Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 4 класс) по теме

Федотова Маргарита Владимировна

Тематическое планирование  по окружающему миру  4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по окружающему миру

4 класс

Учитель: Федотова М. В.

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)

Рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч./ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч./ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.

Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

        

Навыки и умения

Информационные: умение наблюдать, слушать учителя и одноклассников, развивать умение следовать заданным инструкциям учителя, активизировать свой опыт, развивать умение читать карту, атлас.

Логические: умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы. Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, речь, наблюдательность, восприятие, внимание, эмоции, систематизировать и расширить представление, распознавать группы и представителей этих групп.

Управленческие: умение работать по алгоритму, работать самостоятельно, умение работать с учебником, картой, атласом.

Качества личности:

- аккуратность;                                - самостоятельность;

- доброта;                                        - общительность;

- дружелюбие;                                - сила воли;

- чувство коллективизма;                - уверенность;

- терпение;                                        - последовательность;

- трудолюбие;                                - рассудительность;

- активность;                                - тактичность;

- честность;                                - собранность;

- смелость;                                        - внимательность.

- творческая активность      

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата проведения

Наиме нование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

1

Земля и человечество

(11 ч)

Введение

1

Комбинированный

Знакомство с правилами пользования учебником

Знать правила пользования учебником.

Текущий

2

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце

1

Комбинированный

Астрономия. Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общее представление о влиянии на земную жизнь).

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете.

Текущий

3

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года

1

Комбинированный

Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой).

Фронталь ный опрос

4

Звёздное небо – великая книга природы

1

Комбинированный

Звёздное небо. Карта звёздного неба. Созвездия

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой).

Фронталь ный опрос

5

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

1

Комбинированный

Наука «география». История создания глобуса. Первооткрыватели. Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

Фронталь ный опрос

6

Пояса Земли

1

Практического примения знаний

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли»

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

Фронталь ный опрос

7

Мир глазами историка

1

Комбинирован ный

Науки «история» и «археология». Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тест  

(10 мин)

8

Когда и где? История – путешествие в глубь времён. Карта-помощница

1

Урок-игра

Счёт лет в истории. Работа с лентой времени

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

Фронталь ный опрос

9

Прошлое и настоящее глазами эколога

1

Комбинированный

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)

Уметь использовать приобретённые знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране

Тест  

(5 мин)

10

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Комбинированный

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры.

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

Фронталь ный опрос

11

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

1

Комбинированный

Земля – дом человечества

Самостоятельная работа

(10 мин)

12

Природа России (11 ч)

Равнины и горы России

1

Экскурсия

Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Образование гор

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Фронталь ный опрос

13

Моря, озёра и реки России

1

Комбинированный

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком. Великие озёра России.

Знать виды водоёмов

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тест

(10 ми)

14

Зона арктических пустынь

1

Комбинированный

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые для живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Фронталь ный опрос

15

Тундра. Природа тундры

1

Комбинированный

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые для живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры

Фронталь ный опрос

16

Леса России

1

Урок-игра

Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы

Знать общие условия, необходимые для живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

Графичес кий диктант

17

Лес и человек

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Проверочная работа

18

Зона степей

1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

Фронталь ный опрос

19

Пустыни

1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни

Фронталь ный опрос

20

У Чёрного моря

1

Комбинированный

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Фронталь ный опрос

21

Экологическое равновесие

1

Комбинированный

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)

Знать общие условия, необходимые для живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе.

Работа с Красной книгой родного края

22

Обобщающий урок-игра «По природным зонам России»

1

Урок-игра

Формы земной поверхности. Природные зоны России. Разнообразие растений и животных.

Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране

Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своём городе»

23

Родной край – часть большой страны

(12 ч)

Наш край

1

Комбинированный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

Текущий

24

Поверхность нашего края

1

Экскурсия

Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Изменение поверхности родного края.

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

Текущий

25

Водоёмы нашего края

1

Комбинированный

Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика)

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки

Графичес кий диктант

26

Наши подземные богатства

1

Комбинированный

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Их использование человеком. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Текущий

27

Земля-кормилица

1

Комбинированный

Почва, её состав, значение для жизни

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

Текущий

28

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

1

Комбинированный

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Растения и животные Красной книги: сообщества Лес, Луг, Водоём. Грибы, Съедобные и несъедобные (узнавание). Водоёмы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространённых водоёмов местности, края)

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоёма, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоёма, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их на рисунке (схеме).

