Реализация содержательных линий краеведческого курса "Морянка" во внеурочной деятельности в начальной школе.
методическая разработка (1 класс) по теме

Торопина Ирина Юрьевна

Любовь к Родине является  внутренним, мировоззренческим стержнем, который   во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию.  Приемы и формы краеведческой работы во внеурочной деятельности  возможны самые разнообразные.Я разработала  и проводила предметную неделю по литературному чтению «В краю родникового слова», строка взята из стихотворения О.Фокиной. В основу литературной недели легли произведения устного народного творчества, поэтов и писателей нашего Севера. Для каждого класса я разработала задания, в соответствии с возрастом и теми произведениями, которые интересны и понятны учащимся 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Реализация содержательных линий краеведческого курса "Морянка"  во внеурочной деятельности в начальной школе. Из опыта работы.

Учитель: Торопина И.Ю.

 «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачев

        Любовь к Родине является  внутренним, мировоззренческим стержнем, который   во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он   в состоянии осознать.  Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь, затем соотносятся с изначальными образами и понятиями.

Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию.

Для решения этой задачи в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка». Предусмотрено его поэтапное включение в практику начального общего образования, начиная со вторых классов.

Наша школа работает по пятидневной учебной неделе, поэтому курс  реализуем как часть нескольких учебных дисциплин (литер.чтение, изо, технология, окружающий мир). А некоторые темы по литературному чтению мы решили реализовать через внеурочную деятельность. Так раздел «Родом из Поморской славной стороны»  тему «Архангельская земля богата талантами» решили расширить  и включить произведения унт (малые фольклорные формы) и Северных писателей и поэтов, начиная с 1-го класса.

          Приемы и формы краеведческой работы во внеурочной деятельности  возможны самые разнообразные: изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей, встречи и беседы с интересными людьми, привлечение материалов местной прессы, отрывков из книг, проведение экскурсий к памятникам истории и культуры, в музеи, по городу, области.

      Помимо включения сведений из истории и культуры края, используется чтение небольших отрывков из художественных произведений, маленькие сообщения учащихся, наглядные пособия, отражающие прошлое и настоящее края (пейзажные, портретные, сюжетные), карты и путеводители.

       Основными слагаемыми краеведческой работы для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе. Важная составляющая такой работы – элементарная самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

         Внеклассная работа по предметам ведется из года  в год, и каждый раз мы ищем  новые  современные  формы, чтобы было и интересно, и познавательно.  В нашей школе предметные недели проходили  под одним большим названием  «Фестиваль школьных наук». Я разработала  и проводила предметную неделю по литературному чтению «В краю родникового слова», строка взята из стихотворения О.Фокиной. В основу литературной недели легли произведения устного народного творчества, поэтов и писателей нашего Севера. Для каждого класса я разработала задания, в соответствии с возрастом и теми произведениями, которые интересны и понятны учащимся 1-4 классов. Младшие школьники знакомятся с произведениями писателей и поэтов Архангельской области: Б. Шергина, С. Писахова, Ф. Абрамова, И. Полуянова, В. Аушева, О. Фокиной, Е. Коковина и многих других не только на уроках литературного чтения, включающие региональный материал, но и во внеклассной работе по предметам. Произведения, содержания которых раскрывает  красоту природы Русского Севера, отражает жизнь и культуру населения края.

    Предлагаю разработку проекта предметной недели.

  Проект «Фестиваль школьных наук» в начальной школе.

Предметные недели.

Литературное чтение  «В краю родникового слова»

Произведения северных поэтов и писателей.

Руководитель  проекта.         Торопина Ирина Юрьевна,

                                         учитель начальных  классов.                                                                              

Сроки проекта:   неделя в ноябре.

Участники проекта:  все классы начальной школы.

                                       Описание  проекта.

Актуальность проекта.

                       Проект направлен  на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности в условиях совместной работы педагога, родителей и детей.

Цель:  Знакомство  учащихся с произведениями устного народного творчества, с литературными произведениями северных поэтов и   писателей.

   Задачи: развивать познавательные умения, воображение, любознательность детей при овладении исследовательскими методами познания и изучения художественных текстов, изобразительных  языковых средств, помогающих понять своеобразие художественных произведений  Русского Севера; организация практической деятельности детей, обучение презентации хода своей деятельности и полученных результатов.

Виды деятельности: учебно-игровая, исследовательская; коммуникативно-диалоговая, практико - ориентированная.

