Рабочая программа по природоведению 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Рабочая программа по природоведению для 4 класса детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okr._mir_6_vid.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная   записка

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» разработана на основе  Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования, с учётом специфики деятельности учреждения (коррекционная программа VI вида).

Специфика курса «Природоведение» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В его основе лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего.  

Курс направлен на усвоение  школьниками основных  знаний о человеке, природе и обществе, они  учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Курс «Природоведение» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Учебный предмет изучается в 4 классе, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Курс обеспечивается учебниками Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч/ Плешаков А. А., Е. А. Крючкова.- 9-е изд. – М.: Просвещение, 2011, данный УМК  рекомендован МО и ВШ Российской федерации и является  наиболее приемлемым  для реализации в условиях начальной школы VI вида .

Изучение курса «Природоведение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного  многообразия российского общества. 

Задачи, решаемые при реализации программы:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия  для развития познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

При этом используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

Освоение курса «Природоведение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

6) развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками ;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Природоведение» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

При изучении курса «Природоведение» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Содержание курса носит коррекционный и развивающий характер.

Методические особенности тем.

Отбор содержания учебного курса «Природоведение» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

В основе методики преподавания курса «Природоведение» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Материально-техническое обеспечение программы

  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы.1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
  • Плешаков А. А. Окружающий мир.Учебник.4 класс.В 2 ч. Ч.1- М.: Просвещение, 2011.
  • Плешаков А. А. Окружающий мир.Учебник.4 класс.В 2 ч. Ч.2- М.: Просвещение, 2011. 
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.4 класс. В 2 ч. Ч.1- М.: Просвещение, 2013. 
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.4 класс. В 2 ч. Ч.2- М.: Просвещение, 2013. 
  • Плешаков А. А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир:Тесты:4 класс. - М.: Просвещение, 2013. 
  • Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  • Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А. А., Румянцев А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  • Персональный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Цифровой микроскоп.
  • Термометры для измерения температуры воды и воздуха.
  • Программно-методический комплекс "Академия младшего школьника" 1- 4 классы(интерактивные дидактические игры для закрепления знаний и навыков).
  • "Уроки Кирилла и Мефодия"(мультимедийный учебник).
  • Презентации и подборки упражнений в соответствии с содержанием обучения.

Тематический план.

                                             

Содержание

Кол-во часов

1

Земля и человечество

11

2

Природа России                                                      

13

3

Родной край — часть большой страны                

13

4

Страницы всемирной истории                              

6

5

Страницы истории Отечества                              

20

6

Современная Россия                                                

5

Всего

68

I ч.

II ч.

III ч.

IV ч.

Год

16 часов

16 часов

20 часов

16 часов

68 часов

Календарно - тематическое планирование

№ п\п

Тема урока.

Кол.

час.

Стр.

Дата

1.

Земля и человечество - 11 ч 

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

 

1

4-8

2.

Планеты солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года.

1

9-15

3.

Звёздное небо – великая книга природы.

1

16-22

4.

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

1

22-29

5.

Осенняя экскурсия. Растительный и животный мир родного края.

1

6.

Пояса Земли.

1

30-34

7.

Мир глазами историка.

1

35-41

8.

Когда и где. История – путешествие в глубь времён. Карта-помощница.

1

42-46

9.

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

47-53

10.

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

54-61

11.

Контрольная работа №1 по теме «Земля и человечество Обобщение по теме.

1

12.

Природа России  - 13 ч 

Равнины и горы России

1

64-71

  13.

Моря, озёра и реки России.

1

72-77

 14.

Зона Арктических пустынь

1

78-84

15.

Тундра.

1

87-94

16.

Тундра и человек.

1

56-59

17.

Леса России.

1

98-105

18.

Лес и человек.

1

106-113

19.

Зона степей.

1

114-118

20.

Степи и человек.

1

119-121

21.

Пустыни.

1

122-130

22.

У Чёрного моря.

1

132-140

23.

Экологическое равновесие.

1

141-142

24.

Обобщающий урок –игра «По природным зонам  России».

1

25.

Родной край – часть большой стран– 13 ч.

Наш край.

1

146

26.

Поверхность нашего края

1

147-151

27.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

1

28.

Водоёмы нашего края.

154-158

29.

Наши подземные богатства.

1

159-170

30.

Земля – кормилица.

1

171-175

31.

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

1

176-182

32.

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

183-190

33.

Жизнь пресного водоёма.

1

191-200

34.

Растениеводство в нашем крае.

1

201-207

35.

Незаметные защитники урожая.

1

208-213

36.

Животноводство в нашем крае.

1

214-222

37.

Исторические достопримечательности родного края. Контрольная работа №2 по теме «Родной край - часть большой страны»

1

38.

Страницы всемирной истории – 6 ч.

Начало истории человечества.

1

4-7

39.

Мир древности: далёкий и близкий. Экскурсия в краеведческий музей.

1

8-14

40.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

15-21

41.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

22-27

42.

Новейшее время: история продолжается .сегодня.

1

28-32

43.

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории».

1

44.

Страницы истории Отечества – 20 ч.

Жизнь древних славян.

1

34-39

45.

Во времена Древней Руси. Экскурсия в краеведческий музей.

1

40-45

46.

Страна городов.

1

46-54

47.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

55-58

48.

Трудные времена на Русской земле.

1

59-64

49.

Русь расправляет крылья.

1

65-69

50.

Куликовская битва.

1

70-74

51.

Иван III.

1

75-81

52.

Мастера печатных дел.

1

82-86

53.

Патриоты России.

1

87-93

54.

Пётр Великий.

1

94-100

55.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

101-104

56.

Екатерина

1

105-111

57.

Отечественная война  1812 года.

1

112-121

58.

Страницы истории  X IX века.

1

12-126

59.

Россия вступает в XX век.

1

127-135

60.

Страницы истории 20-30 годов.

1

136-139

61.

Великая война и великая победа.

1

140-146

62.

Страна, открывшая путь в космос.

1

147-155

63.

 Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества».  Обобщение по теме.

1

64.

Современная Россия – 5 ч.

Основной закон России и права человека.

1

156-159

65.

Дети имеют право на особую заботу и помощь

1

160-163

66.

Мы – граждане России

1

164-167

67.

Славные символы России

1

168-174

68.

Заочное путешествие по России.

1

180-193

Содержание  учебного курса

В курсе 4 класса выделяется несколько содержательных линий:

  • изучение систематизированных элементарных сведений о природе, истории, хозяйстве России, как части глобального мира, с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • ознакомление с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Изучение форм земной поверхности, полезных ископаемых, водоемов, почв, природных сообществ, сельского хозяйства. Охрана природы родного края;
  • формирование представления об основных периодах развития человечества, первоначальное знакомство с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями;
  • знакомство с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. Изучение вопросов о правах человека и правах ребенка;
  • формирование первоначальных географических представлений о родной стране. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта.

Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.

«Земля и человечество» (11 ч)

 Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце; Планеты солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года; Звёздное небо - великая книга природы; Мир глазами географа. Глобус и карта; Пояса земли; Когда и где. История – путешествие в глубь времён. Карта-помощница; Прошлое и настоящее глазами эколога; Сокровища Земли под охраной человечества. Красная книга; Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Осенняя экскурсия. Растительный и животный мир родного края.

«Природа  России» (13 ч)

  Равнины и горы Росси; Моря, озёра и реки России; Зона Арктических пустынь; Тундра; Тундра и человек; Леса России; Зона степей; Пустыни; У Чёрного моря; Экологическое равновесие; Обобщающий урок –игра «По природным зонам  России».

«Родной край - часть  большой  страны» (13 ч)  Экскурсия. Поверхность нашего края; Водоёмы нашего края; Наши подземные богатства; Земля – кормилица; Жизнь леса. Лес – природное сообщество; Жизнь луга. Луг – природное сообщество; Жизнь пресного водоёма; Растениеводство в нашем крае;  Незаметные защитники урожая;  Животноводство в нашем крае; Растениеводство и животноводство в нашем крае; Экскурсия «Исторические достопримечательности родного края».

«Страницы всемирной истории» (6 ч)

  Начало истории человечества; Мир древности: далёкий и близкий; Средние века: время рыцарей и замков; Новое время: встреча Европы и Америки; Новейшее  время: история продолжается сегодня; Обобщение.

