Окружающий мир. 1 класс. "Зима"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Белоусова Светлана Вениаминовна

: Обобщить знания  детей  о  неживой  природе  зимы, углубить знания  о  жизни  растений  и животных, прививать любовь к  природе, знакомить  с литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_zima_1kl.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок .   Окружающий  мир

                          Тема: Зима

Цель: Обобщить знания  детей  о  неживой  природе  зимы, углубить знания  о  жизни  растений  и животных, прививать любовь к  природе, знакомить  с литературой.

  1. Сообщение  темы.  – Урок  природоведения.  Мы  с  вами  закончили  тему  «Зима».
  2. Вбегает  сорока – Телеграмма!  Телеграмма!

- Угадайте!  Я  пушиста  и  бела,  позволяю  им  кататься  и  на  горке  и  на  льду,  я  отсюда  не  уйду!  Снега  белого  несу,  все  деревья  разодену.  В  рощах  парках  и  лесу.

- Кто  же  это  послал  нам  телеграмму?  (зима).

- А  где  ты,  сорока,  встретила  Зиму!

- Я,  сорока,  летаю  далеко,  вижу  хорошо,  люблю  послушать  чужие  разговоры.  И  вот  сегодня  на  одной  поляне  я  увидела  четырёх  волшебников – живописцев;  Зиму,  Весну,  Лето  и  Осень.  Сошлись  они  да  и  заспорили:  Кто  из  них  лучше  нарисует?  Спорили – спорили  и  решили  выбрать  судью  Красное  Солнышко.  Первой  вызвалась  написать  картину  Зимушка – Зима!  Какую  она  написала  картину?  Ой,  какую  красивую!  Слов  у  меня  нет,  чтобы  описать  её.  Жаль,  что  вы  не  видели!

 -Подожди,  сорока,  не  стрекочи.  Мы  с  ребятами  тоже  умеем  рисовать.  И  надеюсь,  нарисуем  картину  не  хуже  той.  А  ты  лучше  садись  с  Красным – Солнышком  и  внимательно  смотрите.  

- Ну,  что  ребята,  начнём  рисовать  картину  Зиме!

- А  вы  ведь  не  знаете,  что  там  было  нарисовано!  Давайте  я  вам  помогу.  Я  читаю  загадку,  а  вы  отгадывайте,  да  рассказывайте  нам,  с  Красным – Солнышком,  о  том,  что  будите  рисовать.

- Хорошо,  сорока,  мы  согласны!

       3)  Рисование  картины.  Слушаем  загадки.

На  тарелке – колобок  золотой  румяный  бок.  А  тарелка  голубая  не  видать  конца  и  края!  (небо и  солнце).

- Ребята,  а  каким  небо  и  солнце  бывают  зимой?

- Без  рук,  без  ног  по  свету  рыщет,  поёт  да  свищет!  (ветер).

   (-Кто  зимой  в  трубе  гудит)

- Пошла  девушка  «Белянка»  побелела  вся  полянка!  (снег).

- Не  в  темницу,  а  в  светлицу  запирает  он  девицу.  До  весны  девице  не  открыть  светлицы!  (река)

- Его  весной  и  летом  мы  видели  одетым,  а  осенью  с  бедняжки  сорвали  все  рубашки.  Но  зимние  метели  в  меха  его  одели  ( дерево ).

- Ну  вот,  картина  и  готова!

- Полюбуемся  ей!  Можно  её  и  солнышку  показать.

- Здравствуйте  ребята!  Ой,  какая  красивая  у  вас  картина.  Молодцы!  Спасибо  вам!  Вы  хорошо  потрудились!  Смотрю  я  на  ребят,  и  мне  встречаются  знакомые  лица.  Да,  да.  Это  я  их  в  лесу  видела.  А  что  же  они  там  делали!

- Да,  Зима,  ты  права,  ребята  выполнили  особое  задание  в  зимнем  лесу.  Они  были  лесными  корреспондентами.  Брали  интервью  в  лесу.  Желаешь  послушать  их?  Тогда  садись,  будь  гостем  у  нас.

ВНИМАНИЕ!  ВНИМАНИЕ!  Говорит  корреспондент  « Лесной  газеты»  Сегодня  мы  устраиваем  радиоперекличку  из  разных  уголков  зимнего  леса.

СЛУШАЙТЕ!  СЛУШАЙТЕ!  Я  взяла  интервью  у  берёзки.  В  лесу  берёзка  стояла  в  белом  платьице,  низко  опустила  свои  тонкие  длинные  ветви.  И  мне,  её  стало  очень,  жаль.  Я  спросила  её:  А  может  ли  мороз  заморозить  тебя,  маленькая  берёзка.  Конечно,  может.  Если  дерево  промёрзнет  всё  насквозь,  до  самой  сердцевины – оно  погибнет.  Особенно  в  суровые,  малоснежные  зимы.  Погибает  немало  молодых  деревьев.  Пропали  бы  все  деревья,  если  бы  каждое  дерево  не  хитрило.

   К  Зиме  мы  отказываемся  от  еды,  перестаём  питаться  и  расти,  погружаемся  в  глубокий  сон.  Сбрасываем  листья,  сброшенные  листья  на  землю  предохраняют  корни  от  промерзания.  На  каждом  дереве  есть  панцирь – это  под  кожицей  ствола  есть  пробковая  ткань.  Чем  старше  дерево,  тем  этот  слой  толще.  Вот  почему  старые  деревья  лучше  переносят  мороз.

Но  самая  лучшая  защита  от  морозов – пушистое  снежное  покрывало.  Поэтому  заботливые  люди  молодые  деревца  пригибают  к  земле  и  забрасывают  снегом.  Под  таким  одеялом  никакой  мороз  не  страшен.

   - А  я  в  лесу  увидела  красивую  ёлочку,  потрогала  её  колючие  иголочки  и  подумала,    сбрасывают,  ли  ёлки  и  сосны  иголки?  Конечно,  сбрасываем,  вы  ведь  сами  видели  в  лесу  много  опавших  иголок.  Но  я  не  видела  голых  ёлок.  Хвоя  опадает  не  вся  сразу,  а  постепенно,  так?  Но, всё-таки было – бы  заметно  на  ветвях,  но  мы  не  замечаем.  Потому  что  на  смену  старой  хвое  весной  приходит  молодая.

  - В  одной  сказке  злая  женщина  посылает  зимой  в  лес  маленькую  девочку  и  приказывает  ей  принести  свежих  ягод.  Добрый  волшебник  помогает  девочке.  Он  совершает  чудо,  и  девочка  из- под  снега  достаёт  свежие  красные  ягоды.  И  я  сама  решила  совершить  такое  же  чудо!  Пошла  в  лес, раскопала  снег  в  одном  месте,  потом  в  другом  и  вдруг  увидела  небольшое  растение  с  маленькими  жёсткими  блестящими  листочками  и  ярко – красной  ягодой. Вот  она!  Кто  же  ты,  милая  ягодка?

    КЛЮКВА:     Я  красна,  я  кисла

                            На  болоте  я  росла

                            Дозревала  под  снежком

                            Ну-ка  кто  со  мной  знаком?    (клюква)

Правильно,  я  клюква  вечно  зелёное  растение.  Оно  и  осенью  не  сбрасывает  листья  и  под  снегом  останется  зелёным.  И  ягодки  под  стать  листочкам,  такие  красные,  как  осенью,  и  такие  же  вкусные.  Летом  заметь  в  лесу  место,  где  растёт  клюква,  а  зимой  раскопай снег  и  найдёшь  ярко – красные  ягодки.

Конечно, в  лес  приятно  ходить  по  грибы,  по  ягоды,  на  охоту.  А  можно  ходить  по  загадки.  

Загадки  в лесу  повсюду.  Над  головой,  под  ногами,  по  сторонам.  Всё  у  тебя  есть:  ноги,  чтобы  идти,  глаза,  чтобы  видеть,  уши,  чтобы  слышать.  И  голова,  чтобы  всё  понять.  Послушайте  лесные  разговоры  и  подумайте,  что  можно  узнать  о  жизни  этих  животных.  Послушайте  разговор  Волка  и  Сороки.  ( Медовый  дождь  стр.  14   Сладков.)

