Разработка урока окружающий мир по теме "путешествие в мир клетки"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок направлен на формирование у школьников основам исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру  4 класс,

программа  «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Удивительный мир клеток»

Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.

Цели:

  • создать условия для формирования  представлений о клетке как основе живого организма в ходе проведения исследований с помощью микроскопа;
  • развить навыков учебного сотрудничества через работу в группах (парах);
  • формировать рефлексивную и оценочною деятельность обучающихся.

УУД     Познавательные:

  • учить работать с информацией разных видов, критически к ней относиться;
  • сравнивать факты;
  • анализировать, обобщать, формулировать выводы;
  • представлять информацию.

Регулятивные:

  • определять цель работы;
  • составлять план работы;
  • принимать и сохранять учебную задачу; включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Коммуникативные:

  •  грамотно выражать  свои мысли и действия;
  •  формировать навыки делового общения, работать в группе.

     Личностные:

-  совершенствовать навыки самооценки на основе выбранных критериев;

- уметь ответственно относиться к учебной деятельности;

 - воспитывать уважение к мнению других.

  1. Вступление.

 

Ты готов начать урок?

Ну – ка все проверь, дружок,

Все ль на месте,

Все ль в порядке –

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Наблюдения,  задачи,

Микроскоп, здесь  все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

- Сегодня такой замечательный солнечный денек, само солнышко нам улыбается, а мне хотелось бы, чтобы вы улыбнулись друг другу.

- каким бы вы хотели увидеть наш урок? (интересным, мы узнаем что-то новое, будем что-то наблюдать в микроском) Посмотрим, оправдаются ли ваши надежды в конце урока.

-А мне хотелось бы обратиться к эпиграфу нашего урока:

Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.

   - Конечно, сегодня уроке, мы будем с вами говорить и рассказывать, я буду показывать вам увлекательные картинки, но самое интересное – мы будем вести  наблюдение, исследование, как самые настоящие ученые. Хотите?

Для того чтобы нам погрузиться в тему нам необходимо вспомнить, то что мы уже знаем..

         Люди с древнейших времён пытались изучать свой организм. В истории науки есть множество примеров, когда ученые изучали организм человека ценой испытаний и даже своей жизнью. На прошлом уроке мы с вами познакомились с самыми простыми представлениями о человеческом организме и  системах органов человека.

2. Повторение.

-Прежде всего, выясним, что относится к живым  организмам?  

- Растения, грибы, бактерии, животные – все это живые существа. Какие признаки присущи живым организмам? (дышат, питаются, размножаются, растут, умирают) Что им для этого необходимо? Для жизни живого организма необходимы воздух и питательные вещества.

- А что же человек? Куда его отнести?

- Верно, человек часть живой природы. Но ведь он чем-то отличается от животных? (ходит на двух ногах, один палец противопоставлен остальным, человек существо разумное, он преобразует мир)

Давайте повторим, какие системы органов вы знаете.

Для этого приготовьте карточки с GR-кодом. Напоминаю, будьте внимательны смотрите на оборотную сторону карточки и правильно выбирайте букву правильного ответа.

Работа в программе Plickers. Учитель читает вопросы, дети выбираю вариант ответа и поднимают карточку

Вопрос №1

Какая система человека необходима для газообмена?

А. костная система

В. система кровообращения

С. мышечная система

Д. дыхательная система

Вопрос№2

Система кровообращения выполняет работу:

А. Помогает двигаться

В. Снабжает организм питательными веществами и водой

С. Переносят кислород, углекислый газ и питательные вещества

Д. Участвует в газообмене

Вопрос №3

Какая система управляет всем организмом?

А. мышечная система

В. дыхательная система

С. нервная система

Д. мочевая (выделительная) система

Вопрос №4

Эта система выводит из организма отработанные продукты жизнедеятельности

А. мочевая (выделительная) система

В. мышечная система

С. нервная система

Д. органы пищеварения

Вопрос №5

Какая система работает, когда ты играешь в футбол?

А. нервная система

В. система кровообращения

С. система пищеварения

Д. мышечная система

 

У меня к вам есть еще вопросы:

- Какие системы органов работают, когда вы играете в футбол?  