«Страницы истории Отечества» (20 ч)

  Жизнь древних славян; Во времена Древней Руси; Страна городов; Из книжной сокровищницы Древней Руси; Трудные времена на Русской Земле; Русь расправляет крылья; Куликовская битва; Иван III; Мастера печатных дел; Патриоты России; Пётр Великий; М. В. Ломоносов; Екатерина Великая; Отечественная война  1812 года; Страницы истории X IX  века; Страницы истории  20-30 годов; Великая война, великая победа; Страна, открывшая путь в космос.

«Современная Россия» (5 ч)

 Основной закон России и права человека; Дети имеют право на особую заботу и помощь; Мы - граждане России; Славные символы России; Заочное путешествие по России.

В целях контроля знаний обучающихся по предмету в течение года мною запланированы следующие контрольные работы:

 Контрольная работа №1 по теме «Земля и человечество»

 Контрольная работа №2 по теме «Родной край- часть большой страны»

           Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества».

Тексты контрольных работ представлены  в приложении.

Экскурсии

1. Осенняя экскурсия. Растительный и животный мир родного края.

2. Поверхность нашего края.

3. Мир древности; далёкий и близкий. Экскурсия в краеведческий музей.

4.  Во времена Древней Руси. Экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы:

Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Глобус и географическая карта. Знакомство с историческими картами. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря..Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество. Древний мир, Средние века. Повое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края,
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событии;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Список литературы.

Литература для учащихся:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 4 класс. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 4класс. – М.: просвещение, 2013.

Пособия для учителя:

  1. Дмитриева О. И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П.  Нетрадиционные уроки в начальной школе.(Выпуск 1 математика,природоведение): Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед.учеб.заведений, слушателей  ИПК. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.
  3. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М.:Просвещение,2011.
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для начальной школы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений – М.: Просвещение, 2010.
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
  7. Рудченко Л.И. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы по учебнику Плешакова А.А. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Школа России. Концепция и программы для начальных классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2010.

Приложение.

Контрольная работа №1 по теме «Земля и человечество»

     1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в     целом, называется:

а) экология;  б) астрономия;        в) география;  г) история.

2. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:

а) глобус;    б) карта.

3. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется:

а) полярный; б) умеренный; в) тропический.

4. Мы живем в тепловом поясе:

а) полярном; б) умеренном; в) тропическом.

5. Ценные находки старины хранятся:

а) в архивах; б) музеях;

6. «Легкими» нашей планеты называют:

а) хвойные леса; б) широколиственные леса; в) тропические леса.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XIII век;        в) XVIII век;

б) XIX век;        г) ХХ век.

8. Эмблему «Большая панда» имеет:

а) Гринпис; б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это:

а) природное наследие России;  б) культурное наследие России.

10. Озеро Байкал – это:

а) природное наследие России;  б) культурное наследие России.

О т в е т ы  к тесту: 1(б),2(б), 3(в), 4(б), 5(а, б), 6(в), 7(б), 8(б), 9(б), 10(а).

Контрольная работа №2 по теме «Родной край - часть большой страны»

I вариант  № 1. Подчеркните, о какой почве идет речь.

Очень богата перегноем. Имеет темный или черный цвет. Преобладает в степях.

а) черноземная;        б) подзолистая.

№ 2. Напишите, кто это.

Бройлер – это ________________________________________

Крупная белая – это ___________________________________

Белый амур – это _____________________________________

№3. Выберите полевые культуры.

Обведите в кружок их номера.

1. Капуста.        4. рожь.

2. Пшеница.        5. Кукуруза.

3. Тюльпан.        6. Крыжовник.

№4. Пронумеруйте в порядке смены ярусов снизу вверх.

№5. Верны ли утверждения. Обведите ответы «Да» или «Нет».

1. Колорадский жук встречается только в штате Колорадо (США).

Да.                 Нет.

2. Божьи коровки – хищные жуки, поедающие тлей.

Да.                 Нет.

3. Ядохимикаты, накапливаясь в растениях, могут попасть в продукты питания человека.

Да.                 Нет.

4. Яблонная плодожорка – это маленький червь.

Да.                 Нет.

         Хищная рыба с удлиненным (иногда до 1,5 м) телом, большой остроносой головой, с мощной нижней челюстью. И зубы у нее страшные, острейшие – вся пасть в зубах, даже на языке и нёбе (Щука)

          К концу лета поспевает у нас на бахче огромная ягода. В переводе с одного из тюркских наречий (диалектов) это слово переводится весело – «ослиный огурец».

