Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А. Плешакова, Н.Сонин.
рабочая программа (4 класс) по теме

Шлейтанова Галина Ивановна

Рабочая программа для учащихся 5-го класса. Авторы А.А. Плешаков, Н. Сонин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А. Плешакова, Н.Сонин.

 

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования(базовый уровень) и Программы  основного общего образования по природоведению 5 класса, А.А Плешакова, Н.И. Сонина. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведения 2 часов в неделю.(68 часов.)

   Примерная программа по природоведению для основной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ.

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание»,  является пропедевтическим по отношению к естественнонаучному циклу дисциплин: биологии , химии, физике, географии в последующих классах. В настоящее время наиболее актуальным  является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим в программу  включены такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них последними(своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).

  В рабочей программе нашли отражение цели  изучения природоведения на ступени основного общего образования:

 - освоение знание о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задача:

Формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку, как уникальному и неповторимому.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.

Предпочтительные формы контроля знаний, умений и навыков, уровня обученности  и  подготовленности учащихся;

Изучение естественных наук предоставляет учащимся возможность овладеть различными обще учебными умениями и обобщенными способами деятельности. Приоритетными для природоведения являются:

- приемы элементарной исследовательской деятельности;

- способы работы с естественнонаучной информацией (поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети интернет); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; фиксирование основного содержания учебного текста в виде сложного плана; заполнение предложенной таблицы; составление простой диаграммы и схемы;

- коммуникативные умения (пересказывать учебные или научно-популярные тексты, давать краткую рецензию ответов других учащихся;  использовать естественнонаучную лексику в собственных устных сообщениях с применением иллюстративного материала и в письменных рассказах, участвовать в работе малой группы сотрудничества  в соответствии с обозначенной ролью, корректно вести учебный диалог);

- способы самоорганизации  учебной деятельности (ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать  собственный вклад в деятельность малой группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки).

Для овладения младшими подростками различными способами работы с естественнонаучной информацией и формирования коммуникативных умений в общеобразовательном учреждении необходимо выполнение ряда перечисленных ниже условий.

1.      Библиотека школы должна содержать справочную литературу (словари по естествознанию, атласы–определители растений и животных, атласы различных географических карт и звездного неба, справочники разнообразных данных в табличной или графической форме,  детскую энциклопедию по естественным наукам) и  иметь выход на электронные носители информации и сеть  интернет. 

2.      В учебники и рабочие тетради по природоведению необходимо включать соответствующие задания, направленные на формирование перечисленных выше приемов работы с естественнонаучными текстами.

 3.      В учебно–методические комплекты по природоведению целесообразно включать методические рекомендации для учителей по обучению учащихся способам самоорганизации учебной деятельности.

4.      Процесс преподавания природоведения желательно строить с учетом предоставления учащимся возможности готовить письменные рассказы, выступать с устными сообщениями, а также с отдельными элементами рецензии. Обучение ведению корректного диалога предполагает использование технологии работы в малых группах сотрудничества.

Обучение учащихся приемам представления информационных сообщений (устных и письменных) является задачей межпредметного характера. Эффективность ее решения во многом зависит от координации  работы учителей гуманитарного и естественнонаучного циклов. Целенаправленное формирование на уроках природоведения умений, связанных с представлением информации, развивает речь школьников и стимулирует их интерес к изучению предмета. 

Итоговая отметка выставляется в соответствии Положения о промежуточной аттестации 1-11 классов МБОУ УСОШ №2 им. Сергея Ступакова, приказ от 13 ноября 2011 года.

                     Требования к уровню подготовки обучающихся.

