Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа 2100"
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме

Ясиновская Марина Витальевна

    Программа создана на основе:
           1.   Закона об образовании РФ.
           2.    ФГОС начального общего образования.
           3.    Базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.
           4.    Образовательной программы «Школа 2100» по предмету «Окружающий мир», авторы:  А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, Раутиан А.С.
           5.    Примерной программы по окружающему миру. Москва «Просвещение» 2010г     
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_okr._miru_4_kl.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

                    Программа  курса окружающего мира

соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

                                                                      Пояснительная записка

 Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

      Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного видения мира в его важнейших взаимосвязях.  

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира  – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

                  Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе рационально - научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с  людьми и природой; духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

     Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.  

 Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что  ученик сумеет воспользоваться картиной мира.

Цели и задачи курса по окружающему миру  соответствуют целям и задачам школы  и МО.
     
     Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
       Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объемное.     Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей средней школы.  
Авторы хотят познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
       В этом случае используется  
принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
       
           
Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует.
        У учеников должно развиваться
умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
     
       Начиная с 3-го класса, в конце урока помещен перечень понятий, который должны усвоить школьники. Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все школьники. А вот другая часть понятий (она не выделена) не входит в минимум. Эту группа условно называется понятиями «минимакса». К ней относятся часто встречаемые в окружении ребенка слова, которые тем не менее не обязательно им знать. Надо добиться их понимания на уроке всеми учениками, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы (раз в 3–4 урока), они включены и на уроке по данной теме должны присутствовать.
       Наконец к третьей категории понятий –
максимуму – относятся те, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.


   
Программа создана на основе:

 1.   Закона об образовании РФ.

           2.    ФГОС начального общего образования

 3.    Базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.

          4.    Образовательной программы «Школа 2100» по предмету «Окружающий мир», авторы:  А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, Раутиан А.С. 

          5.    Примерной программы по окружающему миру. Москва «Просвещение» 2010г              

       Данная программа классифицируется как компилятивная.  

   Место и роль учебного курса.                      

          В рамках Образовательной системы «Школа 2100» школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Характерными особенностями содержания окружающего мира является :  наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ. Используется на уроке учебно – наглядные пособия из методического кабинета начальных классов (Плакат пластиковый « Дневные бабочки Ростовской области» , части 1,2,3. Плакат пластиковый « Жуки  Ростовской области» части 1,2,3.Гербарий для начальной школы,  глобус физический, компакт – диск « Окружающий мир 4 класс».

          В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
                       

  Данная рабочая программа составлена на 68 часов  в год:  2 часа в неделю, составлена на основе учебного комплекта «Школа 2100», обеспечена учебниками « Окружающий мир»  для 4 класса . Авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурская , Раутиан А.С.

                   В том числе:        - плановых контрольных работ — 4  ч.

                                            - итоговых контрольных работ — 2 ч.

                           

 

                 Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

                                                                      Всего- 68 часов, 2 часа в неделю        

       Название тем и уроков

Кол-во часов

  Тип урока

                     Дата

 план

факт

                                                 Человек и природа.

  1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

34ч

17ч

1

Как устроен организм человека.

       1

Комбинированный

04.09

2

Кожа – «пограничник» организма.

1

Комбинированный

06.09

3

Как человек двигается.

1

Комбинированный

11.09

4

Путешествие бутерброда.

1

Комбинированный

13.09

5

Как удаляются ненужные вещества.

1

Комбинированный

18.09

6

Для чего и как мы дышим.

1

Комбинированный

20.09

7

Волшебная восьмерка

1

Комбинированный

25.09

8

Что такое кровь?

1

Комбинированный

27.09

9

Почему наш организм работает слаженно.

1

Комбинированный

02.10

10

Окна в окружающий мир.

1

Комбинированный

04.10

11

Многогранный мир чувств.

1

Комбинированный

09.10

12

Родители и дети.

      1

Комбинированный

11.10

13

Отчего мы иногда болеем.

1

Комбинированный

16.10

14

Наши предки – древесные жители.

1

Комбинированный

18.10

15

На заре человечества.

1

Комбинированный

20.10

16

Контрольная работа №1  по теме «Как работает организм человека».

1

Контрольный

23.10

17

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека».

1

Комбинированный

25.10

2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

17ч

18

Рукотворная жизнь.

1

Комбинированный

30.10

19

На службе у человека.

1

Комбинированный

13.11

20

Покорение силы.

1

Комбинированный

15.11

21

Как человек использует свойства воды.

1

Комбинированный

20.11

22

Как человек использует свойства воды.

1

Комбинированный

22.11

23

Как человек использует свойства воздуха.

1

Комбинированный

27.11

24

Горные породы и минералы.

1

Комбинированный

29.11

25

Металлы.

1

Комбинированный

04.12

26

Приручение огня.

1

Комбинированный

06.12

27

Ракетный двигатель. Невидимая сила.

1

Комбинированный

11.12

28

Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц.

1

Комбинированный

13.12

29

Человек проникает в тайны природы.

1

Комбинированный

18.12

30

Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа»

1

Контрольный

20.12

31

Как нам жить?

1

Комбинированный

25.12

32

Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир»

1

Контрольный

27.12

33

Учимся решать жизненные задачи.

1

Комбинированный

15.01

34

Обобщение по курсу «Окружающий мир»

1

Обобщение знаний

17.01

Человек и человечество.

3.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

34ч

35

Кого можно назвать человеком?

1

Комбинированный

22.01

36

Посмотри  в свое «зеркало».

1

Комбинированный

24.01

37

Как понять, что творится у друга на душе?

1

Комбинированный

29.01

38

Переживания, испытанные временем.

1

Комбинированный

31.01

39

Как узнать человека?

1

Комбинированный

05.02

40

Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир».

1

Обобщение знаний

07.02

4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

41

Что такое общество.

1

Комбинированный

12.02

42

Как жить в мире людей.

1

Комбинированный

14.02

43

Мое общество.

1

Комбинированный

19.02

44

Контрольная работа №3 по теме «Человек».

1

Контрольный

21.02

45

Права человека.

1

Комбинированный

26.02

46

Обобщение по теме «Человек в мире людей».

1

Обобщение знаний

28.02

5. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

47

Первобытный мир – первые шаги человечества.

1

Комбинированный

05.03

48

Древний мир – рождение первых цивилизаций.

1

Комбинированный

07.03

49

Древний мир – рождение первых цивилизаций.

1

Комбинированный

12.03

50

Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем.

1

Комбинированный

14.03

51

Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем.

1

Комбинированный

19.03

52

Новое время – торжество Европы.

1

Комбинированный

21.03

53

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству.

1

Комбинированный

02.04

54

Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества».

1

Обобщение знаний

04.04

6. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

55

Короли, президенты и граждане.

1

Комбинированный

09.04

56

Расы и народы.

1

Комбинированный

11.04

57

Кто во что верит.

1

Комбинированный

16.04

58

Пути духовных исканий.

1

Комбинированный

18.04

59

Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество».

1

Обобщение знаний

23.04

7. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

60

Мировое хозяйство.

1

Комбинированный

25.04

61

Мировое сообщество государств

1

Комбинированный

30.04

62

Что человечество ценит больше всего?

1

Комбинированный

07.05

63

Как нам жить?

1

Комбинированный

14.05

64

Контрольная работа №4 по теме «Человечество».

1

Контрольный

16.05

65

Обобщение по теме «Человек и единое человечество».

1

Обобщение знаний

21.05

66

Итоговая контрольная работа по курсу «Введение в историю».

1

Контрольный

23.05

67

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Комбинированный

28.05

68

Обобщение по курсу «Введение в историю».

1

Обобщений знаний

30.05

                                  Список  литературы  для   учащихся,  учебники.  

                         

                 Для реализации программного материала используют следующие учебные пособия:

  1. Учебник « Окружающий мир» («Человек и природа ),  авторы  Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.4-й класс.,– М.: Баласс, 2012г.
  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Человек и человечество» 4-й класс. М.: Баласс, 2012.
  3. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» ( Человек и природа) 4 – класс . М- Баласс , 2012г, авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д.  
  4. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» ( Человек и человечество) 4 – класс . М- Баласс , 2012г, авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д.  
  5.  Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) 4 – класс, М - Баласс , 2012г.
  6.   Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) 4 – класс, М - Баласс , 2012г,                                     

                                     Методические пособия для учителя.

Методические рекомендации для учителя по учебнику «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. (Образовательная  система « Школа 2100) М -  Баласс 2012г;

Асташенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края», «Баро-Пресс», 2003г.

Изучение разнообразия природы. Л.В. Коваленко. Лицей. 2002г.

Настольная книга учителя. В.П. Шульгиной.

                                                                   

                   ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Печатные пособия: плакаты по окружающему миру; тесты; карточки; набор таблиц. Плакат пластиковый « Дневные бабочки Ростовской области» части 1,2,3. Плакат пластиковый « Жуки  Ростовской области» части 1,2,3,гербарий для начальной школы, глобус физический.

Экранно – звуковые пособия: диски; компакт – диск « Окружающий мир» 4 класс, слайд – комплект по начальной школе (20 сл) «Дерево и его значение в жизни», « Домашние и дикие животные», « Животные», «Растения».

Технические средства обучения: компьютер; диапроектор; интерактивная доска «SMART».

                                                 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование раздела

Элементы содержания

раздела

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Система оценки

Дата

1

Человек и природа

- Человек и его строение. Устройство человека.

- Кожа. Строение кожи. Кожа и ее роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий).

-Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки непрерывный рост костей.

-Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление.Физическая усталость человека.

-Пищеварение. Органы пищеварения.

Правила здорового питания.

-Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток.

-Органы дыхания.

-Круги кровообращения. Сердце – насос. Кровь и ее транспортная функция внутри организма.

- Мозг – орган управления.

-Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму.

-Органы чувств.

-Размножение – свойство живых организмов.

-Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней.

-Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

-Происхождение человека

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества разумного.

Рукотворная природа.

Воздух, его состав и свойства

Металлы, их свойства.

34ч

- Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

-Движение человека. Мышцы- -движители тела и его скелета.

-Пищеварение. Органы пищеварения. Здоровое питание.

- Органы дыхания. Гигиена дыхания.

Первая помощь при простудных заболеваниях.

- Кровь и ее транспортная функция внутри организма.

- Органы чувств.

Специфика чувствительных клеток.

- Предки человека - человекообразные обезьяны и их особенности.

- Полезные ископаемые, и их использование человеком.

- Металлы и их свойства, добыча и их использование.

Контрольная работа № 1

Контрольная работа № 2

Итоговая контрольная работа.

04.09-

      17.01

23.10

20.12

27.12

2

Человек и человечество

Человек и его внутренний мир.

Человек – дитя природы и общества.

Основные психологические отличия человека от животных.

Основные качества личности.

Эмоции – их значение для человека и правила их проявления. Отличия чувств от эмоций. Что такое характер. Человек и общество. Общество как взаимосвязь людей.

Правила поведения людей в обществе.

Круги общения и социальные группы.

Права человека в обществе. Человек и история человечества.

История человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней.

Человек и многоликое человечество.

Единое человечество состоит из граждан разных государств.

 Национальность человека. Религии мира – религии, распространившиеся во многих народах мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество. Образ «мирового хозяйства», объединяющего все человечество.

Организация Объединенных Наций – как сообщество почти всех государств планеты.

34ч

- Человек - дитя природы и общества. Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Общение и его виды.

-Общество - как взаимосвязь людей.

-Мораль и право.

-Права ребенка.

-Защита прав ребенка.

-Новое время- эпоха стремительного развития.

-Новейшее время- эпоха тяжелых испытаний основ всемирной человеческой цивилизации.

-Национальность человека.

 -Права человека на развитие своей культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

-Трудовая деятельность человека.

-Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли. Все человечество объединяют глобальные проблемы современности.

Контрольная работа № 3

Контрольная работа № 4

Итоговая контрольная работа.

22.01-

    30.05

21.02

16.05

23.05

                                         

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100

календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100

Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

Программа  по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на  основании Общеобразовательной программ...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....