ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КУРСА «МОРЯНКА»
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Капитанова Наталья Сергеевна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО

 КУРСА «МОРЯНКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moryanka.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мишкова Т.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21 г.Северодвинск,  

Капитанова Н.С., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21 г.Северодвинск

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО

 КУРСА «МОРЯНКА»

Одним из главных личностных результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования является формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою родину, осознание своей этнической, национальной принадлежности.

Краеведческий курс «Морянка» обеспечивает условия для формирования этих основ. Детям интересно все, что их окружает. И поэтому наиболее активно они участвуют в проектах краеведческого характера. Через проектную деятельность ребята не только пополняют свои знания о родном крае, его истории и традициях, но и получают возможность применять полученные знания в учебных, жизненных ситуациях.

В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые проекты, соответствующие возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Проектная деятельность предполагает наличие нескольких этапов: подготовительный этап (определение темы, целей, содержания проекта), планирование проекта (анализ проблемы, выдвижение гипотез, определение источников информации, распределение работы между группами), выполнение проекта (сбор информации, реализация идей, оформительская работа), защита проекта, рефлексия (оценка и самооценка проведенной работы).

Проекты, выполняемые в процессе учебной деятельности очень разнообразны. В каждой содержательной линии предусмотрено решение проектных задач, выполнение  целостных проектов.

«Вот она какая, дорогая родина моя»: «Улицы нашего города», «Герб города Архангельска», «Памятные места Архангельска», «Достопримечательности родного города», фотовыставка «Север синий на краю России», «Создание туристического маршрута по городам и селам Архангельской области».

«Родом из поморской славной стороны»: «Архангельские пряники», «Каргопольские тетерки», «Чудо Мезенского края»,  «Архангелогородская столбушка», «Жемчужина Севера», «Северная сказка наяву», «По сказкам Писахова», «Певец Арктики»,

«Мой Север, скупой чародей»: «Обитатели Белого моря», «Лесная аптечка», «Одуванчик» (летнее задание), «Что такое осень»,  «Про картошку», «Кто на болоте живет, что на болоте растет», «Правила друзей леса», «Животный мир Арктики»,  «Красная книга Архангельской области», «Реки Архангельской области», «Хвойные деревья нашего края»

«Славные поморы»: «Путь в науку», «Моя семья в годы войны», «Знаменитые люди родного города», «Гений земли русской», «Поморский Мюнхаузен».

«Вырастешь большой, будешь хороший и баской»: «Альбом моей семьи», «Поморский календарь», «Словарик по теме «Дорога», «Во что играли наши деды», «Профессии моих родителей», «Что едали наши деды», «Паспорт здоровья юного северянина».

Проект «Улицы нашего города».

Цель проекта – заинтересовать детей в исследовании улиц города, развивать чувство сопричастности к своему городу.

Задачи проекта – познакомить учащихся с улицами города, историей появления улиц; развитие познавательного интереса учащихся через участие в разработке проекта.

На первом этапе осуществлялось погружение в проект. Детям было предложено ответить на вопросы: На какой улице ты живешь?  Какие улицы нашего города ты знаешь? Ответы показали, что дети имеют недостаточно знаний об улицах города (знают только улицу, на которой они живут). На этом же этапе была определена тема проекта «Улицы нашего города». Методом «мозгового штурма» определили круг вопросов, на которые необходимо найти ответы.

На втором этапе была определена последовательность работы над проектом: экскурсия в краеведческий музей, поиск необходимой информации в книгах, газетах, прогулка по исследуемой улице. Кто-то объединился в группы, кто-то работал самостоятельно.

На третьем этапе осуществлялась деятельность по реализации намеченного плана. Во время экскурсии в краеведческий музей узнали о первых улицах города, об истории появления улиц, почему улицы так названы. Во время прогулки по улице дети узнавали, какие учреждения есть на улице, как расположены дома, о протяженности улицы, с какими улицами пересекается. В ходе работы появилась необходимость работы с картой города.   Дети придумывали вопросы к викторине «Знаешь ли ты улицы нашего города». Результаты исследования собирались в папке.

На четвертом этапе состоялась презентация результатов. Дети рассказывали об улицах Северодвинска, была организована выставка творческих работ детей (книги, фотоальбомы), проведена викторина.

 Проводя исследование, дети расширили знания об улицах нашего города, учились использовать различные источники информации, работать в группе.

На заключительном этапе было организовано обсуждение готового проекта, дети анализировали, чему учились, оценивали результаты собственной деятельности. На этом же этапе родилась тема нового проекта, который мы назвали «Юный архитектор».

         Дети решили ещё больше узнать о городе и самостоятельно спроектировать значимые объекты города, а именно на время стать архитекторами и строителями. Определили цель, задачи, формы работы: познакомиться с экспозицией школьного музея, посвященной А.Д.Юдину (Герой Советского Союза, строитель нашей школы); организовать конкурс рисунков «Наша школа в будущем»; создать макеты значимых объектов города (в технике плоскостного моделирования); встретиться с инспектором ГИБДД, провести ролевую игру «Мы в городе».

Результатом проекта «Юный архитектор»  стала карта-схема города, макеты важных объектов города,  творческий альбом «Наша школа в будущем», познавательная игра «Мы в городе». Таким образом, учащиеся получили много новой и нужной информации о нашем городе, научились самостоятельно составлять чертежи и «возводить» по ним здания,  планировать расположение объектов  относительно улиц, а также повторили  правила дорожного движения, были активны в учебной деятельности, любознательны и дружны.

Проекты с использованием регионального материала формируют познавательный интерес, воспитывают любовь к родному краю, помогают прикоснуться к истории и культуре родного края, вызывают желание сохранять природные богатства, традиции русского Севера.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность при изучении курса "Окружающий мир"

в статье раскрыты особенности курса "Окружающий мир" и возможности использования проектной деятельности....

Реализация содержательных линий краеведческого курса "Морянка" во внеурочной деятельности в начальной школе.

Любовь к Родине является  внутренним, мировоззренческим стержнем, который   во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.Основная задача изучения родного края – обогащение ду...

Из опыта работы реализации краеведческого курса "Морянка" в начальной школе. Занятие по изобразительному искусству "Людям на потешение, всему свету на удивление"

Возможности использования христоматии "Морянка" в пердметном обучении младших школьников на занятиях изобразительного искусства. В материале представлен конспект занятия и презентация....

Рабочая программа краеведческого курса "Морянка" для 2 класса

Рабочая программа краеведческого курса "Морянка" для 2 класса...

Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ1. Изучаем2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы ...

Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительны...