Урок окружающего мира "Надёжная защита и опора", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Марченко Елена Викторовна

Работа содержит конспект урока  и презентацию  к уроку окружающего мира в 3 класс "Надёжная защита и опора".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nadyozhnaya_zashchita_i_opora.doc71.5 КБ
Файл nadyozhnaya_opora_i_zashchita.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

                                                     

        Окружающий мир  3класс  УМК  «ГАРМОНИЯ»

                                                           

         Тема:  НАДЁЖНАЯ  ЗАЩИТА И ОПОРА

        Цели урока:

  1. Формировать общее представление о скелете человека как опоре  организма.
  2.  Познакомить со строением скелета, с правильной осанкой и соблюдением       правил посадки.
  3. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё здоровье.

          Ход урока:

 I.   Организационный момент.

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.

Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?

II.   Актуализация знаний учащихся.

-Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется. Что так будет всегда…

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека.

Белинский говорил: « Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и клад, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод.»        

И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке.

III. Знакомство с новым материалом.

С изучением организма человека связано много наук (работа с терминами по опоре)

  • анатомия
  • физиология
  • гигиена
  • валеология
  • система органов.

Какие системы вы знаете?

Сегодня речь пойдет еще об одной системе органов, о которой вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Я опору тела составляю,
                Ходить, бегать, прыгать помогаю.

                                                                                                         (скелет)

 

Тема нашего урока сегодня: Опорно-двигательная система. Осанка человека. Охрана и укрепление здоровья.

  1. Что включает ОДС?
  2. Какова ее роль?
  3. Как укреплять ОДС?

Беседа по теме:

- Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально?

- Если не могут, то почему?

- Рассмотрите пальцы на руке, прощупайте каждый палец.

- Что почувствовали?

Вывод: под кожей находятся мышцы и кости. Они существуют отдельно или соединены друг с другом?

- Попробуем рассказать по опоре, из каких отделов состоит скелет человека (показ на модели, на таблице).

- Скелет головы: череп это одна кость или много?

- Как они соединены?

- Почему кости черепа мозгового отдела соединены неподвижно?

- Что защищает череп?

- Скелет туловища: позвоночник. 

Сообщение №1:

Позвоночник грудных детей состоит из 33 костей, а потом некоторые из них срастаются, и у взрослого человека их остается 24 позвонка.

Позвоночник человека слегка изогнут, ведь он поддерживает череп, в котором находится центр управления организмом – мозг. Гибкий позвоночник смягчает все толчки. Сколько бы человек ни бегал, ни прыгал, мозг не испытывает тряски. К позвоночнику прикреплены ребра. Образуется грудная клетка. Что защищает скелет туловища?

- Скелет конечностей:

верхние конечности:

  • лопатки
  • плечо
  • предплечье
  • кости кисти

нижние конечности:

  • тазовые кости
  • бедро
  • голень
  • кости стопы

Сообщение №2:

Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой до 1500 кг. Хотя ее собственный вес всего 600 гр.

Здоровая кость в 6 раз прочнее, чем стальной прут такой же масс. Кости соединяются друг с другом с помощью суставов. Кость может двигаться в суставе плавно и бесшумно.

Итак, скелет состоит из трех отделов.

Практическая работа:

Распознавание костей и определение к какому отделу скелета они относятся (бедренная кость, голень, пястные кости, нижняя челюсть позвонки, кость плеча, ключица, ребра).

Без костей наше тело было бы мягким, как желе. Скелет поддерживает тело и защищает мягкие внутренние органы. Но в тоже время скелет сам по себе не может двигаться. Благодаря чему человек может ходить? (Благодаря мышцам удерживающим кости). Мышцы прикреплены к скелету сухожилиями.

Оказывается в теле человека более двухсот костей и около шестисот мышц.

                       - Каковы функции ОДС? (Опора, движение, защитная функция).

  1. Охрана здоровья.

   -  Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков  (показать рисунок). Учёные провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

Проблема нарушения осанки, сколиозы давно стала актуальной. Сейчас очень мало детей с правильной осанкой.

- Как понимаете слово «осанка»?

 (Это правильное положение тела при  стоянии, ходьбе и сидении).

Правильная осанка, красивая осанка у стройного человека. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.

Когда вы были совсем маленькие, ваши кости были мягким, а мышцы такие слабые, что невозможно было удержаться на ногах. Потребовалось около года, чтобы ребенок встал на ноги и пошел.

Но и потом до 18 – 19 лет кости и мышцы развиваются и крепнут.

За это время со скелетом могут, произойти неприятные вещи если позвоночник произведет изгибы вправо или влево, то врач ставит диагноз: сколиоз (искривление). Искривление не только уродуют фигуру, но и вредит здоровью. Позвоночник защищает спинной мозг, от которого отходят нервы. Если есть искривление, то позвоночник смещается и пережимает нерв – возникают болезни. И тогда врач назначает ЛФК. В наше время, чтобы чего – то достичь, нужно много знания,  следовательно.

Причины:

  • Сидячий образ жизни – большая часть времени за занятиями.
  • Работа за компьютерами (даже в выходной) мало гуляем, выходим в                           походы, лес, больше дома за TV и компьютером.
  • Удаленность от спортивных комплексов. Мало времени для занятия спортом.

       

Осанка – это привычное положение тела в покое и при движении. Она формируется с самого раннего периода жизни в процессе роста.  Нарушения осанки может быть вызвано неправильным переносом тяжести (постоянно в одной руке), неправильная посадка за партой, несоответствие школьной мебели росту учащихся.

