Окружающий мир. Урок по теме "Путешествие в мир клетки"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Прилагается презентация и текстовый файл с планом-конспектом урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Не ошибается только тот, кто ничего не делает.»

Слайд 2

Проверка домашнего задания Движение Различная окраска Шесть ног Две пары ног Зеленая окраска Стебель Листья Наличие когтей Цветок Длинный хвост Корень Шерстяной покров

Слайд 3

Давно пытливый ум мечтал Внутрь всех вещей взглянуть. Путь в мир незримый указал Великий Левенгук

Слайд 5

РОБЕРТ ГУК

Слайд 6

Тема урока: Экскурсия в мир клеток

Слайд 8

Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука

Слайд 9

Клетки кожицы лука (микрофотография)

Слайд 10

Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма.

Слайд 11

ОБОЛОЧКА

Слайд 12

поры

Слайд 13

ЦИТОПЛАЗМА

Слайд 14

ЯДРО

Слайд 15

ОБОЛОЧКА ЯДРО ЦИТОПЛАЗМА ХЛОРОПЛАСТЫ

Слайд 16

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗАРЯДКА СО ЗВЁЗДОЧКАМИ» ПОВТОРЯЙ ЗА НАМИ!

Слайд 21

Расскажи с помощью схемы, как идёт процесс фотосинтеза в зелёной клетке. хлорофилл кислород о рганические вещества свет у глекислый газ вода

Слайд 24

Ответы к тесту 1:в 2:б 3:в 4:1-а, 2-в, 3-б

Слайд 26

ИТОГ УРОКА Все живое состоит из клеток. Главные части клетки – ядро, оболочка, цитоплазма. Только в клетках растений есть хлоропласты. Растительная клетка производит органические вещества.



Предварительный просмотр:

                             Урок окружающего мира в 3 классе

Тема урока :  Экскурсия в мир клетки.

Цели урока:

- сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов, а так же главных частях клетки;

 - способствовать развитию умений прогнозировать , выражать свои мысли в словесной форме;

- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

                                 Ход урока

                                 Слайд 1

-Свой урок я хочу начать с высказывания :

 « Не ошибается тот, кто ничего не делает.»

- Как вы это понимаете?

( Если ты что-то делаешь , то можешь ошибаться.   А если вообще ничего не делать , то и ошибок не будет.)

- А как вы думаете, может быть, действительно ничего не  надо делать, чтобы не было ошибок ? ( Нет, делать нужно, чтобы узнавать новое .)

- Спасибо ребята, я с вами согласна. Приступим к уроку. Пожелайте друг другу удачи!

- Кто относится к живым участникам круговорота веществ ? ( животные и растения)

- Чем растения отличаются то животных ? ( растения не могут двигаться, им нужен углекислый газ, они вырабатывают органические вещества.)

- Какая роль принадлежит растениям в экосистеме ? ( они выполняют роль производителей – кормильцы)

                                 Слайд 2 таблица

- Найдите признаки общие почти для всех растений.

- Какие это признаки ? ( зеленая окраска, листья, стебель, корень, цветок, клеточное .)

 

                                 Цветок

-Матвей называет части растений, а Лера их показывает на цветке.

- Как вы думаете, а есть ли еще более мелкие части растения, из чего состоит  тело любого живого организма ?

- Во внутрь растения мы с вами попасть не сможем, вот заглянуть нам    поможет прибор о котором нам расскажет Матвей.    

Рассказ Матвея о микроскопе и назначении его частей.

                                  Слайды

- В чем состоит заслуга Роберта Гука ? (Он первым увидел клетки.)

     - Какая тема нашего урока ?

                                  Слайд тема

- Какая же цель нашего с вами урока ? ( изучить основные части клетки, познакомиться с прибором, позволяющим ее увидеть)

                                  Слайд видео

- Невидимая простым глазом , клетка настолько мала , что даже трудно вообразить ее размер. Даже миллиметрами ее не измерить. Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра - микронами. Несмотря на крошечные размеры , клетка необычайно сложно устроена . В ней происходят тысячи разных процессов. Недаром ее сравнивают с маленькой лабораторией.

- Сейчас вы рассмотрите  в микроскоп микропрепараты кожицы лука .

Инструкция

                                  Слайд лука

- Посмотрите на слайд и попробуйте рассказать , как я приготовила микропрепарат.

  Рассматривание препарата.

- Что вы увидели ?

                                 Слайд понятие клетка

Клетка – обязательная простейшая  структурная единица , которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма.

На примере вишни мы познакомимся со строением растительной клетки.

- Что у вишни снаружи ? ( кожица) Какую роль она играет ?

Любая растительная клетка покрыта оболочкой, она придает форму клетке и защищает ее.

                             Слайд оболочка

- У вишни под кожицей что находится ? ( мякоть)

У клетки внутри все пространство занято бесцветным веществом – цитоплазмой.

