Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по окружающему миру по теме

Данная программа  ориентирована для работы в школе  II  вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №23 II,III,IV и VI видов

«Согласовано»

Руководитель МО

Мизернова И.Г.


Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Беликова Е.Г.



«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната №23

А.Е.Годин

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по предмету «Природоведение»  для учащихся 5 класса

 II отделения III варианта

на 2012 – 2013 учебный год

Составитель:

Марьина А.А.,

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

Белгород

2012

Природоведение

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» составлена в соответствии с «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений II  вида». Авторы К.Г. Коровин,  И.Г. Багрова М., «Просвещение» , 2006 г.

Класс обучается по программе II отделения III вариант. В классе обучается 5 человек.  Испытывает затруднения в обучении Ростовский Максим, требуется постоянная индивидуальная и направляющая помощь педагога. Затрудняется  отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.  Предложенные  программой задания постоянно адаптируются, уменьшается объём заданий

Специфика курса «Природоведение» состоит в том, чтобы раскрыть понятия о биологическом равновесии в природе, об изменениях природы и труда людей по временам года, систематически наблюдать явления живой и неживой природы, показать влияние изменений в природе на труд человека, дать первоначильные гигиенические знания, прививать навыки личной и общественной гигиены. На уроках природоведения, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи( на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний( контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок).

Учебный предмет рассчитан на 68  часов из них 4 экскурсии, 8 практических работ.

Курс создаёт основу для осуществления экологического, эстетического, патриотического воспитания. Природоведение по своему содержанию является предметом естественно – научного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим наукам: наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроках в классе;

Изучение предмета «Природоведение» способствует решению следующих задач:

1)формировать важнейшие знания о живой и неживой природе, о труде людей в различные времена года.  

2)закреплять представление о природе, как едином целом.

3) научить устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы.

4) воспитывать бережное отношение к природе и труду.

Методические подходы

Уроки  по «Природоведению»  планируются тематически. На уроке присутствуют разные формы обучения( устная, письменная ,монологическая, диалогическая речь). На уроках используются коммуникативные упражнения, практические работы, экскурсии.

Принципы обучения:

- дидактический принцип;

- организационно – методический принцип;

- принцип последовательности и систематичности;

- принцип сознательности и активности;

- принцип доступности;

- принцип индивидуального подхода;

- краеведческий;

Учебный материал отбирается в соответствии с коммуникативной направленностью обучения языку. Материал обеспечивает формирование и развитие навыков речи.

Результаты изучения учебного предмета «Природоведение »  тесно связан с остальными предметами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей, способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как русский язык, развитие речи, трудовое обучение. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на других уроках, на занятиях по этому предмету, расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Содержание программы носит  коррекционный  характер.

При проведении уроков используются (беседы, работа в группах, в парах, «маленький учитель», дидактические игры, организационно-деятельностные игры,  демонстрация действия, практические работы, экскурсии, ведение дневников наблюдений.

Методические особенности тем.

Для активизации учащихся на уроке и повышения интереса к природоведению необходимо использовать методы, развивающие активность детей, их воображение и фантазию, создавать условие для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы,  выражающих временные и пространственные отношения.

Работа на уроках природоведения строится на основе определённых тем. Большинство тем повторяются на всех годах обучения. Углубляются и расширяются по содержанию. Повышается уровень обобщения материала.

Материально-техническое обеспечение программы предоставлено банком медиапрезентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, таблицами по природоведению, различными дидактическими пособиями.

Содержание тем учебного курса

2-е отделение   (вариант III)

V КЛАСС

 ( 68 ч: по 2 часа в неделю)

Продолжение систематических наблюдений за погодой и сезонными явлениями природы своей местности. Обобщение результатов наблюдений по сезонам.

Природа нашего края

Почва, ее состав, виды почв. Значение и охрана почв.

Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей и лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности). Охрана растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране?

Участие детей в общественно полезном труде при охране природных объектов.

Экскурсии (2): ознакомление с растениями и животными поля, луга или леса (с учетом изучаемого ландшафта).

Работа с натуральными объектами: растительность леса, полевые культуры (знакомство с растениями дикого и культурного ландшафта своей местности).

Организм человека, охрана его здоровья

Строение тела человека (общий обзор). Кожа. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная посадка при чтении и письме. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и физической культуры для укрепления мышц.

Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний.

Органы пищеварения. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Нервная система. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим труда и отдыха. Участие детей в общественно полезном труде.

Практические работы: подсчет пульса в спокойном состоянии, после бега на месте или десяти приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приемы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшей обработке небольших ран, приемы наложения повязок (практическая работа проводится во внеурочное время под руководством медицинского работника школы).