 Тип проекта:  практико-ориентированный, долгосрочный.

 Методы, использованные в работе над проектом; практический, поисковый, исследовательский, творческий.

Планируемый результат проекта: изучение произведений устного народного творчества и поэтов, писателей родного края, участие в школьной и предметной неделе «Фестиваль школьных наук», проведение экскурсий, конкурса рисунков. 

 1этап подготовительный.   Представление родителям учеников краткой информации о данном социально-педагогическом проекте. Распределение заданий  между классами. Формулировка темы исследовательского проекта, изучение литературы, беседы с родителями, выполнение заданий руководителя  проекта, участие детей в совместной деятельности, планирование экскурсий, анкетирование.

2 этап – аналитический. Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям. Сбор и систематизация материала, определение доли  индивидуального участия в проекте. Подбор информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д.

3 этап – практический.

Составление плана для сбора информации по  классам:

1.Подбор рассказов и стихотворений северных писателей и поэтов, произведений  устного народного творчества.

2.Знакомство с творчеством писателей и поэтов.

 3.Чтение и изучение  малых фольклорных жанров и  литературных произведений. Словарная работа.

4.Выполнение творческих заданий.( Нарисовать иллюстрации ,попробовать сочинить свою колыбельную песню, потешки, прибаутки. Составить небольшой кроссворд или сканворд.  Попробовать сочинить   своё стихотворение, синквейн, небольшой рассказ о северном крае или природе)

5.Создание иллюстративного материала

(оформление заданий на листах формата А-2,А-3).

6.Подведение итогов и награждение. Оформление  исследовательских  работ, совместная с родителями подготовка презентаций.

4 этап – презентационный.

Защита исследовательской работы, подведение итогов, награждения.

Презентация исследовательской работы перед родителями, одноклассниками, учащимися и учителями школы.

Проведение выставки рисунков.

                          РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

Школьный уровень. Презентация исследовательской работы перед  родителями, одноклассниками, учащимися и учителями школы во время  проведения «Фестиваля школьных наук».

Примерные задания по классам:

для 1 классов:

Малые фольклорные формы унт: « Колыбельные песни»

                                                             Потешки, пестушки, прибаутки.

Заклички, приговорки.

Для  2  классов:

Валерий Аушев.  Стихи Брусничное море, Северное сияние, Заячье метро и др.

Н.Рубцов. Стихи. «Про зайца», «Коза», «Первый снег».

  Для 3 классов:

О.Фокина. Стихи. «Родник», «Северная Двина», «Я в лесу была сегодня».

Иван Полуянов. Рассказы. «Шёпот снегов», «Теплая земля» и др.

Для 4 классов:

Евгений Коковин. Рассказы. «Иван Рябов», «Детство в Соломбале»(отрывки из книги) и др. рассказы.

Борис Шергин. Рассказы. «Двинская земля», «Детство в Архангельске».

Федор Абрамов. Рассказы о природе. «Осеннее солнце», «Первый снег», «Январь», «Серебряные сполохи» и др.

   Литература, которая используется всеми классами:

      1. Литературный Север.

      2.  «Морянка». Хрестоматия о русском Севере.

      3.  Р.К. Художественное чтение и развитие художественной речи.

Приложение:

Творчество детей:

1класс:

Солнце опускается,

Глазки закрываются.

Одеяло и  кровать

Манят Юленьку поспать.

Фея сладких детских снов

Юлю в сказку унесет.                  Жигалова Марина.

Баиньки – баиньки

Прибежали заиньки,

Сели на скамейку,

Поливали огород,

Где капуста растет.                      Тропина Алена.

Синквейн.   Б. Шергин. Рифмы.   3 класс.

                                 Шиш

                    Находчивый, весёлый,

             Разыгрывает, смеётся, благодарит,

             Наш пострел везде поспел –

                         Рифмоплёт.                    Шупик Андрей.

Презентации:

  1.  «Фестиваль школьных наук»  Подведение итогов недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.

Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....

Внеурочная деятельность в начальной школе как способ реализации основных требований ФГОС2

Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общег...

Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе".

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"....

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС

В данном материале раскрывается актуальность разработки курса внеурочной деятельности на базе ритмической гимнастики  и народно-подвижных игр....

"Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС"

Материал содержит направления внеурочной деятельности и планируемые результаты воспитания и пазвития учащихся...