Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Голенко Татьяна Владимировна

Открытый урок окружающего мира на тему "Органы чувств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organy_chuvstv.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Органы чувств».

Этап обучения по данной  теме: основной.

Цели: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Используемые методы, приемы, технологии обучения: технология деятельностного метода, ИКТ                

        Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, дидактический  материал. Учебник:  Плешаков  А.  А.  «Окружающий мир», карточки для индивидуальной работы, памятки «Правила гигиены для глаз и ушей», таблички для кластера, предметы для опытов (соль, сахар, мех, духи, перчатки, колокольчик)

Прогнозируемые результаты:

   Предметные:

          В конце урока ученики

•        знают органы чувств;

•        умеют различать, охарактеризовать органы чувств.

•        умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

•       проводить сравнение, группировку, обобщение.

Метапредметные:

•        умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

•        умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

•        умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

1 .Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Проведём блиц-опрос

- Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?

(здесь и далее в скобках приведены примерные ответы учеников на вопросы учителя:  « Человек и его здоровье»
-Какие органы составляют нервную систему?

(чувствительные клетки, головной и спинной мозг, нервы)

- Перечислите органы пищеварения

(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)


- Какие органы составляют систему  кровообращения?

(сердце и кровеносные сосуды)


- Перечислите органы дыхания.

(носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)

- Молодцы!

3. Постановка темы урока

-  Ребята, посмотрите, перед вами человек. Что в нём необычного?

(Нет лица и рук)

- А для чего нам необходимы лицо и руки?

(Чтобы видеть, слышать звуки, чувствовать запахи, различать вкус пищи, чувствовать холод, тепло, боль)

- Давайте поможем нашему гостю вернуть лицо и руки!

( Поможем)

-  Но,  чтобы эти органы появились у нашего героя мы должны на уроке быть какими?

(Внимательными, слушать учителя, друг друга, активными, работать вместе …)

- Кто может сказать, что мы будем изучать сегодня на уроке?

( Органы чувств)

- Верно. Тема урока « Органы чувств», СЛАЙД 1,

- Кто может объяснить, что такое органы чувств?

(ответы)

- Я предлагаю обратиться за помощью к словарю Ожегова и проверить  наши предположения.

 - Внимание на экран!

Слайд 2

- Мы оказались правы.

- А сейчас посмотрите отрывок мультфильма « Красная Шапочка», будьте внимательны, затем вы ответите на вопрос о  каких органах чувств шла речь? Внимание на экран!

Видео.

- Кто готов ответить?

( уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть)

- Молодцы! И у нашего героя появляются глаза.

- А подробнее об органе зрения нам расскажет член исследовательской группы Лера. (Выходит 1 ученик)

- Спасибо, Лера.

- Ребята, скажите, а почему бабушка Красной Шапочки была в очках? СЛАЙД 3

( Потому что она старенькая)

- Верно. Зрение с возрастом ухудшается, либо теряется в связи несчастных случаев, или не соблюдение правил гигиены глаз. Бывают случаи, когда люди рождаются слепыми. Тогда у них обостряется какой-либо другой орган чувств, например, слепые люди очень хорошо слышат и распознают человека  по его шагам.

- А сейчас поиграем: закройте глазки, положите руки на парту, голову на руки.

- Какие звуки вы услышали?

(Листание книги, звон колокольчика, падение ключей)

- Откройте глаза. Что вы услышали?

- А что вам помогло это услышать?

(Уши)

- Значит, уши- это орган……слуха. И у нашего гостя появляются уши. Волк оказался прав.

- Об этом органе слуха нам расскажет исследователь Максим.

 (Выходит 1 ученик)

- Спасибо, Максим.

А сейчас поработаем в группе. Займите свои места в группе.

- У вас на листочках даны советы правил гигиены для глаз и ушей                   « вредные» и правильные. Ваша задача  выбрать только правильные советы, а вредные исключить. На эту работу я даю вам 2 минуты.

- Прошу представителей от групп выйти  к доске и прочитать выбранные советы.

( Выходят представители от групп)

- Молодцы! Вот вы и составили памятку гигиены для глаз и ушей, которую должны соблюдать  все люди, что бы у них было здоровое зрение и слух и такую памятку вы получите в конце урока.

- Нас ждёт ещё много интересной работы, но чтоб за дело браться, надо сил набраться.

