Урок "Позвоночные животные"
материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Обобщить знания учащихся  о позвоночных животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozvonochnye.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ: «РЫБЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ, ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ» 3 КЛАСС

Цели: обобщить знания учащихся о позвоночных животных; различать группы животных по существенным  признакам, легко выделяемым во внешнем строении; развивать наблюдательность, мышление, память, творческую активность, речь; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, дисциплинированность.

Р.УУД.: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

П.УУД: ориентироваться в своей системе  знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

К.УУД: донести свою позицию до других; учиться выполнять различные роли в группе

Оборудование: рисунки с изображением рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомых; презентация; фильм «животный мир»

                                                Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

  1. Фронтальный опрос.

   – Что такое фауна? (мир животных)

СЛАЙД

- На какие группы делятся животные?

     – Какие животные называются одноклеточными и многоклеточными? (одноклеточное животное состоит только из одной клетки, но в его организме происходят те же процессы, что и во всех других организмах. Оно живет вполне самостоятельно: питается, дышит, размножается. Например, амеба обыкновенная. Многоклеточное животное состоит из множества клеток.)

- Какие еще бывают группы животные? (беспозвоночные и позвоночные)

с.117 «Вспомни»

 - Рассмотрите рисунки и объясните, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других – позвоночным. Приведите другие примеры.

К беспозвоночным животным относятся пауки, скорпионы, клещи, насекомые, осы, ракообразные, морские ежи, моллюски.

СЛАЙД

– Кто из названных  животных не является насекомым?

 паук-крестовик, бабочка, жук-могильщик, оса, муравей

СЛАЙД

– Какое слово не вписывается в общий ряд: комар, муха, пчела, оса, божья коровка, скорпион?

– Как же узнать, насекомое перед вами или нет?

У всех насекомых 6 ног, поэтому их называют шестиногие.

- Каких животных вы отнесете к позвоночным животным? Приведите свои примеры.

К позвоночным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

III. Знакомство с новым материалом.

СЛАЙД

1. Беседа о рыбах и их разновидностях.

– Какие  из  перечисленных  мною  животных  живут  только в  воде?
(Рыбы.)

- Что ты знаешь о рыбах?

– Знакомством с рыбами мы начнем изучение позвоночных животных. Примерно 2/3 поверхности нашей планеты покрыто океанами, морями, реками и озерами. Их населяют мириады животных, значительную часть которых составляют представители класса рыб. Рыбы появились на Земле более 450 лет назад. Рыбы – самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живые существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись. В настоящее время они являются самыми многочисленными представителями класса позвоночных.

– Рассмотрите иллюстрацию с изображением рыб с.120

СЛАЙД

– Какие особенности внешнего вида существуют у рыб?

   2. Работа по учебнику.

– с.118  работа в паре

Прочитайте предложения в учебнике. Посоветуйтесь друг с другом и выберите  верные высказывания. Объясните свой выбор.

– Какую роль играет позвоночник для рыб? (защищает внутренние органы от повреждений)

- Познакомьтесь с рубрикой «Этот удивительный мир» с.118

- Что нового вы узнали о рыбах? (рыбы издают различные звуки; «болтливой» рыбой считается морской петух)

с.119 «Обсудим вместе»

- Какие особенности строения окуня позволяет ему охотиться на мелких рыбешек? 

Часто окуни охотятся за добычей коллективно: обнаружив стайку мелких рыбешек, с огромным упорством преследуют ее, открыв рты и громко чавкая в предвкушении лакомства. Случается даже так, что, увлекшись преследованием, выскакивают вслед за своей добычей на берег.

- Сообщения учеников о рыбах: окунь, камбала

- Чем рыбы отличаются от других животных?

Правильность ответа на данный вопрос сверим с текстом с.119

 - Что еще вы узнали? (есть рыбы морские и пресноводные; растительноядные, хищные, всеядные; рекордсменом среди рыб считается рыба парусник)

– А  вы  знаете,  какая  самая  большая  рыба? Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы на земле. Они иногда достигают 16–18 м в длину. А вот самая маленькая рыба в мире обитает на Филиппинских островах. Это бычок Пандака длиною 0,6 см, признанный самым крошечным позвоночным.

Вывод: учебник  с.121

  1. Ознакомление с земноводными.

СЛАЙД – ФИЛЬМ  земноводные

– Каких животных называют земноводными?  Почему?

Хорошо читающий ученик с. 121 учебник

СЛАЙД

На Земле существует 3500 видов лягушек и жаб, 300 видов тритонов и саламандр, 167 видов  червяг.

Большинство современных земноводных небольшого размера, и, чтобы уберечься от врагов, они днем прячутся, а активность проявляют в ночное время. У многих видов на коже есть особые ядовитые железы, выделяющие едкую жидкость, поэтому хищники обычно стараются их не трогать.

Амфибии относятся к холоднокровным животным. Температура их тела и уровень активности зависят от количества тепловой энергии, которую они получают из воздуха и воды. Если стоит теплая погода, они могут передвигаться и охотиться, если холодная — они становятся очень медлительными. В районах умеренного климата, например в северной части Европы, земноводные впадают в спячку, продолжающуюся всю зиму.

– Самостоятельно прочитайте о  представителях земноводных в учебнике на с.122 «Что умеют жабы и лягушки»

– Что интересного вы узнали о лягушке? СЛАЙД 4

– Некоторые лягушки довольно странно ухаживают за своими яйцами. Самка одной древесной лягушки из Бразилии сооружает для своих яиц гнездо из грязи, в то время как самец сидит и квакает. Суриамская жаба вынашивает яйца у себя на спине.

4. Сообщение ученика о лягушке задания с.123

Рассмотрите рисунок-схему. Расскажите, как развивается лягушка.

Жизнь амфибий начинается в воде. По мере роста они приобретают приспособления к существованию на суше. Весной земноводные в разнообразных водоемах мечут икру. Из нее быстро выходят личинки, которые по внешнему виду совсем не похожи на взрослых особей. По мере роста в их организме происходят значительные изменения. В конце развития у личинок появляются легкие и конечности, и они приобретают способность к жизни на суше. От растительной пищи они переходят к  животной, начиная поедать мелких беспозвоночных. Взрослые амфибии кормятся только живыми существами небольших размеров.

Т.с.43 №77 работа в паре

У лягушки хорошо развиты парные конечности - передние и задние ноги. У лягушки кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у неё недоразвит). Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно сочленены между собой при помощи суставов. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу.

- Давайте прочитаем вывод о земноводных в учебнике на с.121

5. «Обсудим вместе» учебник с.124

Рассмотрите рисунки. Почему этих животных называют пресмыкающимися?

6. Рассказ учителя о разнообразии пресмыкающихся.

– В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Ученые считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет тому назад. В те времена пресмыкающиеся составляли основную группу животных и часто имели гигантские размеры. Но эти огромные рептилии вымерли, а пресмыкающиеся наших дней имеют сравнительно небольшие габариты. Самые крупные из них – крокодилы и питоны.

Пресмыкающиеся с холодной кровью передвигаются ползком и имеют позвоночник.

Пресмыкающиеся подразделяются на четыре основные группы: черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи

СЛАЙД 6

сообщения  детей о  каждой группе

черепахи

   СЛАЙД

Черепахи отличаются от прочих пресмыкающихся тем, что их тело окружено костным панцирем. Все черепахи откладывают яйца. Некоторые черепахи живут возле водоемов или в них, а некоторые – исключительно на суше.

крокодилы

СЛАЙД

Аллигаторы, крокодилы и им подобные имеют удлиненное тело с четырьмя конечностями, покрытое чешуйками или пластинками.

ящерицы

СЛАЙД

змеи

СЛАЙД

Ящерицы и змеи относятся к пресмыкающимся высшего порядка.  

Основное различие между ящерицами и змеями состоит в строении челюстей. У змей и верхняя, и нижняя челюсти имеют подвижные части с острыми, загнутыми внутрь зубами.

7. Чтение текста в рубрике «Этот удивительный мир…»

- Что вы узнали нового из данной рубрики?

Учитель. С давних времен и поныне змеи в восточной медицине служат одним из основных источников лекарственных средств при лечении многих заболеваний. Больному могут давать змеиную кровь, желчь, а также настойку на змеях, в состав которой входит и яд.

Профессия змееловов – охотников за змеями – очень опасна. Однако и змеям можно порой посочувствовать. Некоторые виды стали редкими и уже нуждаются в охране.

8. Игра «Распредели по группам»

9.Вывод: учебник с.128

- Чем отличается отряд земноводных от пресмыкающихся?

СЛАЙД - ТАБЛИЦА

  1. Итог урока.

– Назовите  группы позвоночных  животных,  с  которыми  сегодня  познакомились.

  1. Рефлексия.

- Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет  следующий слайд

СЛАЙД

  1. Домашнее задание:  с. 117–128 читать; Т.с.43 №78,79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"

Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс

         Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...

Животные группы животных

АннотацияПрезентация «Животные. Группы животных» составлена к уроку окружающего мира по теме «Животные. Группы животных» в 1 классе по программе Н.Я.Дмитриевой (развивающая система Л.В. Занкова)...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....