Урок окружающего мира 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Мугражева Акгуль Адылбековна

Тема: "Мы пришли в лес".Создание условий для формирования  представления  учащихся о значении леса в природе,  в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мы пришли в лес 175.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная школа»

                                          Класс 2 «Г»

                                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                          Мугражева А.А.

С. Кош-Агач 2013 год

Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 «Г»
Тип урока: комбинированный

Тема урока

Мы пришли в лес

Цель урока

Создание условий для формирования  представления  учащихся о значении леса в природе,  в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесу.

Задачи урока

Образовательные: раскрыть эстетическое, оздоровительное,  познавательное,  практическое значение природы в жизни людей; ознакомить с экологическими проблемами лесов, возникших по вине человека, с охранной деятельностью в лесной зоне;  закрепить знания об основных  правилах  поведения в лесу; продолжать работу в группах.

Развивающие: способствовать развитию познавательного  интереса обучающихся, развивать умение работать в группе, договариваться в группе, строить ответы и рассуждения, развивать творческие способности через подготовку домашнего задания, мини-проекта на уроке

Воспитательные: продолжить работу по формированию чувства ответственности и согласованности в работе группы (семьи); стимулировать на оказание помощи, взаимовыручки друг другу; способствовать воспитанию интереса,  уважительного и бережного отношения к природе.

  Формирование УУД

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; участие  в творческом процессе

Регулятивные: принятие   учебно-познавательной задачи и сохранение её до конца учебных действий; планирование  в сотрудничестве с учителем своих действий и оценивание  результатов действий.

Коммуникативные: осуществление  совместной  деятельности  рабочих группах построение осознанного и произвольного  речевого высказывание в устной форме; ответы на вопросы

Познавательные: анализ, выявление основной мысли, формулировка её на уровне обобщения в совместной коллективной (групповой) деятельности;  осуществление поиска информации по предложенному учителем материалу или из личного опыта обучающихся

Методы, используемые для достижения метапредметных результатов

Деятельностный подход, частично-поисковый, проект

Приемы оценки достижения планируемых результатов урока

Лист-самооценки, взаимооценка

Формы урока

Групповая, фронтальная

  1. Орг момент

Мы услышали звонок,  Начинаем наш урок.

Мы приветствуем гостей Дорогих учителей

Всех знакомых и серьезных, и веселых.

Начинается урок

Он пойдет, конечно,  впрок

Постарайтесь все понять,

Не зевать и не унывать

И прошу мне помогать

II.                Актуализация знаний. Определение целей урока.

Ученики вы поняли, что у нас сегодня - необычной урок? Во-первых,  у нас на уроке гости- давайте поздороваемся с ними.

Во-вторых вы сегодня не просто ученики, мы журналисты- специалист который работает в газете. У вас на столах лежат газеты. Газета называется «Чуйские Зори». Это газета нашего Кош-Агачского района.

Давайте изучим одну из страниц газеты.  В газете есть статьи. Например эта статья называется__________.

-О чем она, как вы думаете?

-Здесь представлен текст- значит какая информация, а еще фотография, рисунок- графическая?

- начальник журналистов газеты – редактор, откройте последнюю страницу и найдите как зовут редактора?

- И так, вы поняли,  что мы будем делать на уроке?

-Мы с вами журналисты и наша задача – написать статью

-Работаем мы с вами в группе, в семье. Давайте вспомним правила работы в группе.

Правила работы в семье

  1. Уважать всех членов семьи, не перебивать.
  2. Помогать друг другу, работают все.
  3. Вести себя воспитанно, не кричать, не обижать друг друга.

Выберите главу семьи

(ученики

Ой, к нам стучать в дверь.

Выходят мальчик и девочка.

Мальчик:Солнце встало рано-рано,
Посмотрите, как хорошо кругом!
Мы выходим на поляну,
Взявшись за руки с тобой.

Девочка: Здесь кудрявые берёзки
И зелёные кусты.
И везде растут цветы.

Выползает неуклюжий жук.

Жук: Я золотистый, маленький,
В земле вожусь весь день,
Усами быстро двигаю,
Работать мне не лень.

Мальчик: Поиграй-ка с нами, жук!

Девочка: Будешь нам хороший друг!

Жук: Что вы, что вы, нет, нет, нет!
Я ищу себе обед.
Нынче очень тороплюсь,
И вообще я вас боюсь.

Жук улетает, появляется пчела.

Пчела: Я – мохнатая пчела,
Золотистая пчела,
Я летаю по цветам,
И нектар беру я там.

Пчела улетает, появляется белка.

Белка: Я белочка - красавица,
Меня милее нет,
И всем зверятам нравится
Пушистый рыжий мех.

Девочка: Ты прекрасна, весела,
Позабудь-ка про дела!

Мальчик: Поиграй-ка лучше с нами!
Будем верными друзьями.

Белка: Я люблю поиграть
И резва была когда-то,
Но орешки мне собрать
Надо на зиму, ребята.

Белка убегает. Выскакивает заяц.

Девочка: Стой-ка, стой-ка, серый зайка,
Ну-ка, с нами поиграй-ка!

Заяц: Я заяц – чистюля, прекрасен и сер,
Искрится на солнышке чистый мой мех,
С утра я работал немало-
Морковки поел до отвала,
Спешу к ручейку я умыться,
Мне некогда с вами возиться.

Девочка: Ой, как стыдно, очень стыдно!
Говорит она обидно,
Но всё, правда – в этот день
Нам трудиться было лень.

Мальчик: Исправляться нужно нам-
Побежим-ка по делам!

- Вы услышали? Мальчик сказал побежим-ка по делам

- Что делают животные в лесу? (трудятся) И мы с вами то же будем трудиться.

-Будем лениться, зевать и спать?

-Будем трудиться?

-Вы не забыли, кем мы с вами будем сегодня трудиться на уроке окружающего мира?

Представьте, что мы с вами работаем в редакции Чуйские Зори. Работают три отдела информации, новостей, писем предстоит подготовить к выпуску статью

Определим название – тему газеты. Лес- пишу на доске

 Вот мы с вами посмотрели сценку с животными, а куда они нас привели,  вы догадались? Где они живут?

В лес.

Как редактор, то есть начальник газеты, предлагаю вам подготовить статью про лес, найдя ответы на вопросы?

-что такое лес?

-для чего нужен лес?

-проблемы леса?

Что мы уже знаем про лес- лес это многоэтажный зеленый дом.  Первый ярус леса составляют деревья, второй-ярус – кустарники, третьи ярус – травы.

Давайте вспомним, выполнив задания теста

1 вариант.  

1) Продолжи:  растения подразделяются на группы :

  деревья, ______________,__________________

2) Санитаром леса не  является а) волк б) муравей   в) дятел    г) олень

  1. Деревья бывают лиственные и _______________________________
  2. Подчеркни  лишнее дерево: а) сосна  б) ель  в) дуб  

Хорошо, мы повторили темы прошлого урока.

Это мы знаем  теперь предлагаю посмотреть значение этого слова в толковом словаре? Работа в творческих группах

Задание 1. Отдел информации (1):

  1. Дайте в номер известную вам информацию о лесе, прочитав о  лесе и ответив на вопросы (ответы записывают на обратной стороне).

1. Что такое лес по толковому словарю

   2. Что дает лес? Вставь подходящие по смыслу слова: избы, древесина, корзины

                 Лес – это зеленый дом. Издревле лес кормил, обогревал человека. ________________ служила материалом для постройки и обогрева жилища. Из дерева люди мастерили посуду, строили ___________, отапливали их дровами и хворостом, плели  лапти, из прутьев - ___________________, из берёсты - короба. Наши предки собирали в лесах ___________, ______________, орехи, использовали лекарственные травы для исцеления от недугов, охотились на диких животных.

  1. Отдел новостей Какие удивительные деревья растут в наших лесах!

Учитель: Ребята, а что вы знаете о березе?

Дети: Весной у березы начинается сокодвижение; Березовый сок обладает лечебными свойствами, в нем много витаминов; Береза дает человеку множество лекарственных продуктов. Листья березы лечат суставы, прикосновение к стволу деревьев успокаивает нервную систем.

Дуб: Это очень величественное дерево. Его возраст может достигать 1000 лет, Считается, что в дубовом лесу хорошо чувствуют себя уставшие ослабленные люди  В народной медицине дубовым листом и корой лечили раны, отвар использовали как противоядие при отравлениях.

На доске появляется картинка с изображением лесных деревьев и кустарников.

  1. Отдел писем. В письмах часть пишут о лесе.  

1. Правда  ли, что Лес щедрый-

2. Правда ли, что Леса - это наше общее богатство

Богатство – это же деньги, золото. А в лесу не растут деньги и золото?

3. Правда ли, что лес может хорошо влиять на здоровье?

4. Правда ли, что в лесу леший бродит с зеленой бородой?

5. Назовите однокоренные слова к слову лес?

Учитель: В лесу столько деревьев, разве обо всех расскажешь.

Наш Кош-Агачский район  по своему очень красивый. Может быть в Кош-Агаче и нет такого густого леса, встречаются деревья Учитель: узнайте деревья

Что же эта за девица: Не швея и мастерица,
Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год?  
(Ель, сосна.)

Ель, как и сосна, является жемчужиной.  леса Ель – теневыносливое растение. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.

Дуб: Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру. Дуб очень крепкий. Не могут его согнуть ни ветер, ни мороз. Дуб – долговечное дерево: живёт он 400-500 лет, а иногда до 2000 лет.

Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Она каждую осень сбрасывает свои иголки и весной вновь распускает их.Это дерево обогащает воздух не только кислородом, но и летучими веществами-фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

Учитель: О каком кустарнике так говорят: “Колюч, как ежик, красив, как роза?”

Дети: Кто же не знает шиповник!

Учитель: Достаточно съесть 5-8 ягод, чтобы обеспечить двойную потребность организма в витамине С. Он в 10 раз опережает черную смородину и в 100 раз - лимона!

Ой,  а мы расшумелись. Вы не забыли,  где мы находимся? Как  нужно вести себя в лесу?

Лес – это зеленый  дом для животных и растений, а мы в нем гости, так давайте же соблюдать правила леса веди себя тихо, будь осторожен и внимателен.

На доске вывеска - “Оздоровительная полянка”.

Учитель: Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и выполним дыхательные упражнения.

Дети выполняют дыхательную гимнастику под музыку.

Продолжаем работу и отвечаем на вопросы, для чего нужен лес.

Ответы учеников.

Учитель:  А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей. Поэтому вы подготовили фотография

Задание 2. Прочитайте народные пословицы о лесе и отметьте те, которые вам понравились больше всего и перепишите 1 из них

  • “Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает”
  • “Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади”
  • “Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет”
  • “Дерево держится корнями, а человек – друзьями”
  • “Кто дерево посадит, тот человеку друг”

Кто читает? Кто будет переписывать?

Пока некоторые члены вашей семьи заняты послушайте

Слушают ученики первой, второй, третьей  семьи

 - Небольшой лес (роща)

- Березовый лес (березовая роща или березняк) В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения лиственница, дуб, сосна, ясень

- Сосновый лес (сосновый бор или сосняк) сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к свету. Это сосновый лес. Его называют – сосновый бор. Сосновый бор – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Легко и свободно дышится в сосновом лесу, светло и сухо в нём. Древесина – дар сосны. Она используется в строительстве кораблей и жилищ.

- Дубовый лес (дубрава) Дубовая роща является домом для огромного числа животных, среди которых особенно многочисленны насекомые. Один дуб может приютить более 4000 видов, включая растения, насекомых и других животных.

    В давние времена  у чувашей  дуб считался священным деревом, символом силы. Под ним молились киремею, приносили в жертву  домашних животных, перед ним приклонялись и просили  благополучия.

Велико значение дуба. Дуб имеет ценную древесину, из которой изготавливают  мебель. А наши далекие предки  использовали дуб в кораблестроении.