4. Физминутка

5. Продолжение работы по новой теме

- Что бы узнать о каком органе  чувств мы будем говорить дальше, мне нужен помощник.

(Выходит ученик, с завязанными глазами трогает предметы: мех,  конус, мяч в печатках, затем без перчаток)

- С помощью какого органа чувств, Петя, ты узнал предметы?

(Руки, кожа)

- Именно кожа является органом чувства, которым мы ощущаем окружающие предметы. И у нашего мальчика появляется орган осязания,  а подробнее расскажет исследователь Миша.

(Выходит 1 ученик)

- Кто был внимателен, кожа – это орган ……осязания.

-Кто может объяснить значение слова осязания?

(Ответы детей)

- Проверим наши предположения по учебнику с.128. Найдите и прочитайте, что такое осязание. Кто готов?

А  сейчас закройте глазки.

(Брызгаю духами)

-Откройте глаза. Изменилось ли что-то в классе?

( Появился запах)

- Как вы почувствовали, ведь глаза были закрыты, мы ничего не слышали, ничего не трогали?

(С помощью носа)

- Верно. Ещё один орган чувства появляется у нашего гостя – орган обоняния – нос. Подробнее расскажет исследователь Соня.

 (Выходит 1 ученик)

- Так что такое обоняние?

(Ответы детей)

- Давайте ещё раз обратимся к словарю Ожегова.

Внимание на экран! СЛАЙД 4

- Чтобы определить следующий орган, мне нужен помощник. 

(Выходит 1 ученик с закрытыми глазами пробует на вкус соль, сахар)

- Никита, как ты определил эти вкусы?

( С помощью языка)

- Значит, язык отвечает за что?

( За вкусы)

- И у нашего школьника появляется орган вкуса – язык.

- А исследователь Влад нам расскажет что-то интересное.

 (Выходит 1 ученик)

- Спасибо, Влад.

- Ребята, помогли мы нашему гостю?

(Да)

5.  Закрепление

- Вы хорошо поработали, активно участвовали в достижении нашей цели. Готовы ли вы себя проверить?

( Готовы)

- У вас на партах лежат карточки. В 1 задании подчеркните нужное слово, а во 2 задании установите соответствия.

- Сравните свои ответы с экраном. Внимание на экран. СЛАЙД 5,6

6. Домашнее задание

- Сегодня вы целый урок делали свои маленькие открытия. Вы придёте домой и расскажете об этом своим родителям, а если что-то забудете, то вам помогут страницы учебника……….

-А ещё в народе говорят: «Меня не подвело моё 6 чувство», а что это за чувство вы расскажете нам на следующем уроке и поможет вам в этом дополнительная литература. СЛАЙД 7

6. Рефлексия

- Ребята, у вас на партах лежат смайлики, ну у них нет улыбки. Я предлагаю нарисовать её вам в соответствии со своим настроением и успехами на уроке.

Если - урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

 - сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

- задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

- Подойдите к доске и подарите свои улыбки нашему герою.

- Посмотрите, как заулыбался наш герой.

- Урок хочу, закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

- А как о нём позаботиться. Вы узнаете на следующем уроке.

- Я благодарю вас за урок , особенно исследовательскую группу, Петю, Никиту и др….

 

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"

Урок по Образовательной  системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...

Урок окружающего мира 3 класс Тема: "Органы чувств"

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" имеет следующие цели:           1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с вне...

«МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ» урок окружающего мира, 4 класс, школа 2100

Данный урок разработан  в  соответсвии с  требованиями  ФГОС....

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс. Тема:"Органы чувств"

Презентация преследует  цель:Наглядно сформировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой....

Урок окружающего мира (3 класс) «Органы чувств и их функции»

Урок помогает провести учебное исследование. Человек постоянно сталкивается с неизвестным. На этом уроке окружающего мира учащиеся освоят один из способов получения ответов на свои вопросы - наблюдени...

Технологическая карта к уроку по Окружающему миру 1 класс тема "Органы чувств и их функции"

УМК "СРО Эльконина-Давыдова". Тему урока "Органы чувств и их функции". Окружающий мир 1 класс....

Урок окружающего мира 4 класс «Многогранный мир чувств»

Раздел учебника  «Как работает организм человека»Урок  11Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока. Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств....