Конспект урока в 3 классе по системе "Гармония" на тему "Почва"(обобщение).
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Материал содержит конспект урока окружающего мира по теме "Почва" с презентацией "Орудия труда крестьян". Урок проходит в виде соревнования, затрагивая весь материал по данной теме. Его использование повышает мотивацию учащихся и способствует формированию УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pochva.zip571.79 КБ

Предварительный просмотр:

СЗОУО ДО г. Москвы

ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 1605

Конспект урока

 

УМК  «Гармония»

Предмет окружающий мир

Класс  3

Тема: Почва. Обобщение.

   

                                                                                                                             

                                                                                                                                               Учитель Леусова Н.М.

                                                                       2013 год ноябрь

                                                     

Урок по окружающему миру.  Класс 3 - 4

Тема урока: Почва. Обобщение.

Цель урока: формировать бережное отношение к окружающему миру,    продолжать учить детей  делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать уважительное отношение друг к другу.  

Планируемый результат:  сформировать представление о целостности мира.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:  самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Основные понятия: почва, гумус, минеральные соли, круговорот веществ.

Ресурсы: конверты с заданиями, рисунки растений в горшках, карточки с изображением жителей почвы, а также всего, что может принести пользу или вред почве; презентация об орудиях труда крестьян в старину, оборудование для опытов. лист для регистрации результатов соревнования.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

 

Коммуникативные УУД, личностные УУД

Ребята, поздоровайтесь со всеми, кто к нам сегодня пришел.

Выбирайте форму работы: индивидуальную, по группам или коллективную.

Теперь пожелайте удачи соперникам и ребятам в вашей команде.

Дети улыбаются, здороваются, настраиваются на работу.

Учащиеся выбрали групповую форму работы в виде соревнования.

Целеполагание и мотивация

вопроса

Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные УУД.

 Что мы обсуждали на предыдущих уроках?

Зачем мы изучаем то, что нас окружает, в частности почву?

Высказывания уч-ся.

Осмысление собственного опыта.

                

Актуализация знаний

 

Коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные УУД.

Что такое почва?  Из чего она состоит?  

 Прочитайте описание почвы и определите ее название.

Про какую почву А.П.Чехов сказал: «Почва здесь такая, что воткнешь оглоблю, а вырастет тарантас»?

 Верхний плодородный слой земли.

Почва состоит из песка, глины, гумуса, минеральных солей, а также содержит воздух и влагу. В зависимости от соотношения компонентов она бывает разная.

Каждой команде выдан конверт с заданием. Представитель от команды зачитывает задание и называет почву.

1.Эта почва легкая, рассыпчатая, плохо удерживает влагу, но хорошо пропускает воздух к корням растений.

Это песчаная почва.

2. Эта почва плотная комковатая, плохо пропускает влагу и воздух, бедна перегноем.

Это глинистая почва.

3. Это самая богатая перегноем почва. Она рыхлая, рассыпчатая или мажущаяся   со специфическим запахом.

Это чернозем.

Про чернозем.

 

Практическое применение знаний.

 

Регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД.

1.На доске три плаката с изображением цветов в горшках. Дорисуйте корневую систему. 

2. Смоделируем процесс образования гумуса. От команды выходит один учащийся, выставляет карточки и объясняет свои действия. Остальные рисуют модель на своих листах.

Какую фигуру напоминает этот процесс? Как он называется?

Какие еще процессы имеют такую же конфигурацию?

О чем это свидетельствует?

Представитель от команды дорисовывает корневую систему цветка и объясняет свой рисунок.

1.В моем горшке чернозем сверху, поэтому цветок распределил свои корни в верхнем слое, где есть все необходимые питательные вещества.

2. В моем горшке песчаная почва и чернозем располагаются вертикально. Растение выбирает ту сторону, где расположен чернозем.

3. Моему растению пришлось отращивать длинные корни, чтобы пройти через песчаную почву и добраться до питательных веществ в черноземе.

