Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Надёжная защита и опора", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Марченко Елена Викторовна

    Работа содержит конспект урока  и презентацию  к уроку окружающего мира в 3 класс "Надёжная защита и опора".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nadyozhnaya_zashchita_i_opora.doc71.5 КБ
    Файл nadyozhnaya_opora_i_zashchita.pptx2.14 МБ

    Предварительный просмотр:

                                                         

            Окружающий мир  3класс  УМК  «ГАРМОНИЯ»

                                                               

             Тема:  НАДЁЖНАЯ  ЗАЩИТА И ОПОРА

            Цели урока:

    1. Формировать общее представление о скелете человека как опоре  организма.
    2.  Познакомить со строением скелета, с правильной осанкой и соблюдением       правил посадки.
    3. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё здоровье.

              Ход урока:

     I.   Организационный момент.

    Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

    Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?

    II.   Актуализация знаний учащихся.

    -Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется. Что так будет всегда…

    Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека.

    Белинский говорил: « Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и клад, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод.»        

    И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке.

    III. Знакомство с новым материалом.

    С изучением организма человека связано много наук (работа с терминами по опоре)

    • анатомия
    • физиология
    • гигиена
    • валеология
    • система органов.

    Какие системы вы знаете?

    Сегодня речь пойдет еще об одной системе органов, о которой вы узнаете, когда отгадаете загадку:

    Я опору тела составляю,
                    Ходить, бегать, прыгать помогаю.

                                                                                                             (скелет)

     

    Тема нашего урока сегодня: Опорно-двигательная система. Осанка человека. Охрана и укрепление здоровья.

    1. Что включает ОДС?
    2. Какова ее роль?
    3. Как укреплять ОДС?

    Беседа по теме:

    - Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально?

    - Если не могут, то почему?

    - Рассмотрите пальцы на руке, прощупайте каждый палец.

    - Что почувствовали?

    Вывод: под кожей находятся мышцы и кости. Они существуют отдельно или соединены друг с другом?

    - Попробуем рассказать по опоре, из каких отделов состоит скелет человека (показ на модели, на таблице).

    - Скелет головы: череп это одна кость или много?

    - Как они соединены?

    - Почему кости черепа мозгового отдела соединены неподвижно?

    - Что защищает череп?

    - Скелет туловища: позвоночник. 

    Сообщение №1:

    Позвоночник грудных детей состоит из 33 костей, а потом некоторые из них срастаются, и у взрослого человека их остается 24 позвонка.

    Позвоночник человека слегка изогнут, ведь он поддерживает череп, в котором находится центр управления организмом – мозг. Гибкий позвоночник смягчает все толчки. Сколько бы человек ни бегал, ни прыгал, мозг не испытывает тряски. К позвоночнику прикреплены ребра. Образуется грудная клетка. Что защищает скелет туловища?

    - Скелет конечностей:

    верхние конечности:

    • лопатки
    • плечо
    • предплечье
    • кости кисти

    нижние конечности:

    • тазовые кости
    • бедро
    • голень
    • кости стопы

    Сообщение №2:

    Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой до 1500 кг. Хотя ее собственный вес всего 600 гр.

    Здоровая кость в 6 раз прочнее, чем стальной прут такой же масс. Кости соединяются друг с другом с помощью суставов. Кость может двигаться в суставе плавно и бесшумно.

    Итак, скелет состоит из трех отделов.

    Практическая работа:

    Распознавание костей и определение к какому отделу скелета они относятся (бедренная кость, голень, пястные кости, нижняя челюсть позвонки, кость плеча, ключица, ребра).

    Без костей наше тело было бы мягким, как желе. Скелет поддерживает тело и защищает мягкие внутренние органы. Но в тоже время скелет сам по себе не может двигаться. Благодаря чему человек может ходить? (Благодаря мышцам удерживающим кости). Мышцы прикреплены к скелету сухожилиями.

    Оказывается в теле человека более двухсот костей и около шестисот мышц.

                           - Каковы функции ОДС? (Опора, движение, защитная функция).

    1. Охрана здоровья.

       -  Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

    Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков  (показать рисунок). Учёные провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

    Проблема нарушения осанки, сколиозы давно стала актуальной. Сейчас очень мало детей с правильной осанкой.

    - Как понимаете слово «осанка»?

     (Это правильное положение тела при  стоянии, ходьбе и сидении).

    Правильная осанка, красивая осанка у стройного человека. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.

    Когда вы были совсем маленькие, ваши кости были мягким, а мышцы такие слабые, что невозможно было удержаться на ногах. Потребовалось около года, чтобы ребенок встал на ноги и пошел.

    Но и потом до 18 – 19 лет кости и мышцы развиваются и крепнут.

    За это время со скелетом могут, произойти неприятные вещи если позвоночник произведет изгибы вправо или влево, то врач ставит диагноз: сколиоз (искривление). Искривление не только уродуют фигуру, но и вредит здоровью. Позвоночник защищает спинной мозг, от которого отходят нервы. Если есть искривление, то позвоночник смещается и пережимает нерв – возникают болезни. И тогда врач назначает ЛФК. В наше время, чтобы чего – то достичь, нужно много знания,  следовательно.

    Причины:

    • Сидячий образ жизни – большая часть времени за занятиями.
    • Работа за компьютерами (даже в выходной) мало гуляем, выходим в                           походы, лес, больше дома за TV и компьютером.
    • Удаленность от спортивных комплексов. Мало времени для занятия спортом.

           

    Осанка – это привычное положение тела в покое и при движении. Она формируется с самого раннего периода жизни в процессе роста.  Нарушения осанки может быть вызвано неправильным переносом тяжести (постоянно в одной руке), неправильная посадка за партой, несоответствие школьной мебели росту учащихся.

