технологическая карта урока
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Сазонова Ирина Семёновна

открытый урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka-.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 2

Учитель: Сазонова Ирина Семёновна

Тема урока

Наша маленькая планета Земля.

Цель урока

Формирование  представлений у обучающихся, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из – за действий людей.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- о возрастающем нарушении планеты человеком ;

- о способах спасения планеты в повседневной жизни;

уметь:

- устанавливать  причинно-следственные связи в окружающем мире,

- находить нужную информацию в учебнике, по рисункам и в словаре,

- использовать различные методы изучения природы (наблюдение, сравнение),

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

- отбирать необходимый материал по теме,

 работать в  группе  (планировать работу, распределять её между членами   группы, совместно оценивать  результат работы, слушать собеседника и вести диалог)

Основные понятия

Экосистема, экология, Красная книга, заповедник.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литературное чтение, технология.

Ресурсы

  1. Учебник Вахрушева А.А. Окружающий мир.
  2. Презентация к уроку «Наша маленькая планета Земля».
  3. Карточки для групповой работы.
  4. Красная книга.
  5. Толковый  словарь

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Самоопределение к деятельности

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности.

Познавательные:

анализ, выбор;

Коммуникативные :

 умение выражать свои мысли.

- Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок окружающего мира  принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

 -Сегодня на уроке мы будем исследовать настоящие мировые проблемы одной планеты .

-Какие качества помогут нам в  исследовательской работе?

На доске слова:

-целеустремленность

-трудолюбие

-лень

-взаимопомощь

-трусость

-находчивость

-смекалка.

-Именно эти качества помогут вам в исследовании проблем планеты…

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Принятие целей урока. Дети включаются в определение темы.

Дети называют нужные качества.

II.  Актуализация знаний

Познавательные:

выделение гипотезы и её обоснование.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать и аргументировать свои мысли.

Работа в парах.

-Чтобы узнать название планеты, решите кроссворд и назовите ключевое слово.

 -Проблемы   какой планеты будем исследовать?

-Какая тема урока?

Появляется тема урока:

«Наша маленькая планета Земля»            Слайд 1

 

-В течение всего учебного года мы с вами говорили об окружающей  природе нашей планеты Земля.

 Вспомните, что такое экосистема?

                                Слайд 2

- Кто  выполняет  роль кормильцев в экосистеме? Почему?                    Слайд 3

-Какая роль в экосистеме у  животных?

            -А кто является мусорщиками?

- Скажите, нужна ли в экосистеме помощь со стороны человека?

Работа с кроссвордом.

Ответы детей.

1.Зенит

2.Лена

3.Матрешка

4.Волгоград

5.Россия

(Ключевое   слово-

Земля .)

(Экосистема – это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.)

.

(Растения, так как умеют создавать органические вещества, из которых состоят все живые организмы.)

(Животные в экосистеме выполняют роль едоков.)

(Мусорщики – это грибы, бактерии, некоторые насекомые)

(Экосистема может существовать как угодно долго без помощи человека)

III. Постановка проблемы

Познавательные:

умение выделять главное и существенные ориентиры на разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания, уважать чужую точку зрения.

Постановка проблемного вопроса.

- А человек может обойтись без природы?

- А был ли человек раньше членом экосистемы? Мы уже говорили на эту тему.

-Когда он начал нарушать жизнь экосистемы?

-Почему планета стала маленькая?

-Какие вопросы мы должны исследовать на  уроке?

                                 Слайд 4

(Дети высказывают свои предположения)

(Да, сначала он жил по тем же законам, что и все живые существа планеты)

(Трудно ответить на этот вопрос, надо разобраться.)

(Как человек был связан с природой в прошлом и как влияет на неё теперь?

И почему планета Земля маленькая?)

IV. Открытие детьми нового знания

Поисково -  исследовательская деятельность

Гимнастика для глаз

Поисково -  исследовательская деятельность

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

Личностные:

анализ объектов с целью выделения признаков;

обобщение, сравнивание;

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

управление поведением партнера,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности,

контроль результата деятельности.

Регулятивные :

 уметь работать по заданной траектории.

Коммуникативные :

 планирование учебного сотрудничества, определение цели, функции участников, способов взаимодействия.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации.

Работа в группах.

-Чтобы разобраться в этом трудном вопросе, нам необходимо разбиться на 4  группы и ответить на вопрос:

                                      Слайд 5

Вопрос1.  Как человек был связан с природой в прошлом?

Карточка №1, рисунки  и

 с .89учебника. (1 группа)

-Когда человек являлся членом экосистемы?

Карточка №2 и рисунки: «Охота на мамонтов», «Древнее жилище человека» и др.(2 группа)

- Когда он начал нарушать жизнь экосистемы?

Карточка №3 и рисунки, с.89 учебника   (3 группа)

- Как  он начал нарушать жизнь экосистемы?

Карточка №4 и с. 90 учебника (4 группа)

- Как  он начал нарушать жизнь экосистемы?

 -Теперь попытаемся ответить на трудные вопросы, которые у нас возникли.

-Когда человек являлся членом экосистемы?       Слайд 6

- Когда он начал нарушать жизнь экосистемы? 

                                   Слайд 7,8

- Как  он начал нарушать жизнь экосистемы?               Слайд 9

                         Слайд 10, 11,12

 - Итак, человек осознаёт существование законов экосистемы, начинает понимать, что нарушение этих законов приводит к непоправимым последствиям. И 100 лет назад появляется наука …

-Как называется эта наука?

Работа со словарем.  

                              Слайд 13

 -Что изучает наука экология?

               Показ слайда 14

Вопрос для исследования  второй.

Почему планета Земля маленькая?

Работа с иллюстрацией.

-Посмотрите иллюстрации  на с. 92.  учебника.

-Может ли человек всё необходимое получать из природы?

-Наносит ли человек тем самым вред природе?  

                            Слайд 15

-Растут города, человек осваивает новые незаселённые территории, т.к. растёт численность населения. Люди вырубают леса, засевают поля.

-Что происходит с природными экосистемами?

.

(1 –ая группа. От 20 млн. лет до 15 тыс. лет назад человек являлся участником экосистемы. Он охотился,  как другие хищники, и занимался собирательством, как травоядные.)

(2 –ая группа.  15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты и перестал жить по законам экосистемы. Исчезли копытные и мамонты. Дикие растения никто не ел и не разносил их семена. Людям не на кого охотиться. Они ищут новые места для охоты. )

(3-я группа.  Древним людям  необходимо много пищи, и поэтому они стали заниматься земледелием и скотоводством. Люди вырубают леса. Негде жить диким животным, погибают дикие растения.

Мусорщики не успевают восстанавливать плодородие почв. Почвы истощаются. Люди ищут новые земли.)

(4- ая группа.  Люди привезли из далёких стран новые виды животных и растений, у которых не было естественных врагов.  Потом стали завозить для этих животных естественных врагов, вытесняя местных животных. Нарушилась связь в экосистеме)

Выступления детей, сопровождающиеся слайдами.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Ответ находят в словаре

(Наука экология – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Дети следят глазами за движением бабочки на экране.

Ответы детей.

(Да, люди часто берут от природы то, что им нужно, а отдают ей мусор.)

(Пока людей было мало,  они просто переселялись на новое место.  Но когда их стало больше, планета оказалась маленькой  для совместного  сосуществования  человека и природы. Человек  стал вмешиваться в жизнь экосистем. Природные экосистемы не справляются с отходами человека. )

Динамическая пауза

Познавательные: 

выбор информации.

 Физминутка

 -Давайте отдохнём .

- Если я произношу верное  высказывание – поднимаете руки вверх, если звучит ложное высказывание - приседаете.

-  Растения выполняют  роль кормильцев в экосистеме.+        3 слайд

 - Мусорщики являются едоками.-

 - Животные в экосистеме выполняют роль едоков. +

 - Мусорщики не могут переработать природный мусор.-

 - Грибы, бактерии, некоторые насекомые - это мусорщики.+     

Молодцы!

Обучающиеся выполняют движения в соответствии с правилами.

VI. Самостоятельное применение знаний

Личностные:

действие нравственно-этического оценивания.

Познавательные:

обобщение, сравнение,

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные :

умение выражать свои мысли, выполнять действия.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации.

 -А можно ли помочь природе, сохранить ее?

2.Работа в тетради.

Прочитайте с. 92-93 учебника и выполните задание 5 и 6 с. 73 тетради.

-Что же должен делать человек для сохранения природы?

3.Консультанты  подготовили презентацию  «Красная книга»

-А теперь вы сами назовите исчезающих животных.

