Главные вкладки

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Фроленкова Ирина Вячеславовна
    название УМК – «Гармония».
     
    название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир.
     
    название предмета – окружающий мир
     
    тема урока –
    окружающий мир: «В царстве грибов. Что такое гриб?" (урок изучения нового материала)
     
    класс, в котором проводился урок  - 1  класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир

    УМК «Гармония»

    Учебник «Окружающий мир» в двух частях  под редакцией О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина

    Тетрадь «Окружающий мир» в двух частях под редакцией О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Тема: «В царстве грибов. Что такое гриб?»

    Цель: Формирование функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. 

    Дать представление о грибах как отдельном царстве природы.

    Формирование образовательных компетенций через реализацию исследовательской деятельности по теме: «В царстве грибов».

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    1) Формирование экологической культуры. Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.

    2) Формирование осознанности ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и ее значение для здоровья человека, развитие эстетического восприятия мира и творческих способностей.

    3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формировать коммуникативные навыки учащихся: умение работать в миниколлективе, при этом прислушиваться к мнению каждого ученика.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    Регулятивные УУД:

    1. Формировать умения строить доказательства, планировать  свое высказывание по заданной ситуации, выбрать из нескольких предложенных решений одно и обосновать его.
    2. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

    1. Формировать умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    2. Способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез) для решения проблемных ситуаций,  развитию внимания, памяти, воображения.

    Познавательные УУД:

    1. Учиться осуществлять  предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    2.  Учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    3. Учиться перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате групповой и совместной работы всего класса.

    4. Учиться устанавливать связи между природными объектами, сравнивать и группировать предметы и их образы.

    Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания технологических карт, учебника.

    Коммуникативные УУД:

    1. Способствовать формированию готовности слушать собеседника и вести диалог.
    2. Проявлять готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

    1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
    2. Способствовать развитию способности активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    1. Обеспечить усвоение учащимися отличия  грибов от растений и животных, знать их  условия обитания.
    2. Познакомить с общим строением шляпочного гриба.
    3. Познакомить с другими видами грибов: плесневым, дрожжевым,  и т.д.
    4. Обеспечить освоение доступных способов       изучения природы и общества    (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в  открытом информационном пространстве.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    Эмоциональное начало урока.

    Повторение, обобщение пройденного.

     Организация повторения  в  сотворчестве с учащимися через составление кластера не тему: «Живая природа».

    Актуализация знаний.

    Обобщение знаний учащихся о признаках растений и животных через игру «Поймай и хлопни».

    Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися через групповую работу.

    Постановка учебной задачи.

    Мотивация. Создание проблемной ситуации.

    Изучение новой темы в сотворчестве с учащимися через составление кластера (использование ИКТ)

    Организация диалога с уч-ся, основанного на предположениях детей.

    Исследование в малых группах (по иллюстрациям, макетам гриба)

    Цель исследования:

    Изучить особенности гриба и выявить основные свойства, которые позволяют отнести грибы в отдельную группу живой природы.

    Деление класса на группы.

    Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

    Презентация своей работы

    Обмен информацией.

     

    Связывание информации, обобщение.

    Результаты исследования ребят оформляются в таблице учителем.

    Изучение новой темы в сотворчестве с учащимися

    через работу с учебником.

    Обмен информацией.

    Обобщение.

    Итог, рефлексия:

     

    Оценивание эмоциональной сферы учащихся.

    Учитель организует проверку  готовности учащихся к уроку, читая зарифмованные строки: 

    - Здравствуйте ребята!

    Готов ли ты начать урок?

    Поменяйтесь вы местами,

    Проверяйте вместе с нами:

    Учебник, тетрадь, карандаши,

    Папка, ручка, не спеши.

    Если все на месте?

    Поднимите руки вместе!

    Учитель актуализирует знания учащихся по правилам работы в  группе, в парах:

    - Сегодня на уроке мы будем работать в парах и  группах. О каких правилах работы мы  должны помнить.