Перечень формируемых умений и навыков, способов деятельности

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть следующими ключевыми образовательными компетенциями, позволяющими ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Усвоение определенного минимального объема   знаний  о природе и обществе, воспитать нравственное отношение к живой природе: растениям, животным, человеку как неповторимому и уникальному. Обеспечить  выработку реалистического взгляда на вещественный мир, научное мировоззрение, культуру мышления и поведения, что и является основной целью общего среднего образования .Знания   полученные в ходе изучения природоведения находятся в центре естествознания, отражают сложный характер отношений «человек — вещество» и далее «вещество материал.
Обучать этим методам можно, формируя всю цепочку действий одновременно, или сосредоточив внимание на нескольких приемах исследовательской деятельности. Последний путь целесообразно использовать в рамках природоведения, в котором для усвоения младшими подростками выделяются следующие приемы:

- наблюдение, как восприятие и определения свойств объекта при помощи органов чувств;

- правильное использование (с учетом правил безопасности) лабораторного оборудования и измерительных приборов для измерения длины, температуры, массы и времени при поведении наблюдений и опытов;

- выбор способа измерения: определение способа измерения  величин, использование различных единиц измерения, отбор (или конструирование) необходимых измерительных приборов;

- формулировка цели опыта или наблюдения (построение гипотез-предположений, основанных на житейских представлениях или эмпирических закономерностях);

- выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняются только две исследуемые величины, а все остальные остаются постоянными;

-фиксация результатов исследования при помощи различных форм представления информации: словесного описания, графиков, таблиц, схем;

- формулировка выводов, основанных на результатах исследования;

- использование моделей для получения знаний об объекте;

- сравнение природных объектов;

- описание внешнего вида изученных тел и веществ.

Реализация всех перечисленных выше способов деятельности в авторских программах по природоведению будет обеспечивать деятельностный  характер предмета и служить основой для преобразования учебной информации в практические личностно значимые умения, применяемые в повседневной жизни.

                           Содержание учебного предмета.

Тема

Содержание

Кол-во

часов

1.

 

2

3

4

 5.

 Изучение природы.

 

 Вселенная.

 Земля.

 Жизнь на Земле.

 Человек на Земле.

                    4 часа.

                   

                   14 часов.

                   18часов.

                   15часов.

                   19часов.

  Рабочая программа  по природоведению  включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В примерной программе приоритетной является  практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. В ней выделено  несколько практических работ, большая часть из которых проводится при изучении нового материала и является средством получения знаний.         Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту.  Естественнонаучный материал  «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни. В данном курсе прослеживается использование здоровьесберегающих технологий:

1)Использование  физ.минуток на уроках природоведения.

 2)Две тематические практические работы из раздела Здоровье человека и безопасность жизни.

                  урок№63.Практическая работа №1 «Измерение своего роста и массы тела».

                  урок№64.Практическая работа №2 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

                  урок №65.

Здоровье человека и безопасность жизни. Ядовитые животные и растения.

                         3. экскурсии по темам:  Среда обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.

-Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

 

- Как человек изменил Землю.

                         Учебно-методическое обеспечение программы.

 Средством воспитания и образования  школьников пятых классов в курсе природоведения является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научится понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей.

  В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». Учитель должен использовать проблемный и деятельностный методы обучения, применять ИКТ технологии, организовывать групповые формы работы на уроке.

                                          Список литературы

Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение, 5 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.; Дрофа, 2010.

Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение,5 класс (рабочая тетрадь).

– М.; Дрофа, 2011.

Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение, 5 класс (Альбом – задачник)

– М.; Дрофа, 2006.

В.С. Рохлов, Н.И. Сонин Природоведение, 5 класс.  Тестовые задания

 – М.; Дрофа, 2010.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению .А.А. Вахрушев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

Рабочая программа по природоведению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Природоведение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Данная программа  ориентирована для работы в школе  II  вида....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Программа разработана на основе  программы основного общего образовательного стандарта  по природоведению. Авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ВИДА

Рабочая программа по природоведению для 3 класса специальной (коррекционной) обшеобразовательной школы I вида....

Рабочая программа по природоведению 4 класс

Рабочая программа по природоведению для 4 класса детей с ОВЗ....

Рабочая программа по природоведению для 3 класса VII вида УМК «Школа России» (Плешаков)

Программа разработана на основе программы для специальных(коррекционных) общеобразовательных школ классов VII вида.Авторский коллектив под руководством С.Г.Шевченко М. «Парадигма»...