                                                                                                                                                         

    Кости, как и другие органы, состоят из живых клеток, растут кости от 18 до 25 лет. Твердеют кости постепенно: у новорожденного они более мягкие и гибкие, у стариков более жесткие, хрупкие и чаще ломаются. У ребенка до 12 лет состоят из хрящей и твердеют только к 25 годам.

    • Вот почему очень важно обеспечить правильное развитие организма упущение в этом возрасте потом трудно будет поправить.
    • Если неправильно сидеть за столом, сутулиться при ходьбе, неправильно носить тяжести, то можно вырасти сутулым, с искривленным позвоночником.

    – Что надо делать, чтобы избежать искривления позвоночника?

       Давайте проверим правильность осанки у Саши. Встань около стены, затылок, лопатки, ягодицы, икры ног, пятки касаются стены - это твоя правильная осанка. Теперь отойди от стены и попробуй пройти, соблюдая осанку.

     –Дома вы тоже можете потренироваться поддерживать осанку, чтобы помочь позвоночнику правильно расти.

    Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной  осанкой, тогда скелет человека будет, нормально развивается и фигура становиться стройной, красивой. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

    Неправильная осанка уродует человеческое тело, затрудняет работу внутренних организмов. Сердце находится в сжатом состоянии, и работа его затруднена.

    Чтобы иметь красивую правильную осанку нужно заниматься спортом, плаванием и танцами.

    Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком.

     Наши рекомендации:

    • Следить за осанкой.
    • Сделать правильной выбор в способе переноса школьные принадлежности (лучше всего рюкзак).
    • Рационально собирать школьные принадлежности.
    • Больше двигаться.
    • Ежедневно по утрам проводить зарядку.                                                   
    1. Итог урока.

    Спасибо всем за урок!

             Когда вы веселы и  здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые  любят нас и видят каждый день. Думаю, что вы все узнали для себя много нового и уйдёте с урока с желанием как можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как правильно себя вести в отношении своего здоровья.

    1.  Домашнее задание.

    Стр. 16  ВОПРОС 1, 2         


     

     

     

     

     

      


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА И ОПОРА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ» МАРЧЕНКО Е.В.

    Слайд 2

    Опорно-двигательная система Скелет человека Опора Защита СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ ПРИМЕРНО ИЗ 206 КОСТЕЙ .

    Слайд 3

    СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА

    Слайд 4

    ПОЗВОНОЧНИК СОСТОИТ ИЗ 33 ПОЗВОНКОВ

    Слайд 5

    БОЛЬШИНСТВО КОСТЕЙ СКЕЛЕТА СОЕДИНЕНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ПОДВИЖНЫМИ СУСТАВАМИ . ОНИ СКРЕПЛЯЮТ КОСТИ ПРОЧНЫМИ СВЯЗКАМИ .

    Слайд 6

    СТРОЕНИЕ КОЛЕННОГО СУСТАВА

    Слайд 7

    КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ОБЛАДАЮТ КОСТИ? ФОРМА КОСТЕЙ

    Слайд 8

    Масса костей скелета взрослого человека около 8 кг. СВОЙСТВА КОСТЕЙ: ПРОЧНОСТЬ УПРУГОСТЬ ЛЁГКОСТЬ БОЛЬШАЯ КОСТЬ ГОЛЕНИ МОЖЕТ ВЫНЕСТИ НАГРУЗКУ ДО 1500 КГ.

    Слайд 9

    КОСТИ ЧЕЛОВЕКА РАСТУТ ДО 18- 25 ЛЕТ. ДО 12 ЛЕТ КОСТИ СОСТОЯТ В ОСНОВНОМ ИЗ ХРЯЩЕЙ И ТВЕРДЕЮТ ТОЛЬКО К 25 ГОДАМ.

    Слайд 10

    СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ

    Слайд 11

    КАК ВЫРАСТИ ВЫСОКИМ И СТРОЙНЫМ? ДЛЯ РОСТА КОСТЕЙ НЕОБХОДИМ «СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ»- МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ. ПОЭТОМУ ПОЛЕЗНО ПИТАНИЕ МОЛОЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ, РЫБОЙ, ЯЙЦАМИ. ВАЖНА ДЛЯ КОСТЕЙ И РУГЕЛЯРНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА.

    Слайд 12

    ЛИЛИПУТ РОБЕРТ ЛАДЛОУ 2М 72 СМ ЖЕЛЕЗА ГИПОФИЗ ВЫРАБАТЫВАТ ГОРМОН РОСТА

    Слайд 13

    КАК ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ И ХОДИТЬ? ОСАНКА - ПРИВЫЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ВО ВРЕМЯ СТОЯНИЯ, СИДЕНИЯ ИЛИ ХОДЬБЫ. НАИБОЛЬШУЮ НАГРУЗКУ ИСПЫТЫВАЕТ ПОЗВОНОЧНИК И КОСТИ НОГ.

    Слайд 14

    ОСНОВНЫЕ ТРАВМЫ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ: РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК ВЫВИХ СУСТАВА ПЕРЕЛОМ КОСТИ

    Слайд 15

    ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ТРАВМАХ КОСТЕЙ ?

    Слайд 16

    ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО В БОЛЬНИЦЕ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

    Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

    Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

    Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

    Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

    Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

    Урок окружающего мира "Здоровое питание" (2 класс)

    Классный час  знакомит детей с правилами здорового сбалансированного питания, воспитывает чувство ответственности за свое здоровье. Внимательное отношение к питанию укрепляет иммунитет и здоровье...

    Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".

    На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....

    Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)

    В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....

    Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

    Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...