                                                                                                                                                     

Кости, как и другие органы, состоят из живых клеток, растут кости от 18 до 25 лет. Твердеют кости постепенно: у новорожденного они более мягкие и гибкие, у стариков более жесткие, хрупкие и чаще ломаются. У ребенка до 12 лет состоят из хрящей и твердеют только к 25 годам.

  • Вот почему очень важно обеспечить правильное развитие организма упущение в этом возрасте потом трудно будет поправить.
  • Если неправильно сидеть за столом, сутулиться при ходьбе, неправильно носить тяжести, то можно вырасти сутулым, с искривленным позвоночником.

– Что надо делать, чтобы избежать искривления позвоночника?

   Давайте проверим правильность осанки у Саши. Встань около стены, затылок, лопатки, ягодицы, икры ног, пятки касаются стены - это твоя правильная осанка. Теперь отойди от стены и попробуй пройти, соблюдая осанку.

 –Дома вы тоже можете потренироваться поддерживать осанку, чтобы помочь позвоночнику правильно расти.

Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной  осанкой, тогда скелет человека будет, нормально развивается и фигура становиться стройной, красивой. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.

Неправильная осанка уродует человеческое тело, затрудняет работу внутренних организмов. Сердце находится в сжатом состоянии, и работа его затруднена.

Чтобы иметь красивую правильную осанку нужно заниматься спортом, плаванием и танцами.

Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком.

 Наши рекомендации:

  • Следить за осанкой.
  • Сделать правильной выбор в способе переноса школьные принадлежности (лучше всего рюкзак).
  • Рационально собирать школьные принадлежности.
  • Больше двигаться.
  • Ежедневно по утрам проводить зарядку.                                                   
  1. Итог урока.

Спасибо всем за урок!

         Когда вы веселы и  здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые  любят нас и видят каждый день. Думаю, что вы все узнали для себя много нового и уйдёте с урока с желанием как можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как правильно себя вести в отношении своего здоровья.

  1.  Домашнее задание.

Стр. 16  ВОПРОС 1, 2         


 

 

 

 

 

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА И ОПОРА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ» МАРЧЕНКО Е.В.

Слайд 2

Опорно-двигательная система Скелет человека Опора Защита СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ ПРИМЕРНО ИЗ 206 КОСТЕЙ .

Слайд 3

СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 4

ПОЗВОНОЧНИК СОСТОИТ ИЗ 33 ПОЗВОНКОВ

Слайд 5

БОЛЬШИНСТВО КОСТЕЙ СКЕЛЕТА СОЕДИНЕНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ПОДВИЖНЫМИ СУСТАВАМИ . ОНИ СКРЕПЛЯЮТ КОСТИ ПРОЧНЫМИ СВЯЗКАМИ .

Слайд 6

СТРОЕНИЕ КОЛЕННОГО СУСТАВА

Слайд 7

КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ОБЛАДАЮТ КОСТИ? ФОРМА КОСТЕЙ

Слайд 8

Масса костей скелета взрослого человека около 8 кг. СВОЙСТВА КОСТЕЙ: ПРОЧНОСТЬ УПРУГОСТЬ ЛЁГКОСТЬ БОЛЬШАЯ КОСТЬ ГОЛЕНИ МОЖЕТ ВЫНЕСТИ НАГРУЗКУ ДО 1500 КГ.

Слайд 9

КОСТИ ЧЕЛОВЕКА РАСТУТ ДО 18- 25 ЛЕТ. ДО 12 ЛЕТ КОСТИ СОСТОЯТ В ОСНОВНОМ ИЗ ХРЯЩЕЙ И ТВЕРДЕЮТ ТОЛЬКО К 25 ГОДАМ.

Слайд 10

СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ

Слайд 11

КАК ВЫРАСТИ ВЫСОКИМ И СТРОЙНЫМ? ДЛЯ РОСТА КОСТЕЙ НЕОБХОДИМ «СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ»- МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ. ПОЭТОМУ ПОЛЕЗНО ПИТАНИЕ МОЛОЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ, РЫБОЙ, ЯЙЦАМИ. ВАЖНА ДЛЯ КОСТЕЙ И РУГЕЛЯРНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА.

Слайд 12

ЛИЛИПУТ РОБЕРТ ЛАДЛОУ 2М 72 СМ ЖЕЛЕЗА ГИПОФИЗ ВЫРАБАТЫВАТ ГОРМОН РОСТА

Слайд 13

КАК ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ И ХОДИТЬ? ОСАНКА - ПРИВЫЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ВО ВРЕМЯ СТОЯНИЯ, СИДЕНИЯ ИЛИ ХОДЬБЫ. НАИБОЛЬШУЮ НАГРУЗКУ ИСПЫТЫВАЕТ ПОЗВОНОЧНИК И КОСТИ НОГ.

Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ТРАВМЫ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ: РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК ВЫВИХ СУСТАВА ПЕРЕЛОМ КОСТИ

Слайд 15

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ТРАВМАХ КОСТЕЙ ?

Слайд 16

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО В БОЛЬНИЦЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".

На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....

Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)

В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Конспект урока по ОРКСЭ "Защита Отечества", 4 класс.

Цель: привить чувство патриотизма и гордость за свою РодинуПланируемые результаты: Предметные:Иметь представление о святых защитниках Родины.Иметь представление о справедливых войнах.Уметь п...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...