                             Слайд цитоплазма.

Она медленно и постоянно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается и клетка погибает.

- Что внутри вишни ? ( косточка) Какую роль она играет? ( в ней семя, из него вырастает новое дерево)

- Вот и в клетке есть самая важная часть – ядро.

                            Слайд  ядро

Ядро управляет всеми процессами клетки .Ядро как бы библиотека, в которой есть специальные книги – хромосомы, в  которых хранится вся информация о клетке.

 

  - Назовите основные части клетки.

 Подпишите на схеме. Обменяйтесь и проверьте.

                                     физминутка

- А теперь вы посмотрите микропрепараты листа толстянки и томата.

- Скажите , отличаются они от клетки лука ? Чем ? ( окраска зеленая)

- Найдите на стр. 84 название вещества, окрашивающего клетки растений.

(Окраску растительной клетке придает зеленое вещество хлорофилл.)

Найдите на слайде часть клетки в котором находится хлорофилл ? Каким цветом оно изображено ? ( зеленым)

- Зеленые тельца называются хлоропласты.

                                 Слайд хлоропласт

На своих схемах нарисуйте хлоропласты и подпишите.

- Почему этого вещества так много – только ли для окрашивания клетки ?

(  Это вещество  улавливает энергию солнечных лучей, благодаря чему происходит процесс фотосинтеза)

  - С помощью схемы на стр. 85 расскажите как идет процесс фотосинтеза в зеленой клетке.

                            Слайд схема

Я хлорофилл, всегда зеленый.

Пускай прохлада или зной,

Но я тружусь, как заведенный,

И каждый раз иду я в бой.

Лишь только солнышко проглянет,

Я первый луч его ловлю.

И сразу воздух чистым станет,

И сразу всех я накормлю.

Показать баночки с песком и крахмалом.

- Как вы думаете какое отношение к нашему уроку имеют эти вещества ? ( Эти органические вещества вырабатываются в клетке в хлоропластах в процессе фотосинтеза , крахмал  -в листьях картофеля , сахар – в листьях сахарной свеклы. А потом из листьев отправляется в клубень картофеля и в корнеплод свеклы.)

- На самом деле клетка устроена сложнее. Выглядит она так

                          Слайд клетка

 Об этом вы узнаете в старших классах

- Вы посмотрели сегодня клетки лука, толстянки, томата, мы их рассматривали при помощи микроскопа. А есть клетки более крупных размеров, которые мы можем увидеть невооруженным глазом.  Это клетка апельсина.

 Показать клетки апельсина.

- Это растительные клетки, но ведь из клеток состоит все живое.

 Показать яйцо – это животная клетка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Проверим ваши знания и выполним небольшой тест.

 Проверим тест.

                      Слайд тест ответы.

Творческое задание  - вылепи клетку.

Итог

 Что узнали? ( все живое состоит из клеток,

главные части клетки – ядро, цитоплазма, оболочка, хлоропласты

растительная клетка производит органические вещества.)

                          Тест

  1. Кто является первооткрывателем клеток ?

А. М.Ломоносов

Б. Дж.Бруно

В. Р.Гук

2.Как называется прибор для наблюдения за живыми клетками ?

А. Бинокль.

Б. Микроскоп.

В. Телескоп.

  1. Какие организмы состоят из клеток ?

А. Только растения.

Б. Только животные.

В. Все живые организмы.

  1. Установи соответствие:

1. ядро.

А. небольшое тельце, расположенное во внутренней части клетки.

2. цитоплазма.

Б. внешняя оболочка клетки.

3. оболочка.

В. полужидкая масса , составляющая большую часть клетки.

                                Найди ошибки и исправь

Только растения состоят из клеток.

Основными частями клетки являются: оболочка, цитоплазма и косточка.

Окраску растительной клетке придаёт ярко-красное вещество – хлорофилл.

                             Найди ошибки и исправь

Только растения состоят из клеток.

Основными частями клетки являются: оболочка, цитоплазма и косточка.

Окраску растительной клетке придаёт ярко-красное вещество – хлорофилл.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"

Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Интегративный урок по математике, окружающему миру. Урок-закрепление "Путешествие в Грецию".

Данный урок расчитан на закрепление математических навыков по следующим разделам:1. Работа с двузначными и трехзначными числами.2. Работа с велечинами.3. Решение задач на приведение к единице.4. Работ...

Разработка урока окружающий мир по теме "путешествие в мир клетки"

Урок направлен на формирование у школьников основам исследовательской деятельности на уроках окружающего мира....

Урок окружающего мира, урок изобразительного искусства, бинарный урок. Тема "Вода. Свойства воды"

Данный бинарный урок для 3 класса я разработала и провела в рамках конкурса институционного этапа  «Мой лучший урок: урок формирования функциональной грамотности». Тема урока "Во...