Заключение

Обобщение и систематизация знаний.

Введение. Тела, вещества, явления природы. 

Для чего и как человек изучает природу.

Практические работы: 1. Организация наблюдений за погодой, за изменением высоты Солнца над горизонтом в двадцатых числах каждого месяца и происходящими в связи с этим сезонными изменениями в природе. 2. Демонстрация модели флюгера и способа определения направления ветра.

Земля и другие небесные тела

Солнечная система. Солнце — звезда, источник света и тепла для Земли. Прямолинейное распространение света.

Планеты. Планета Земля: расстояние от Земли до Солнца, сравнительные размеры Земли и Солнца, форма Земли, вид Земли из космоса, глобус — модель Земли; полюсы, экватор.

Движение Земли: вращение Земли вокруг оси — причина смены дня и ночи; годовое движение Земли вокруг Солнца, смена времен года.

Луна — спутник Земли: расстояние до Земли, размеры Луны по сравнению с Землей, поверхность Луны, почему не видна обратная сторона Луны.

Звезды. Созвездия.

Изучение космоса человеком. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли.

Практические работы: 3. Обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, Северное и Южное полушария, линии направления север — юг, запад — восток. 4. Обучение ориентированию по Полярной звезде.

Демонстрация теллурия для объяснения годового движения Земли вокруг Солнца.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащихся к концу V класса учащиеся должны знать:

сезонные изменения в природе своей местности;

некоторые особенности природы своей местности (почвы, растения и животные);

мероприятия по охране природы своей местности;

простейшие правила личной и общественной гигиены;

названия важнейших органов организма человека;

роль прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний;

отличие живой природы от неживой;

    особенности сезонного труда людей своей местности;

Земля — планета,   Солнце — звезда,   Луна — спутник   Земли;

    свойства воздуха; значение воздуха, меры по его охране;

    работа ветра в природе.

Учащиеся должны уметь:

    определять с помощью опытов изученные свойства местных почв;

    различать три-четыре растения местного ландшафта, пять-шесть животных своей местности;

измерять температуру воздуха по термометру;

определять направление ветра по флюгеру;

обозначать явления погоды условными знаками в календаре погоды;

    сравнивать погоду разных дней по календарю;

    определять с помощью опытов свойства воздуха;

    охранять растения и животных;

    иметь навыки культурного поведения в природе;

    собирать простейшую установку для опыта;

    соблюдать правила безопасности при проведении опытов и правила личной гигиены.

Тематический план

Природоведение

I четверть

Содержание

Кол-во часов

Экскурсии

Практич. работа


1

2

3

4

Работа с календарем погоды

Первоначальное знакомство с планом

Географическая карта

Разнообразие природы нашей Родины

2


7


4

3



1

1


2



1

Всего

16

1

4

II четверть

1


2


3.

Разнообразие природы нашей Родины

Земля и другие небесные тела

Работа с календарем погоды


9


6

1

1







1

Всего

16

1

1

III четверть

1


2


3.

4

Вращение Земли вокруг своей оси

Организм человека и охрана его здоровья

Дыхание

Работа с календарем погоды


7


8

3

2






1




2


Всего

20

1

2

IV четверть

1

2

3

4

5

Выделение

Кожа

Нервная система

Органы чувств

Работа с календарём погоды.

3

3

4

5

1





1





1

Всего

16

1

1


      Итого                                          68                4                    8

Природоведение (2 часа).

 I четверть


Тема

Кол-во часов


Дата

Фразы на слух

1

Работа с календарем погоды

Урок №1.

Наблюдение за погодой и солнцем. (с. 7)

Урок №2.

Оформление календаря погоды.










1. Где солнце восходит (заходит)?

2. Для определения больших расстояний используют рулетку.

3. Что такое масштаб?

4. Что называется планом предмета?

5. Будем чертить план нашего класса.

6. Прочитайте рассказ и замените условные знаки словами.

7. Чем план отличается от рисунка? ( план от карты)

8. Суша на карте обозначена зеленой, желтой и коричневой краской.

9. Каким цветом обозначена на карте вода?

10. Найдите на карте России большие города.

11. Найдите на карте реки.

12. Назови стороны горизонта.

13. Глобус –  модель земного шара.

14. Покажи на карте Россию?

15. Каким цветом обозначены природные зоны на карте?










2

Первоначальное знакомство с планом

Урок №1.

Измерение расстояний. Практическое занятие. (с. 9)

Урок №2.

Изображение расстояний на чертеже. (с. 10)

Урок №3.

Рисунок и план предмета. (с. 13)

Урок №4.

