Окружающий мир. Тема. В царстве грибов.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.  Цель-создание условий для работы над понятием "царство грибов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_tsarstve_gribov.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цели:

  • формировать представления о многообразии грибов, выявить их характерные признаки по которым определить принадлежность к конкретной группе,
  • познакомить с особенностями строения гриба.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД мотивировать свои действия; выражать готовность в любой

ситуации поступить в соответствии с правилами поведения соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Организационный момент.

                      Звонкий прозвенел звонок.

                      Начинается урок.

                      Будем мир  природы изучать,

                      И её законы вместе познавать.  

1.Стадия вызова.

Вступительное слово учителя.

Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!

- Какое значение имеет лес в природе? (Ответы детей)

- А какую роль он играет в жизни человека? (Ответы детей).

- Итак, мы отправляемся в лес, на природу. Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа- это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

- Какая бывает природа? (Живая, неживая).

- Какие признаки живого нам известны?

(Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)

- Какие царства живой природы мы знаем?

Составление кластера: 1 и 3 группы работают с растениями, 2 и 4 группа работает с животными.

После составления кластера 1 группа рассказывает о царстве растений, 3 вносит исправления и добавления.  2 группа рассказывает о царстве животных, 4 группа добавляет.  Учитель в это время оформляет кластер на доске.

У нас остается неизвестно одно царство. Мы сможем его вписать немного позже.

Тема нашего урока спряталась в загадке.

Землю пробуравил
Корешок оставил
Сам на свет явился
Шапочкой прикрылся

(гриб)

Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что …»(прием «Верные и неверные утверждения»)

Правила игры:

  1. У вас на столах лежат листочки, на которых написаны утверждения и начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала номер утверждения.
  2. Вы читаете утверждение, которое начинается со слов «Верите ли вы,  что …». Обсуждаете ответы в группах.
  3. Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Утверждения:

  1. …у гриба отсутствует корень.
  2. …грибница производит  питательные вещества.
  3. …споры – это семена грибов.
  4. …грибы способствуют образованию перегноя.
  5. …несъедобные грибы надо уничтожать.
  6. …съедобные грибы выделяют кислород.
  7. …собирать надо те грибы, которые хорошо знаешь.
  8. …нельзя собирать грибы у дорог и в городе.
  9. …желчный гриб является ядовитым.
  10. … в красную книгу России занесен гриб Грифола курчавая.

- Вы уверены в правильности своих ответов? (нет)

- Почему? (недостаточно знаний по этой теме)

2. Стадия Осмысления.

Чтение текста с пометами (прием «Инсерт»)

- Откройте учебники на странице 112.

- Возьмите в руки карандаши. Ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»

  1. «V» - информация мне известна
  2. «+» - узнал что-то новое
  3. «--» - думал иначе
  4. «?» - хочу уточнить (спросить)

- Кто отметил «V» - информация мне известна?

- Какую информацию ты уже знал?

- А для кого это было новым?

- А для кого другая информация была новой?

- Кто до знакомства с текстом думал иначе?

- Кто отметил информацию «хочу уточнить»

Обсуждение. Заполняют кластер (желтого цвета)

- Работа в группах поможет ответить не только на этот вопрос, но и узнаете что-то новое. А привести ваши знания в порядок, т.е. систематизировать их вам помогут вопросы, записанные на доске.

  • Где растут грибы?
  • Какие бывают грибы?
  • Правило сбора грибов
  • Значение грибов в природе

(у детей на столах лежат конверты с текстами)

Идет работа в группах.

Выступление групп. В ходе выступления ребята заполняют кластер( зеленого цвета)

Физминутка.

Влез опенок на пенек.

Простоял  один денек.

Низко наклоняется.

Шапку к солнышку потянет,

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки –

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

А когда пришел грибник,

Они все в корзину –прыг!

Ребята, сейчас я вам расскажу о других видах грибов. Вы внимательно слушайте, новую информацию вносите в кластер розового цвета.

Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что –то зеленое и скользкое- опять грибы, испортилось яблоко –это работа грибов. На пользу человеку работают грибы- хлебопеки, грибы –сыровары. На самом деле вкусный кефир делает кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой  грибок-хлебопек.

Из плесневых грибов человек изготавливает лекарственные препараты – антибиотики. Самый известный –это пенициллин.

Есть еще грибы, которые называют паразитами. Грибы –паразиты поселяются на растениях и существуют за счет хозяина. Например, трутовик, спорынья.

3. Рефлексия.

-Как вы думаете, грибы, к какому царству относятся?

Возвращение к кластеру на доске. Грибы –это удивительное чудо природы. Они не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибы отдельное царство живой природы.  Вносим новое царство в кластер на доске.

- И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить синквейн о грибах.

Грибы

Вкусные, ядовитые
Живут, растут, питаются,
Грибы нуждаются в охране
Царство.

4. Домашнее задание

Прочитать текст учебника стр. 118 -120

По составленному кластеру рассказать о царстве грибов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»

- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам прод...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "В царстве грибов"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений....

Конспект урока по окружающему миру. Тема:«В царстве грибов». (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.Планируемые результатыПредметные:- Знать внешнее строение грибов, отличительны...