Наверное, когда-то эти дикие ягоды были пищей для животных, возможно, любимым лакомством ослов (Арбуз)

          Это растение – пришелец из Южной Америки. Во второй половине лета начинает цвести. Свое  имя  оно  получило за сходство листьев с… клинком грозного оружия. Название цветка происходит от латинского «меч, шпага». У нас это слово вошло в обиход в 30-е годы ХХ века. А до этого прекрасный цветок назывался просто шпажник (Гладиолус)

          Название растения произошло от особенности его листьев, светлых снизу и темно-зеленых сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки. Верхняя же сторона листа гладкая, жесткая, как бы холодная (Мать-и-мачеха)

         Это птица насекомоядная. Очень живая, веселая, с хорошим слухом и музыкальной памятью. Она является хорошим подражателем: подражает чужим голосам, песням и даже человеческой речи. А своя музыка очень проста (Скворец)

          Этот овощ появился в Европе не так давно. Его привезли в Италию из Южной Америки в середине XVI века. Заморская диковина росла под землей и очень напоминала хорошо знакомый европейцам гриб – трюфель. В Россию овощ попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали незнакомый овощ и назвали его «чертово яблоко». (Картофель)

         Первое прядильное растение, которое узнал человек. Этой культуре около 9 тысяч лет. Из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем в Египет. Древние египтяне стали запеленывать мумии узкими полосками ткани из этого растения. Но больше всего эта культура прижилась в России  (Лён)

          Каша из зерен этой культуры дает организму в 5 раз больше энергии, чем картофель. Плоды похожи на трехгранные орешки и могут размалываться на муку, как пшеница.  (Гречиха)

Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества»

      1. Русские, украинцы и белорусы произошли:

а) от восточных славян;  б) западных славян;  в) южных славян.

2. Одним из главных богов у славян был:

а) Зевс;     б) Перун;      в) Посейдон.

3. Пергамент – это материал для письма:

а) из березовой коры;    б) кожи;      в) папируса.

4. Самую известную летопись «Повесть временных лет» писал:

а) Нестор;     б) Сергий Радонежский;    в) Мефодий.

5. Поход на Русь в 1237 году возглавил хан:

а) Батый;      б) Чингисхан;      в) Ахмат.

6. Какой город татары назвали «злым»?

а) Новгород;     б) Киев;     в) Козельск.

7. Как прозвали князя Александра?

а) Долгоруким;     б) Невским;     в) Мудрым.

8. Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?

а) Иван III;     б) Иван Калита;     в) Ярослав.

9. Кто призвал русских людей в начале XVII века постоять за родную землю?

а) Кирилл и Мефодий;     б) Минин и Пожарский;     в) царь Федор.

10. Под каким прозвищем в истории остался царь Петр I?

а) Грозный;     б) Мудрый;     в) Великий.

11. Ломоносов был сыном:

а) князя;     б) рыбака;     в) дворянина.

12. Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом?

а) Ф. Ф. Ушаков;     б) А. В. Суворов;     в) М. И. Кутузов.

13. Бородинская битва произошла:

а) 26 мая 1812 года;     б) 26 августа 1912 года;     в) 26 августа 1812 года.

14. Кто был последним российским государем?

а) Иван III;     б) Николай II;     в) Александр II.

15. Когда к власти пришла партия большевиков?

а) 7 ноября 1914 г.;     б) в феврале 1917 г.;     в) 7 ноября 1917 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению .А.А. Вахрушев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

Рабочая программа по природоведению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Природоведение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Данная программа  ориентирована для работы в школе  II  вида....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Программа разработана на основе  программы основного общего образовательного стандарта  по природоведению. Авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ВИДА

Рабочая программа по природоведению для 3 класса специальной (коррекционной) обшеобразовательной школы I вида....

Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А. Плешакова, Н.Сонин.

Рабочая программа для учащихся 5-го класса. Авторы А.А. Плешаков, Н. Сонин....

Рабочая программа по природоведению для 3 класса VII вида УМК «Школа России» (Плешаков)

Программа разработана на основе программы для специальных(коррекционных) общеобразовательных школ классов VII вида.Авторский коллектив под руководством С.Г.Шевченко М. «Парадигма»...