А  вот  разговор  дятла  и  тетерева.         ( Медовый  дождь  стр.  15.)

Молодцы,  ребята.  Что-то  Зима  ты  хотела  сказать?

Мне  очень  понравилось,  что  ребята  много  знают,  но  я  сюда  пришла  к  вам  с  просьбой  от  лесных  обитателей  и  принесла  Лесную  книгу  жалоб.  Посмотрите  и  сделайте  вывод:  о  чём  вы  забываете  иногда  зимой,  находясь  в  лесу,  на  реке,  в  поле   «Просмотр  диафильма  Лесная  книга  жалоб»   (Г.М.)

1 кадр:  Берёзы, изрезанные  Коля,  Женя.

- Кто  же,  я  в  конце  концов  Коля,  Женя  или  берёза.

2 кадр:  Спасите,  по  головам  ходят ,- молодые  деревца  и  кустарники  (Дети  катаются  на  лыжах  по  молодым  ёлочкам).

3 кадр:  А  ещё  думают,  что  доброе  дело  делают.  А  что  нам  зимой  есть,  где  от  мороза  прятаться,  летним  птицам    (дети  выпускают  из  клетки  жаворонка).

4 кадр:  (кормушка)  Беспорядки  в  столовой!  Меню  однообразное.  Корм  то  снегом  заметёт,  то  ветром  сдует.  ( синицы,  снегири,  поползни).

5 кадр:  Задыхаемся.  Не  сделаете  проруби – будете  летом  без  улова.

Рыбы.     Предлагаем  дружбу Вам,  ребята:

  1. Не  разоряйте  наших  гнёзд  и  нор.
  2. Не  стреляйте  в  нас  из  рогаток.
  3. Подкармливайте   нас  зимой.  Мы  будем  вам  петь  песни,  охранять  ваши  сады  и  огороды  от  вредителей.

Загадать  вам  интересные  загадки?  

Ну,  как  ребята,  запомнили, о  чём  просят  нас  лесные  обитатели.  Надеюсь,  вы  обязательно  примите  их  жалобы  и  выполните  их  условия.  Спасибо  тебе, Зима.

- Ну,  я  ребята  пошла  к  себе.  Хорошо  у  вас,  да  очень  жарко.  До  свидания.   Итог  урока.             Ушла  Зима.  Ей  было  очень  жарко  около  Красного  Солнышка,  ведь  оно  скоро  будет  ещё  ярче  светить,  и  приведёт  к  нам  нового  волшебника,  Весну.  А  мы  с  вами  будем  изучать  новое  время  года – Весна.  Много  интересного  в  жизни  обитателей  лесов,  полей,  рек  весной.  Об  этом  вы  можете  узнать,  если  будете  внимательными  в  лесу,  в  поле,  на  реке.  Но,  а  если  кому  ещё  не  удаётся  увидеть,  услышать  необыкновенное  в  природе,  почитайте  книги  известных  писателей.  

     г. Оханск  2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литературное чтение+изо) 2 класс "Зима в лесу"

Конспект урока+ презентация по УМК "Школа 21 века".Тема урока "Зима в лесу". Авторская разработка учителя начальных классов Ерохиной Е.В. и учителя изо Кавериной И.А....

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Урок-исследование в 1 классе "Зимующие птицы"

Открытый урок окружающего мира в 1 классе. Урок построен в игровой форме, прилагается сценка из жизни птиц "Доживем до весны"...

Урок коми языка в 3 классе "Зима.Правописание суффиксов. (Тöв. Суффиксъяс)".

           Обобщающий урок по коми языку как государственному проведён в 3 классе, основываясь на стихи, загадки, кроссворды, пословицы о зиме....

Урок литературного чтения в 1 классе "Зима. И.З.Суриков"

На уроке проходит знакомство с творчеством Сурикова И.З., формирование навыков чтения,  навыков работы с текстом....

урок-конспект в четвертом классе "Зима!"

Основная цель урока - освоить грамматический материал: прошедшее время глаголов 3 группы. проводится по учебнику 4 класса, автор Береговская....

урок внеклассного чтения в 3 классе "Зима глазами поэтов"

на уроке рассматриваются стихи озиме разных авторов, используется читательский опыт детей в разных формах работы...