Работа с Красной книгой

29

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

1

Комбинированный

Графичес кий диктант

30

Жизнь пресного водоёма

1

Комбинированный

Текущий. Фронталь ный опрос

31

Растениеводст во в нашем крае

1

Комбинированный

Виды растениеводства. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

Тест

(10 мин)

32

Незаметные защитники урожая

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

 Фронталь ный опрос

33

Животноводст во в нашем крае

1

Комбинированный

Виды животноводства. Ветеринария. Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Знать отрасли животноводства.

Уметь ухаживать за домашними животными

 Фронталь ный опрос

34

Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край»

1

Урок-игра

Родной город: название, основные достопримечательности. Природные сообщества родного края (2-3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края. Правила поведения в природе.

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять правила поведения в природе.

Тест

(10 мин)

35

Страни

цы всемир

ной истории

(6 ч)

Начало истории человечества

1

Комбинированный

Человек – часть природы и член общества. История первобытного человека. Счёт лет в истории. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

 Фронталь ный опрос

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

Комбинированный

История Древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счёт лет в истории.

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

 Фронталь ный опрос

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

Комбинированный

История феодального общества. Рыцарь

Знать историю Средних веков

 Фронталь ный опрос

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Открытие Америки

Знать выдающихся людей Нового времени.

Уметь работать с географической картой

 Фронталь ный опрос

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох.

Новейшая история

Знать выдающихся людей новейшего времени.

 Фронталь ный опрос

40

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

1

Комбинированный

Счёт лет в истории. Человек – часть природы и член общества. Новейшая история. Страны  и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов); название 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

Тест

(10 мин)

41

Страни цы истории Отечест ва

(20 ч)

Жизнь древних славян

1

Комбинированный

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России. Древняя Русь. Столицы Древней Руси.

Знать название нашей родной страны и её столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

 Фронталь ный опрос

42

Во времена Древней Руси

1

Комбинированный

 Фронталь ный опрос

43

Страна городов

1

Комбинированный

Тематичес кий

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Музеи. Экспонаты Древней Руси. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

 Фронталь ный опрос

45

Трудные времена на Русской земле

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы

 Фронталь ный опрос

46

Русь расправляет крылья

1

Комбинированный

 Фронталь ный опрос

47

Куликовская битва

1

Комбинированный

 Фронталь ный опрос

48

Иван III

1

Комбинированный

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

 Фронталь ный опрос

49

Мастера печатных дел

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. История книгопечатания на Руси

Знать историю книгопечатания на Руси.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

 Фронталь ный опрос

50

Патриоты России

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох.

Знать патриотов России

 Фронталь ный опрос

51

Пётр Великий

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

Знать реформы Петра Великого

Тест

(8 мин)

52

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Образование на Руси

Знать историю развития образования на Руси

 Фронталь ный опрос

53

Екатерина Великая

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Правление Екатерины Великой

Знать реформы Екатерины Великой

Тематичес кий

54

Отечественная война 1812 года

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Историческая карта

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

 Фронталь ный опрос

55

Страницы истории XIX века

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий)

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

 Фронталь ный опрос

56

Россия вступает в XX век

1

Комбинированный

Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тематичес кий

57

Страницы истории 20-30-х годов

1

Комбинированный

Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 20-30-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале XX века в России

 Фронталь ный опрос

58

Великая война и Великая Победа

1

Комбинированный

Государственные праздники (День Победы)

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей

 Фронталь ный опрос

59

Страна, открывшая путь в космос

1

Комбинированный

История покорения космоса

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой

 Фронталь ный опрос

60

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества»

1

Комбинированный

Страницы истории Отечества

Тест

61

Современная Россия

(8 ч)

Основной закон России и права человека

1

Комбинированный

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Конституция – основной закон Российской Федерации. Государственные праздники (День Конституции)

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

 Фронталь ный опрос

62

Дети имеют право на особую защиту и помощь

1

Комбинированный

Права ребёнка. Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей).

 Фронталь ный опрос

63

Мы – граждане России

1

Комбинированный

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта

Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и её столицы

Уметь описывать традиции, обычаи народов, населяющих Россию

Тематичес

кий.

Тест

 (5 мин)

64

Славные символы России

1

Комбинированный

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага

 Фронталь ный опрос

65

Такие разные праздники

1

Комбинированный

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

Знать государственную символику России

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

 Фронталь ный опрос

66

Путешествие по России

1

Комбинированный

Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Текущий

67

Обобщающая игра «Крестики-нолики»

1

Комбинированный

Текущий

68

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

1

Урок-игра

Тест

(10 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс

Планирование по УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....

Календарно-тематическое планированиепо окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК ПНШ

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК "Перспективная начальная школа"...