    Послушайте загадку:

    Дом со всех сторон открыт,
    Он резною крышей крыт.
    Заходи в зеленый дом,
    Чудеса увидишь в нем.
    О каком доме идет речь? Показ слайда (Лес).

     А что за чудеса в нем мы можем увидеть?

     Учитель подводит мини-итог:

    Лес - это часть живой природы.

    Учитель в качестве помощника-фасилитатора заполняет кластер на тему: Живая природа».

    - На какие группы делится живая природа? (Растения, животные).

     Живая природа

    Растения                                                     Животные                

     Показ слайда. 

    Давайте вспомним признаки растений и животных. Игра «Поймай и хлопни».

    Если это относится к растениям – хлопните в ладоши, а если к животным, то прячемся в домик. А подготовили материал для этой игры и проведут ее ребята из нашего класса.

          1.   Имеют зеленую окраску.

    1. Питаются растениями или животными.
    2. Имеют конечности, чтобы передвигаться.
    3. Состоят из листьев, стебля, корня, цветка.
    4. Условия роста: тепло, свет, вода, почва, удобрения.
    5. Могут жить и развиваться в различных условиях.

    Мини-итог учителя: Молодцы! Никто не ошибся, вы отлично помните признаки животных и растений. Эти знания сегодня пригодятся на уроке.

    Учитель в качестве помощника фасилитатора организует работу в статичных группах.

    - А сейчас проверим, помните ли вы, что относится к живой природе. Перед вами лежат карточки по звону колокольчика вам нужно убрать лишние карточки, которые мы не отнесем к живой природе.

    Учитель организует парную самостоятельную работу за нетбуком.

    - Приглашаю двоих ребят поработать за нетбуком и проверить свои знания по теме: «Живая и неживая природа».

    А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание, перевернув карточки, вы сможете из букв собрать слово.

    Как только я махну «волшебной палочкой» вы хором произнесете это слово.

    Учитель задает проблемный вопрос:

    - Как вы думаете, почему сегодня на уроке получилось слово «гриб»? А зачем надо изучать грибы?

    Учитель подводит итог:  

    - Вы правы, это будет тема нашего урока. Сегодня нам предстоит быть в роли исследователей и определить, что же такое гриб, из чего он состоит.

    - Гриб это часть живой или неживой природы? Почему?

    Если это часть живой природы, то к какой группе мы его отнесем к растениям или к животным? Если вы считаете, что к растениям, то поднимите зеленый жетон, если это животное, то красный жетон, а если сомневаетесь, то знак «?».

    Учитель на доску выносит слово «гипотеза». Т.к. учащиеся ранее работали с этим словом, то учитель сразу предлагает сформулировать гипотезы:

    - Я вижу разные варианты, выдвигаем гипотезы.

    Предположим, что грибы – это растение, потому что, … .

    Допустим, что грибы – это животные, т.к. … .

      Гипотез несколько, есть основание для исследования. Исследование проводить очень трудно. Мы справимся?

    Вам предлагается план нашей исследовательской работы. Мы разделимся на 4 группы, соответствующие пунктам плана.

       На электронной доске слайд:

     План исследования:

    1. Внешний вид, строение.
    2. Чем питаются?
    3. Могут ли самостоятельно передвигаться?
    4. Условия для  роста и развития?

     Выберите, в какой группе хотел бы работать каждый из вас, что вам интересно? У меня жетоны с номером группы. Девочки выходят, выбирают, затем мальчики. Вы получаете карту исследования с заданием. Один член группы читает задание путем обсуждения, выбираете правильный ответ и формулируйте вывод. Выбираете одного человека, который бы озвучил этот вывод. Вам будут помогать родители помощники-консультанты. Как только работа будет выполнена, покажите свою готовность.

    Учитель приглашает двух учащихся поработать на «островке исследования» и выполнить следующее задание: Найдите на «Островке исследований» книгу-энциклопедию «Для самых маленьких …».

    Странички 52-53. Прочитайте и сделайте вывод.

     1 группа: Приложение №1.

    Вывод: Наша группа решила, что гриб  по строению (похож, не похож) на растение и животное. Подчеркни нужное слово. Учитель заполняет таблицу на доске.

    2 группа: Приложение №2.

    Вывод: А наша группа сделала вывод, что грибы питаются так же, как (растения, животные). Подчеркни нужное слово. Учитель заполняет таблицу на доске.

    3 группа: Приложение №3.

    Вывод: Наша группа пришла к выводу, что грибы (передвигаются, не передвигаются) и (похожи, не похожи)  на (животных, растения). Подчеркни нужное слово. Учитель заполняет таблицу на доске.

    4 группа: Приложение №4.

    Вывод: Наша группа считает, что грибам необходимы (назовите картинки, которые обвели), как и (растениям, животным). Подчеркни нужное слово. Учитель заполняет таблицу на доске.

    В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат, толеран-тность и др.

    Учитель заполняет на доске таблицу: Соответствуют ли грибы по всем исследуемым направлениям растениям или животным.

    Посмотрите на таблицу. Какой вывод мы можем сделать?

    (Грибы не похожи ни на растения, ни на животные).

    А подтвердят ли наше предположение ребята, которые работали на «островке исследования» и сделали открытие. Давайте послушаем их.

    (Грибы – это отдельная группа.)

    А из каких частей состоят грибы? Вам нужно будет подписать части гриба вот на такой карточке. (см. приложение). Найдите их у себя на столе. Работать будете парами. Одна картинка на двоих. Один говорит, а другой простым карандашом подписывает. Приступили к работе. Проверим, правильно ли выполнили работу, а поможет нам в этом учебник стр.17. В нем есть схема строения гриба. Вам нужно в учебнике отметить «+» те, части которые вы уже знали, «-» если ошиблись, «!» ту часть, о которой вы не знали.

    О каких новых частях вы узнали со страницы учебника? Давайте еще раз посмотрим на строение и назовем его части хором.

    Какая часть самая главная? Без чего гриб погибнет? А правы вы или нет, давайте найдем ответ в учебнике на стр.17 под рисунком гриба.

    Вывод: Грибы – это живые существа. Со своим строением и условиями роста: влага, тепло и питательные вещества.

    А где мы можем встретить грибы? А можно ли найти грибы на кухне? Даша Максимкина вместе со своей семьей попыталась провести собственное исследование по этому вопросу и вот что из этого получилось.

    Давайте посмотрим поближе. Какой инструмент поможет подробнее рассмотреть эти грибы? (Микроскоп).

    На Земле грибов  очень много:100 тыс. видов! На следующих уроках мы узнаем, на какие группы их можно разделить, как их отличать друг от друга.

    Учитель подводит итог урока:

    Что нового и интересного вы для себя узнали?

    -Чему учились? (Я узнал, открыл для себя… . Я учился …).

    Как могут пригодиться в жизни, знания открытые на уроке?

    Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, и мне бы хотелось сделать для вас подарок. Это корзина с грибами. Выберите тот грибок, который по вашему мнению подходит больше всего, если: Гриб с красной шляпкой – я все понял, было интересно. Гриб с желтой шляпкой – не все понял, возникли трудности. Гриб с коричневой шляпкой – было трудно.

                                                     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Учащиеся  работают в паре и проверяют готовность к уроку своего соседа.

    Учащиеся высказывают свои предположения.

    Учащиеся актуализируют свои знания по пройденному ранее материалу.

    Учащиеся-ведущие самостоятельно организуют фронтальную работу.

    Учащиеся, анализируя информацию, соотносят ее с движениями и делают выводы, показывая то или иное движение.

    Учащиеся взаимодействуют в статичной группе и выбирают карточки, которые можно отнести к живой природе.

    Учащиеся самостоятельно выполняют задание за нетбуком.

    Учащиеся самостоятельно формулируют  тему урока.