План класса. (с. 15)

Урок №5.

План школьного участка. Экскурсия. Поверхность нашего края. (с. 16)

Урок №6.

План местности. (с. 18)

Урок №7.

Топографический диктант. Практическая работа. (с. 20)

















3

Географическая карта

Урок №1.

План и карта.(с. 24)

Урок №2.

Карта нашей Родины. Практическая работа.(с. 26)

Урок №3.

Условные знаки. Географические карты.(с. 27)

Урок №4.

Изображение направлений на карте.(с. 31)




4

Разнообразие природы нашей Родины

Урок №1.

Глобус.(с. 33)

Урок №2.

Наша Родина на глобусе и карте.(с. 37)

Урок №3.

Работа  с картой природных зон России. Практическая работа. (с.37)















5

Урок № 1

Наблюдение



Природоведение (2 часа).

II четверть


Тема

Кол-во часов


Дата

Фразы на слух

1.
































Разнообразие природы нашей Родины

Урок №1.

Работа  с картой природных зон России. Практическая работа. (с.37)

Урок №2.

На Крайнем Севере. (с.40)

Урок №3.

Тундра. (с.46)

Урок №4.

Леса нашей Родины. Животный мир лесной полосы.

(с.52)

Урок №5.

Занятия населения лесной зоны. Лес и человек. Экскурсия. (с.58)

Урок №6.

Степи. Животный мир степей. (с.60)

Урок №7.

Жизнь и занятия населения степей.(с.63)

Урок №8.

Пустыни. Растительный мир пустынь.(с.66)

Урок №9.

Занятия населения пустынь.(с.70)

Урок №10.

Черноморское побережье Кавказа. (с.73)






































1.Основное занятие населения в степной полосе – растениеводство.

2. Лето в пустыни длится 5-6 месяцев.

3. Население пустыни занимается животноводством.

4. Под солнцем пустыни созревают виноград, арбузы, дыни, абрикосы, персики и миндаль.

5. Покажите на карте Черноморское побережье Кавказа.

6. Почему на юге нашей страны теплее, чем на Севере?

7. Как называются самые крупные планеты Солнечной системы?

8. Что такое Солнечная система?

9. Звезды – небесные тела, излучающие свет.

10. Солнце – источник света и тепла.

11. Какое значение имеет солнечный свет для жизни на Земле?

12. Путь, по которому Земля движется вокруг Солнца, называется земной орбитой.

13. Расскажите о форме Земли.

14. Каждые 24 часа Земля делает один оборот вокруг своей оси.

15. Отчего происходит смена времен года?







2

Земля и другие небесные тела.

Урок №1.

Солнечная система. (с. 78)

Урок №2.

Солнце – источник тепла и света. (с. 81)

Урок №3.

Планета Земля. (с. 83)

Урок №4.

Форма Земли. (с. 84)

Урок №5.

Смена дня и ночи.(с. 86)

Урок №6.

Смена времен года. (с. 89)
























Природоведение (2 часа).

III четверть


Тема

Кол-во часов

Дата

Фразы на слух

1.

Вращение Земли вокруг своей оси

Урок №1.

Смена дня и ночи. (с.86)

Урок №2.

Смена времен года. (с.89)

Урок №3.

Первые исследователи нашей вселенной. (с.91)

Урок №4.

Луна – спутник Земли. (с.92)

Урок №5.

Искусственные спутники Земли. (с.96)

Урок №6.

Звезды и созвездия. (с.98)

Урок №7.

Первый полет в космос.(с.100)

1. Отчего происходит смена времен года?

2. Каждые 24 часа Земля делает один оборот вокруг своей оси.

3. Из каких частей состоит скелет?

4. Что составляет главную опору нашего тела?

5. Чем правильная осанка отличается от неправильной?

6. Под кожей у человека находятся мышцы.

7. Хорошо укрепляют мышцы физические упражнения.

8. Кровь приносит органам питательные вещества и кислород.

9. По артерии кровь течет от сердца, а по венам – к сердцу.

10. Сердце и кровеносные сосуды – это органы кровообращения.

11. Во время бега, физических упражнений и работы сердце сокращается чаще.

12. Очень важная часть пищи – витамины.

13. Пища проходит в теле человека по органам пищеварения.

14. У взрослого человека 32 зуба.

15.К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.





2.



































3.

Организм человека и охрана его здоровья

Урок №1.

Знакомство с темой. Части тела и органы человека. (с. 102)

Урок №2.

Строение скелета. Практическая работа. (с. 104)

Урок №3.

Значение скелета и выработка правильной осанки. (с. 107)

Урок №4.