4.Игра “Редкие и исчезающие животные” по  группам.

-Вы должны прочитать названия животных. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

Я в к я с у л а с н в ц ц

М б е к д ь о в е д б к в

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

К ф п о ы б з р а ы ф п з

Ж м в ы м р х у ж х о р л ь

В г е м г е л о в р д ж д д

Г с в е в о п б в а с р о д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф

Молодцы!         Слайд 16

1.- Ученик.

Пора бы человечеству понять

Богатства  у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,

Она как мы - такая же живая.

Самостоятельно выполняют задание.

Взаимопроверка

( Создавать  государственные заповедники , вести Красную книгу.)

Показ презентации.

1группа (кулан)

2 группа (джейран)

3 группа (выхухоль)

4 группа (гепард)

VII. Включение в систему знаний и повторение

Регулятивные.

Личностные УУД:

умение ориентироваться в полученных знаниях.

Работа в парах.

-Каждый человек может научиться помогать природе. Давайте сформулируем  правила бережного отношения к природе.

Работа с учебником.

Для этого выполните  задание в учебнике с.93. Вы можете использовать информацию, которую вы получили от консультантов и в учебнике  на с. 92.

 1)Вовремя выключенный свет- это экономия  угля на электростанциях, а значит чистый воздух.

2)Закрытый кран поможет сохранению воды.

3) Из переработанного мусора можно сделать полезные вещи.

4)Посаженное дерево – это больше чистого воздуха.

-Какой вывод можно сделать, изучив  новую тему?

Проверьте, прочитав  его на с.93 учебника

Сигнальной карточкой  показывают:

согласны или нет.

(На нашей маленькой планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.)

Самопроверка.

IX. Домашнее задание (дифференцированное)

Регулятивные.

Личностные УУД:

умение ориентироваться в полученных знаниях.

Домашнее задание

выберите по желанию:

А) Ответы на вопросы в учебнике с 92-.93.

Б) Подготовить презентацию  «Как сохранить планету».

 В) Нарисовать закон по охране природы.

                   Слайд 17

Осуществляют выбор домашнего задания.

VIII Рефлексия деятельности

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль, оценка и осознание обучающимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли, владение монологической

формой речи, определение способов взаимодействия

Регулятивные: контроль, оценка.

Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка.

Личностные: личностное самоопределение

-Молодцы, а теперь послушайте стихи, которые подготовили наши ребята.

-Чему учат стихи.

                                  Слайд 18

-На какой ноте заканчивается

наш урок?

1. Итог урока. 

-Понравилось ли вам быть исследователями?

-Какие качества нам помогли в исследовательской работе?

-Что нового узнали?

-Какой вывод для себя сделал каждый из вас ?

-Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

 - Как вы оцениваете свою работу?

2. Оценка работы.

  -  Если вам было интересно на уроке, вы узнали много нового – «посадите» зеленое дерево на планету.

- Если были трудности в исследовании – «посадите» желтое дерево .

Мне бы хотелось, чтобы наша планета всегда оставалась такой же зеленой как у вас.

- Встаньте ближе друг к другу, возьмитесь за руки, хором повторите слова

«Природа - сад, и люди в нём - цветы,

Не сбережёшь её –

 не будешь жить и ты»

                           Слайд 19

- Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой.

Спасибо всем за урок!

Дети читают стихи.

1 ый ученик.

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

2 – ой ученик

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

3 - ий ученик.

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос  я реки:

Ты береги нас, береги!

4 ый  ученик

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

5 – ый ученик

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

Дети возвращаются к началу урока и  перечисляют выбранные качества.

Дают оценку деятельности на уроке.

Каждая группа приклеивают деревца на макет планеты, а затем один из группы показывает работу у доски.

Карточка №1,  рисунки  и с .89учебника. (1 группа)         5 слайд

-Когда человек являлся частью  экосистемы?

В течение долгих тысячелетий  от 20 млн. лет до 15 тыс лет назад добычу предков человека составляли лишь больные и ослабевшие животные. Он не мог наносить особый ущерб стадам диких животных. Предки человека были всеядны и  питались в основном растительной пищей, занимаясь собирательством трав, ягод, грибов.

-Ответить на вопрос,  выбирая правильный ответ:

От 20 млн. лет до 15 тыс. лет назад человек (являлся или не являлся) участником экосистемы.