    Ребята показывают свое мнение с помощью условных обозначений.

    Учащиеся выбирают, в какой группе они хотели бы работать, берут жетон с  номером вопроса и садятся за соответствующие места.

    Учащиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают отвечающего.

    Учащиеся осуществляют защиту своего исследования. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.

    Работа в парах: учащиеся подписывают известные им части гриба с опорой на свой собственный опыт.

    Учащиеся работают в технологии ТРКМ.

    Прием «Инсерт».

    После самостоятельного поиска, учащиеся читают текст-ответ.

    Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом.  

    Ученица и мама рассказывают о своем исследовании:

    Образцы на исследовательский столик.

    Учащиеся осуществляют самоанализ и делают выводы.

    Учащиеся выходят к доске и выбирают гриб. Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе:

    -коллективного обсуждения;

    -самоанализа.

    коммуникативные (работа в парах)

    регулятивные

    познавательные

    познавательные

    регулятивные

    познавательные

    регулятивные

    коммуникативные

    познавательные

    регулятивные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    познавательные (работа в парах)

    коммуникативные

    познавательные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    регулятивные



    Предварительный просмотр:

                                                         Приложение 1.

    ЗАДАНИЕ №1

    Назови и соедини линией картинку и слово. Есть ли одинаковые части?

                                                             

                                                            УШИ

                                                          ШЛЯПКА

                                                           ЛАПЫ

                                                            ХВОСТ

                                                           НОЖКА

                                                          ЦВЕТОК                                                         

                                                         СТЕБЕЛЬ

    Вывод:

    Наша группа решила, что гриб  по строению (похож, не похож) на растение и животное.

     Подчеркни нужное слово.                                                                                                                                                                  

                                                                                                                    Приложение 2.

    ЗАДАНИЕ №2

     Чем питаются животные,  растения, грибы? Выбери и соедини линией нужную картинку.

     

    Питательные вещества

    Вывод: А наша группа сделала вывод, что грибы питаются так же, как (растения, животные).

                                                        Подчеркни нужное слово.

                                                                     Приложение 3.

    ЗАДАНИЕ №3

    Могут ли передвигаться?

        Животные          Растения                            Грибы

                ?                                     ?                                         ?

                Да. Нет.                  Да. Нет.                    Да. Нет.

                                                                Подчеркни нужное слово.

    Вывод: Наша группа пришла к выводу, что грибы передвигаются, не передвигаются и похожи

             Выбери слово и подчеркни  на животных, растения.

                                                                      Выбери слово и подчеркни.                            

                                                                                                                    Приложение 4.

    ЗАДАНИЕ №4

           Что необходимо для жизни грибов?   Найди и обведи нужную картинку.                                    

    Питательные вещества

                                                                       

                                                                        Тепло

                                                                             

    Вывод: Наша группа считает, что грибам необходимы (назовите картинки, которые обвели), как и (растениям, животным).

        Подчеркни нужное слово.

                                                                              Приложение 1.

                                                                                                                Приложение 5.

    Задание на «Острове исследований».

    Найдите на «Островке исследований» книгу-энциклопедию «Для самых маленьких….». Странички 52-53. Прочитайте и сделайте вывод.

    Материалы учащихся для игры «Поймай и хлопни»:

        1.   Имеют зеленую окраску.

    1. Питаются растениями или животными.
    2. Имеют конечности, чтобы передвигаться.
    3. Состоят из листьев, стебля, корня, цветка.
    4. Условия роста: тепло, свет, вода, почва, удобрения.
    5. Могут жить и развиваться в различных условиях.

                                                                                                                      Приложение 6.

    Карточки для групповой работы:

    1.

    2.

    3.

    4. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

    Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

    Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

    Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....

    Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) по теме "Откуда в наш дом приходит и уходит вода?"

    УМК "Школа России". По учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир". 1 класс....

    Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

    Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

    Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме "Семейный Бюджет"

    Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Задачи урока: ·        Формировать представление о структуре семейного бюджета;·...