Мышцы. Свойства мышц. (с. 112)

Урок №5.

Значение тренировки мышц.(с. 117)

Урок №6.

Внешний вид, свойства и значение крови. (с. 119)

Урок №7.

Движение крови и органы кровообращения. (с.122)

Урок №8.

Сердце. Как беречь и укреплять сердце. Пульс. Практическая работа. (с.124)

Урок №9.

Значение питания. Состав пищи. (с.130)

Урок №10.

Органы пищеварения. (с.135)

Урок №11.

Зубы и уход за ними. (с.136)

Дыхание.

Урок №1.

Как мы дышим. Практическая работа. (с.146)

Урок №2.

Органы дыхания. Гигиена дыхания (с. 148)

Урок №3.

Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Природоведение (2 часа).

 IV четверть


Тема, содержание

Кол-во часов

Дата

Фразы на слух

1.

Выделение

Урок №1.

Органы выделения (с.156)

Урок №2.

Значение органов выделения (с. 157)

1. Растения, животные и человек дышат – поглощают из окружающей среды кислород.

2. Органы дыхания -  это носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.

3. Зеленые растения очищают воздух.

4. Почки, мочеточники, мочевой пузырь являются органами образования и выделения мочи.

5. Органы выделения освобождают наш организм от вредных веществ.

6. Наша кожа мягкая, прочная, эластичная.

7. Выделение пота защищает наше тело от перегревания и удаляет  вредные вещества.

8. Мойте руки с мылом после работы и перед едой.

9. Лучшие средства закаливания – воздух, солнце и вода.

10. Череп и позвоночник защищают мозг от повреждения.

11. Головной мозг состоит из полушарий, мозжечка и ствола.

12. Язык и слизистая оболочка рта – органы вкуса.

13. Нос – орган обоняния.

14. Кожа – орган осязания.

15. Ухо – орган слуха.

16. Глаз – орган зрения

2.

Кожа

Урок №1.

Свойства кожи. Волосы. Практическая работа. (с. 158)

Урок №2.

Значение кожи. Гигиена кожи. (с. 160)

3.

Нервная система

Урок №1.

Мозг и нервы (с. 166)

Урок №2.

Значение нервной системы (с. 169)

4.

Органы чувств

Урок №1.

Органы чувств и их значение. Практическая работа. (с. 173)

Урок №2.

Ухо – орган слуха (с. 177)

Урок №3.

Глаз – орган зрения (с. 178)

Урок №4.

Гигиена зрения (с. 180)

5.

Наблюдение.

Дыхание.

Урок №1.

Как мы дышим. Практическая работа. (с.146)

Урок №2.

Органы дыхания. Гигиена дыхания (с. 148)

6.

Работа с календарём погоды.

Урок №1.

Работа с календарём погоды.

Урок №2.

Природа нашей местности.

Урок №3.

Наблюдаем за погодой. Самостоятельная работа.

Перечень практических работ и экскурсий

5 класс

Экскурсии:

План школьного участка

Леса нашей Родины. Животный мир лесной полосы

Наблюдение за погодой.

Весенние  изменения в природе

Практические работы:

Работа с календарем погоды

Топографический диктант.

Работа  с картой природных зон России. Практическая работа

Работа  с картой природных зон России. Практическая работа

Строение скелета.

Сердце. Как беречь и укреплять сердце. Пульс.

 Как мы дышим.

Работа с календарём погоды.

Список литературы для учащихся

 Т.М.Захарова, Л.В.Николаева «Природоведение». Учебник для 5 - 6 классов школ глухих и слабослышащих– М: «Просвещение», 1994

 Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004

Пособия для учителя:

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

Муковникова О. Г. Природоведение. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004

Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

4.  Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся  

начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

5.  Петрова В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. –М.:  

     Просвещение, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению .А.А. Вахрушев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

Рабочая программа по природоведению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Природоведение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по природоведению 5 класс

Программа разработана на основе  программы основного общего образовательного стандарта  по природоведению. Авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ВИДА

Рабочая программа по природоведению для 3 класса специальной (коррекционной) обшеобразовательной школы I вида....

Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А. Плешакова, Н.Сонин.

Рабочая программа для учащихся 5-го класса. Авторы А.А. Плешаков, Н. Сонин....

Рабочая программа по природоведению 4 класс

Рабочая программа по природоведению для 4 класса детей с ОВЗ....

Рабочая программа по природоведению для 3 класса VII вида УМК «Школа России» (Плешаков)

Программа разработана на основе программы для специальных(коррекционных) общеобразовательных школ классов VII вида.Авторский коллектив под руководством С.Г.Шевченко М. «Парадигма»...