Из опыта работы реализации краеведческого курса "Морянка" в начальной школе. Занятие по изобразительному искусству "Людям на потешение, всему свету на удивление"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Загорная Елена Алексеевна

Возможности использования христоматии "Морянка" в пердметном обучении младших школьников на занятиях изобразительного искусства. В материале представлен конспект занятия и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_vo_2_klasse.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  изобразительного искусства во 2 классе.

Тема: РКМ  «Людям на потешение, всему свету на удивление»

Цель: создать условие для формирования эстетических  знаний о народном искусстве севера

Задачи:

  1. Расширить представление учащихся о народном искусстве севера. Дать понятие о пермогорской росписи, тетерках и козулях.
  2. Сформировать первичные навыки работы гуашью по  дереву  в создании композиции в круге.
  3. Развивать умение работы пластилином, цветными карандашами

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку.

Вводное слово учителя для создания определенного эмоционального настроя.

Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться с народным искусством севера.

  1. Актуализация опорных знаний

      Учитель. Прочитайте пословицу на слайде №1 «Людям на потешение, всему свету на удивление».

Как вы думаете, чем же тешились наши северные мастера народного искусства всему свету на удивление?

Прочитаем пословицу все вместе. Это и будет сегодня темой нашего занятия. Мы сегодня всему свету на удивление будем: рисовать птицу Сирин, украшать козули, катать тетёрок.

  1. Изучение нового материала.

      Учитель. В час раздумий, в час мечтаний,

                      В тихий отдых от забот,

                      В свете северных сияний

                      У мятежных вод

                      Кто – то создал эту сказку… (В. Брюсов) Слайд №2

       Стр. учебника 94  ученик читает после стихотворения абзац

     Учитель. Удивительна, своеобразна и красива природа нашего края. Отправимся в короткое путешествие по Северной Двине, (слайд №3) в гости в село Пермогорье. Чем ближе цель нашей поездки, тем выше горы. Вот и пристань Пермогорье расположилась на самом высоком берегу. Поэтому так и названа, что здесь первые по высоте горы.

Слайд №4.

      Учитель. Слайд №5  В этих местах, когда то побывал художник И.Грабарь его очень впечатлила северная природа и он написал несколько пейзажей.

Что можно сказать о пейзаже?

      Учитель.  Продолжим наше путешествие. Поднимемся на самый верх от пристани. Там откроются, такие дали, что нам захочется остановиться и оглядеться…Красный  цвет зари, зеленые травы, желтые лютики и светлое небо. Слайд №6

 Название, каких красок вы услышали в моем рассказе?

      Учитель. Зеленые, желтые, красные краски северной природы стали главными цветами пермогорской росписи. Черным цветом наводят контур.

Слайд №7 Роспись живет и в современном искусстве, украшая деревянные предметы, мастера обязательно соблюдают  законы первых мастеров.

    Учитель. Слайд №8 Элементами узора росписи являются: трилистники, ягоды, цветы, геометрический орнамент. Посмотрите на стр. 98-99.

Главные элементы росписи  это птицы. Одна из них это птица Сирин.

   Слайд №9.  В городе Углич есть музей «Мифов и суеверий». Я была в этом музее. Рассказ экскурсовода был интересным. Особенно мне запомнилась легенда о птице Сирин. Легенд об этой птице сложено много.

   Слайд №10 Одну из них  расскажет ученик.

Экран выключается.

   Учитель. В учебнике (стр.96)  художник показывает,  как выглядит Сирин в росписи.

Что вы можете сказать об изображении птицы?

   Так же на странице есть поэтапное изображение птицы.

Далее учитель показывает на доске поэтапное рисование птицы. Дети повторяют карандашом  на ½ альбомного листа.

    Учитель предлагает украсить деревянный круг северной птицей. Нарисовать её и расписать (на работу учащимся дается 10 минут, круг диаметром 60 мм.) После чего отложить украшенный предмет и продолжить работу.

Физминутка: Когда красками рисую,

                       Кажется, что побывал

                       И на море,  

                       И в небе,

                       И в лесу я.

                       Где я только не бывал!

                       Все, что видел, рисовал! (прошло 20 минут занятия)

Учитель. Слайд №11 Недавно, ребята, мы встретили Новый Год и Рождество. У нас на севере принято дарить козули с пожеланием добра и счастья.

Слайд №12 Первые настоящие козули появились в Архангельске в 20 веке. Рецепт изготовления козуль держался в секрете. Спустя время промысел стал всеобщим. Фигурки пряников разнообразны.

Назовите фигурки рождественских лакомств.

Украшали козули, а можно сказать «расписывали» глазурью.

Какого цвета применяют  глазурь для украшения? слайд №13

Посмотрите на козули и назовите элементы украшения.  Слайд №14,15

Слайд №16 знакомая фигурка?

Учитель. Откройте  учебник (стр. 108, 109), прочитаем текст.

Что значит каргопольская земля?  

Сколько раз необходимо скатать по кругу? 

Итак, тетёрки (слайд №17) – это ещё один  вид северного народного искусства.

Учитель. Слайд№18  Пекут тетёрки только один раз в год, в дни весеннего равноденствия. В старину люди высчитывали этот день, наблюдая за природой. Сейчас такой день, день равноденствия приходится на 22 марта

Кто знает, что значит день равноденствия?

(слайд №19)

Попробуйте скатать и выпечь с взрослыми  тетёрку.  И 22 марта с пожеланиями душевного равновесия подарите, тому, кому хотите. Слайд №20

4. Практическая работа

Учитель. Ребята, у вас на столах лежит раздаточный материал -  квадраты. На каждой парте один. Договоритесь, кто возьмет.

Поднимите руку, у кого нет квадрата. Учитель проходит и раздает шаблоны козуль.  

 

Учитель.

Одна группа ребят из пластилина катают тетерку по своему замыслу, можете пользоваться учебником.

Другая группа в тетради на стр. 7, кладут шаблон  в центр прямоугольника, обводят и цветными карандашами украшают козулю.

На работу 7 минут (размер шаблона 5х 7, тетёрка диаметром 60 мм).  После того, как  выпекли тетёрки,  люди выходили на улицу и закличками звали весну. Заклички, ребята вы можете прочитать в сборнике «Морянка».

Давайте, и мы покличем весну и будем с нетерпением её ждать. Помогут нам в этом девочки.  Все, кто катали тетерок встают и повторяют.

5. Итог урока.    Подводим итог занятия.

Что каждый из вас может сказать о своей работе на занятии? 

На доске в помощь учащимся опорные слова:

                                                                       Я

                                                                УЗНАЛ

                                                            УДИВИЛСЯ

                                                          ЗАДУМАЛСЯ

                                                           НАУЧИЛСЯ

                                                           ЗАПОМНИЛ

Всем спасибо! Молодцы!

Перед уходом из кабинета ребята надевают на себя расписанный круг - оберег. Проходят вдоль гостей и раздают рецепт выпечки козуль.