- Еловый лес (ельник) еловый лес. Его называют ельник. В еловом лесу деревья стоят близко друг к другу, поэтому он густой и тенистый. В сумрачном  еловом лесу верится, что именно здесь жили Баба Яга и Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу прохладно и темно.

Вывод: оформление цветков: Значение леса

Мы с вами поговорили о лесе, о его жителях – растениях.  Теперь пришло время поговорить о братьях наших меньших – животных (лиса, медведь-найди)

Несмотря на то, что некоторые из этих животных такие величественные и сильные, они очень беззащитны. Беззащитны потому, что человек имеет над ними силу. Своим безрассудным поведением он их довёл до такого состояния, что их осталось единицы.

-Как вы думаете, зачем убивают животных?

- Арчын: В основном убивают для забавы, для получения меха. Люди  используют мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру -  для одежды. Из –за неумеренной охоты количество животных на земле резко сократилось.

Учитель Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу. Только это было необходимо
для выживания людей, и убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.

Ученики: Создают заповедники, национальные парки.

Учитель: Заповедники – это уголки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь нельзя убивать животных, ни вырубать леса.

Помимо заповедников существуют заказники. Здесь разрешена хозяйственная деятельность человека, однако она не должна причинять вред природе.

Национальные парки  также призваны охранять природу, они открыты для посещения людей и являются настоящими музеями природы.

Красная книга – это не закон об охране природы, это лишь информация, которую собрали ученые о растениях и животных.

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?

Ученики: Красная книга – это сигнал опасности. Красный  цвет – это значит, стоп, не убивайте животных, не губите растения.

Но беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых ещё много, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные  нам белка, ёж, синица, дятел, лягушка и жаба, разные насекомые. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения на природе.

Физминутка с животными

И так мы уже начали говорить о проблеме леса. Значит одна из проблем леса- чрезмерная охота на животных

Какие проблемы могут быть у леса?

Послушайте стихотворение Н.Некрасова:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и в лес убежал.

О вырубке леса. Показ  слайда

У. Посмотрите, как в настоящее время производится заготовка древесины. Такие картины остаются после работы лесозаготовщиков. Какие чувства вызывают у вас эти фотографии?

Показ VIII слайда презентации "Лес и человек". Лесной пожар.

У. Чем опасен пожар в лесу? А что надо делать, чтобы при разведении костра не возникало пожаров?

Д. Во время пожара погибают лесные жители, нарушаются экологическое равновесие и экологические связи. Чтобы не возникало пожаров, надо соблюдать правила разведения костра.

Показ IХ слайда презентации "Лес и человек". Свалки в лесу.

У. Какой вред наносят лесу и человеку несанкционированные свалки?

Д. Загрязняют окружающую среду, нарушают экологическое равновесие и т. д.

Работа с учебником___________-

У. Прочитайте в учебнике

Д. Ломать ветки деревьев, разорять гнёзда, шуметь, мусорить.

У. Вот во что может превратиться лес

Задание 3. Нарисовать и составить экологические знаки о поведении человека в лесу и защищать их.

1 семья   *.Запрещена охота на животных!

  • Запрещена вырубка деревьев!
  • Нельзя рвать цветы!

2 семья -Не ломать деревья

-Не разорять гнезда животных

  • Не мусорить!

2 . Возможные варианты ответов. 

  • Нельзя разводить костры в лесу!
  • Нельзя громко кричать в лесу!
  • Нельзя ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей!

Задание для тех кто не рисует

Вы сидите в лесу тихо-тихо, и в это время на поляне появляется лось.

    Как вы поведёте себя, покажите правильный ответ:

- возьму палку и буду отгонять животное,

- буду кричать, звать на помощь,

-постараюсь, вести себя так, чтобы животное меня не заметило.

Если в лес пришли гулять,Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, Ведь они нам не враги!

Дерево, трава, цветок и птица

        Не всегда умеют защититься.

        Если будут уничтожены они,

        На планете мы останемся одни.

И чтобы такое не случилось, мы должны помогать природе, беречь её. Мы должны любить и сохранить природу – лес.

