова Т. А.__________

Школа № 104;                                                                                                                                         Горячева С.Л.___________

Класс: 3 м

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Чудо под ногами»

Цель урока:

  • Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;
  • Развивать исследовательские навыки , мышление, наблюдательность, любознательность.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учить определять основные свойства почвы;
  • установить основной состав почвы, в процессе опытов;
  • узнать о преобладающих почах родного края.

Личностные:

  • уметь высказывать и доказывать свое мнение.

Тип урока:                    .

Оборудование:

  • Окружающий мир: 3 кл.: методическое пособие с поурочными разработками по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, «Перспектива»;                        
  • Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 1ч, с 74-77;
  • Окружающий мир 3 кл: рабочая тетрадь по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, «Перспектива», с. 50-52;                                                                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...

конспект урока по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы" 3 класс.

Конспект урока  в 3 классе по теме: "Почва - важнейшая часть экосистемы" с использованием технологии РКМЧП....

Конспект урока окружающего мира 1 класс " Что у нас под ногами"

Конспект урока окружающего мира 1 класс " Что у нас под ногами"...

Конспект урока по окружающему миру "Чудо под ногами" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Чудо под ногами"Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и чело...

Конспект урока окружающего мира "Что у нас под ногами?"( 3 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Что у нас под ногами?» Цели деятельности учителя:            Формирование з...

Конспект урока окружающего мира по теме Что у нас под ногами 1 класс

Конспект урока окружающего мира по теме  Что у нас под ногами 1 класс...