На доске нарисованы 2 дерева в противоположных углах. Дети подставляют карточки в следующем порядке: на 1 дереве желтые листья, жуки, муравьи, черви, бактерии, вода, на 2-ом дереве зеленые листья.

  1. Листья осенью опадают, насекомые, обитающие в почве, перерабатывают их.
  2. Насекомые только измельчают остатки листьев, а вот бактерии перерабатывают.
  3. Вода доставляет минеральные соли к корням растений.

Овал, круг.

Круговорот веществ в природе.

Круговорот воды в природе.

Все в природе взаимосвязано.

Физминутка

Коммуникативные УУД.

Дети выполняют упражнения.

 Экологическое исследование.

 

 

 

Регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД.

 Распределите объекты на две группы со знаком + или – в зависимости от того, какое влияние они оказывают на почву.

 

     

На доске картинки с изображением воды, ветра, насекомых, автомобильных покрышек, яда, стекла, удобрений и т.п. Обучающиеся распределяют объекты и поясняют свои действия.

Примеры ответов.

Желая уничтожить вредителей, люди добавляют в почву химикаты, а это очень вредит обитателям почвы.

Вода необходима растениям и животным, но часто она приносит вред. Сильные потоки воды вымывают плодородный слой земли. 

Исторический экскурс.

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД.

Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стрю120.

Глядя на эту картину, можно ли предположить, что труд крестьян был тяжелым?

Вряд ли она соответствовала действительности, ведь труд крестьян был тяжек. Особенно, если вспомнить, какими примитивными орудиями труда приходилось пользоваться крестьянам.

Прочитайте на слайде, как к земле относились наши предки. Уж ты Гой еси, Матушка Сыра-Земля, Земля родная, кормилица щедрая, Всех ты нас породила, вспоила-вскормила…

А теперь более позднее высказывание. Как вы его понимаете? Земля дает всем людям такие дивные вещи, а под конец получает от них такие отбросы в обмен.

У. Уитмен

 

Нет. Женщина красиво одета, идет легко; лошади выглядят довольными. Эта картина вызывает умиротворение.

Учащиеся  рассматривают слайды презентации и называют орудия труда прошлого, сопоставляя их с современными.

 

Наши предки уважали землю, любили, заботились о ней, потому что она их кормила и поила. Нельзя было плюнуть на землю – это считалось грехом.

 

Сейчас многие люди не ценят землю. На ней растут деревья, которые дают нам дышать, течет вода, без которой не было бы жизни. Но, после пикника, люди часто оставляют мусор и выжженную поверхность земли, бездумно бросают на землю различный мусор, который не разлагается. Предприятия сливают вредные отходы, которые оседают в почве.

Рефлексия

Регулятивные УУД  Коммуникативные УУД

Личностные УУД        

Мы закончили изучение раздела «Тела и вещества». Давайте вспомним основные, проведенные нами опыты.

У меня один, но важный вопрос: «Что же важнее вода, воздух или земля?»

 Представитель команды  демонстрирует опыт, а члены его команды рассказывают, что он этим опытом показал. (На парте воздушный шарик, стаканы с водой и пустые, земля разных видов, сахар, мел, фильтр.)

Пример . Учащийся опускает кусочек почвы в стакан, а его группа дает ответ. Этот опыт доказывает, что в почве есть воздух, так как мы увидели пузырьки газа.

В мире все взаимосвязано.

Домашнее задание.

Личностные УУД

Подобрать пословицы, поговорки и земле.

Курсивом выделены слова детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

конспект урока 2 класс по теме "Обобщение по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Данный урок разработан с использованием лабораторного оборудования PROlog. на уроке использованы различные типы заданий....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Писатели-детям" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: литературное чтениеКласс: 2Программа: Школа РоссииТема урока: Обобщение по разделу "Писатели – детям"Цель урока: обобщить и систематизировать знаний из пройденного ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний по теме «Слово и его значение»" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: систематизировать полученные детьми знания по лексике; проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение»...