3. составление синквейна. Этап «Синквейн» - А сейчас мы напишем сочинение – миниатюру (небольшое по объему произведение) из 5 строчек на тему «Лес»

Что Лес

Красивый, полезный, богатый

Радует, помогает, , оздоравливает

Берегите лес! Да здравствует лес!

Рефлексия: Моя группа работала_______, Мне понравилась работа_______________,

Статья у нас готова. Давайте похлопаем .

Вручение подарков

Д/З-учебник стр. , р.т.

1 микрогруппа. Капель.

Прекрасная и ясная.

Пришла, рассмеялась, разбудила всё живое на свете!

Чудо!

2 микрогруппа. Ручьи.

 Первые, чистые.

Шумят, булькают, гремят.

В сонную речку бегут. Звоночки!

3 микрогруппа. Сосулька.

Хрустальная, прозрачная.

Растет, висит, покапывает.

Да здравствует теплая весна!

Мороженое.

Рефлексия.

  1. Фронтальная: закончить фразы: Я работал (а), Интересным для меня было, я узнал, мне моя работа на уроке…
  2. Партнерская: Мне понравилась как работала группа________, потому что
  3. Оценка работы в группе

на вопросы в группе отвечал, работал правильно, активно.

не на все вопросы  в группе отвечал,  допустил ошибки

не очень понравилась моя работа в группе: на вопросы не отвечал, допустил ошибки.

Самооценка

 УУД 

Ученик +, +-, -

Личностные

действия

Работал с желанием

 

Работать было не интересно

 

Регулятивные

действия

Организовал рабочее место  хорошо

 

Организовал рабочее место  плохо

 

Задания выполнял легко и правильно

 

возникли сложности при выполнении заданий

 

Коммуникативные действия

Работал в группе, паре

 

Работал самостоятельно

 

Задавал вопросы, участвовал в диалоге

 

Познавательные действия

Узнал новое

 

Ничего нового не узнал

 

Работал с учебником, словарем, и т.д.

 

Оценка за урок

 

Итог урока: эксперт: Вы сегодня так хорошо работали, думаю наша статья о лесе окажется не только интересной, но и полезной для маленьких и больших читателей нашего Кош-Агачского района.  за хорошую работу

Есть просто храм,  Есть храм науки,
А есть ещё природы храм С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток Открыт для нас в жару и стынь.Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Мальчик – Амин:

Солнце встало рано-рано,
Посмотрите, как хорошо кругом!
Мы выходим на поляну,
Взявшись за руки с тобой.
 Мальчик:  Поиграй-ка с нами, жук!

Девочка-Жамиля:

Здесь кудрявые берёзки
И зелёные кусты.
И везде растут цветы.

Девочка:  Ты прекрасна, весела,
Позабудь-ка про дела!

Девочка Ай-Санаа


Девочка Дильназ:

Ой, как стыдно, очень стыдно!
Говорит она обидно,
Но всё, правда – в этот день
Нам трудиться было лень.

Исправляться нужно нам-
Побежим-ка по делам!

Мирлан Жук - Выползает неуклюжий жук.:

Я золотистый, маленький,
В земле вожусь весь день,
Усами быстро двигаю,
Работать мне не лень.    

Жук: Что вы, что вы, нет, нет, нет!
Я ищу себе обед.
Нынче очень тороплюсь,
И вообще я вас боюсь.

Жук улетает, появляется пчела.

Пчела Ай-Санаа:

Я – мохнатая пчела,
Золотистая пчела,
Я летаю по цветам,
И нектар беру я там.

Пчела:

Ах, как пахнут здесь цветы!
Я нектар беру в свой дом,
Ульем мы его зовём,
И готовлю там я мёд,
Его пасечник берёт.

Пчела улетает, появляется белка.

Белка Аруна

Я белочка - красавица,
Меня милее нет,
И всем зверятам нравится
Пушистый рыжий мех.

Я люблю поиграть
И резва была когда-то,
Но орешки мне собрать
Надо на зиму, ребята.

Белка убегает. Выскакивает заяц.


Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.
Слайд 11


колокольчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...