Потому, что  человек  охотился,  как другие  (хищники, животные, насекомые).

Занимался собирательством, как (травоядные животные,  хищники, насекомые).

Карточка №2 и рисунки: «Охота на мамонтов», «Древнее жилище человека» и др.(2 группа)                                                                                             6 слайд

- Когда человек  начал нарушать жизнь экосистемы?

15 тыс. лет назад человек научился новому способу охоты. Большое количество людей, действуя дружно, окружали стадо копытных или мамонтов и, пугая их криками и огнём, гнали в сторону ямы- ловушки или оврага. Там добивали ослабевших и раненых животных. Охотники стали добывать самых крупных и красивых животных. Мясо употребляли в пищу, из шкуры шили одежду, а из костей мамонтов и их детёнышей строили жилища. Исчезли мамонты.

-Ответить на вопрос,   дополняя высказывания:  

                                                                                                                             7 слайд

 15 тыс. лет назад человек научился_______________________  и перестал жить по законам экосистемы. Исчезли  ________________. Дикие растения никто не ел и не разносил их семена. Людям не на кого охотиться. Они ищут новые места для охоты.

                                               

                Карточка №3 и рисунки, с.89 учебника   (3 группа)        8 слайд

- Как  человек  начал нарушать жизнь экосистемы?

Земледелие и скотоводство (сельское хозяйство) появилось примерно 10  тыс. лет назад. Для этого человеку  важно было освободить большие участки суши, поэтому лес беспощадно вырубали. Диким животным  стало негде жить. Большие стада домашних животных вытаптывали и съедали траву в степях. Погибали  дикие растения. Чтобы собирать богатый урожай, земледельцам приходилось бросать истощённые земли и осваивать новые. Скотоводы перегоняли стада на новые пастбища, уничтожая степи.

-Ответить на вопрос,  дополняя высказывания:

Древним людям  необходимо много пищи, и поэтому они стали заниматься _________________                                            . Люди вырубают _____          . Негде жить  ______________                              , погибают _____________. Мусорщики не успевают восстанавливать плодородие почв.

Почвы _____________                                  . Люди ищут новые_____             . )

Карточка №4 и с. 90 учебника (4 группа)

- Как  он начал нарушать жизнь экосистемы?

    Примерно 5 тыс. лет назад древние люди начали путешествовать. Причиной чаще всего были поиски новых плодородных  земель. 7оо лет назад Марко Поло совершил свой удивительный поход в Китай и Индию. 500 лет назад совершил вой пеший поход в страны Востока Афанасий Никитин. Более 400 лет назад Магеллан совершил кругосветное путешествие.

    Почти 400 лет назад европейцы стали осваивать просторы Америки. Они расчищали места для пастбищ и полей, завозили привычных для них животных. Устраивали   охоту на  животных Африки и Америки.

     Привозили в Европу новые растения и животные, у которых на этой территории не было естественных врагов. А потом стали бороться с привезёнными животными с помощью завоза их врагов, вытесняя местных животных.

      Люди привезли из далёких стран новые виды животных и растений, у которых не было естественных врагов.  Потом стали завозить для этих животных естественных врагов, вытесняя местных животных. Нарушилась связь в экосистеме.

-Ответить на вопрос,  дополняя высказывания:

    Примерно 5 тыс. лет назад древние люди начали _________________         . Причиной чаще всего были поиски  ______________ _                                      .

700 лет назад Марко Поло совершил свой удивительный поход в Китай и Индию.  

500 лет назад совершил свой пеший поход в страны Востока         ______        .

Более 400 лет назад Магеллан совершил  ______________                         .

    Почти 400 лет назад европейцы стали осваивать просторы Америки. Они расчищали места  ____________                      ,  завозили привычных для них  ___________.   Устраивали   охоту на  животных Африки и Америки.

       Привозили в Европу  ___________                              , у которых на этой территории не было естественных врагов. А потом стали бороться с привезёнными   ______________          с помощью завоза их  ______                , вытесняя местных животных.

       

5

44

2

1

3

Заполните кроссворд .

1Лучшая футбольная команда России?

2.Название реки, которое совпадает с женским именем?

3.Игрушка - символ России?

4.Город, в котором есть памятник «Родина-мать»?

5.Самая большая страна?

Вопрос: Какое ключевое слово?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...