А когда спите?

А когда завтракаете?

- Почему так происходит? Почему вы перечислили все указанные системы?

Организм человека – это сложная система органов. Каждая система играет в организме свою особую роль. Для правильной работы организма необходима совместная работа всех органов.

4. Работа над новой темой.

- Для вас не секрет, человек как часть живой природы и как и все организмы состоит из огромного числа клеток. Впервые клетку живого организма увидел в 17 веке ученый Антони ван Левенгук, который стал изобретателем первого микроскопа. Давайте послушаем небольшое сообщение.

Купава Варвара.

Вывод: сначала открыли, что растения состоят из клеток.

А можно ли увидеть клетки, из которых состоит организм человека не вооруженным глазом? Нет! Клетки человека так малы, что ученые смогли их увидеть только после изобретения электронного микроскопа. Оказалось, что тело человека состоит из 60 триллионов клеток (это число с 13 нулями).

Прошло много лет после открытия клетки, но мы с вами претендуем на звание ученых, и имеем право сомневаться: действительно ли, что живой организм состоит из клеток?

- А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Формулируют вопросы по теме:

-что такое клетка?

-зачем нужны клетки?

-какие бывают клетки?

- Сформулируйте цель урока

Формулируют цель:

-узнать, что такое клетка,  какова ее роль в жизни человека.

- Я предлагаю вам провести сегодня исследования и ответить на данные вопросы.

- У меня на магнитной доске представлены этапы работы, которые вы будете использовать при работе с информацией. Постройте логическую цепочку из данных.

 

Работа с информацией:

       Способы поиска и проверки:

Изучаю

  1. Найти и прочитать в учебнике

Анализирую

  1. Провести наблюдение в микроскопе

Сравниваю

  1. Обратиться к интернет

Обобщаю

  1. Посмотреть словарь

Контролирую

  1. Поискать в энциклопедии

Делаю вывод

- По итогам своих наблюдений вы должны представить краткий доклад в конце урока.

Чтобы вам было удобно собирать информацию, я для вас подготовила блокноты, где вы будете отмечать результаты исследований. Подпишите их.

- В ходе работы вам предстоит работать с микроскопом.

Давайте повторим из чего состоит микроскоп и правила работы с ним.

Микроскоп состоит:

-штатив, столик, туба с линзами , окуляр, …….

1. Работать необходимо сидя.

2. Микроскоп устанавливается на расстоянии 10  см от края стола.

3.Нельзя руками трогать микропрепараты, которые лежат на стекле.

3. Чтобы добиться четкого изображения следует покрутить винт регулировки, глядя  в окуляр на микропрепарат и поправить зеркало.

Вводное обобщение

 -Чтобы представить себе, о чём пойдёт речь, я предлагаю карандашом поставить на обложке рабочего блокнота точку (лишь слегка коснитесь бумаги). Если эту точку разделить на 200 частей, то каждая частичка была бы  примерно такой величины, как одна клетка.

Вам даже трудно представить, насколько мала клетка. Но если из клеток 1 человека выстроить цепочку, то ей можно будет обернуть нашу планету по экватору 100 раз!!!

Итак, уважаемые ученые вам предстоит подтвердить или опровергнуть утверждения, выполнить наблюдения и записать их в блокнот, выполнить практическую работу по созданию модели клетки и подготовить научный доклад.

Утверждение№1  

Живые организмы состоят из клеток

да

нет

  Методы исследования:

  1. получение информации:

- изучите оглавление, форзац учебника и  статью в учебнике с. 12-13,

- проведите наблюдение в микроскопе за растительной клеткой.

По окончанию работы подводятся итоги.

- Верно ли данное утверждение? Какую информацию нашли?

- что наблюдали в микроскопе? (у детей был разный микро материал комнатных растений)

Утверждение №2 

Клетка человека обладает всеми признаками живого организма

да

нет

Получение информации:

 - изучение статьи в учебнике с. 12-13, с.118

-Верно ли данное утверждение, докажите. 

Итог:  Функции клеток различны, но каждая клетка организма обладает признаками всего живого: дышит, питается, растет, размножается, умирает.

При размножении клетки делятся,  из одной клетки получается -2, из 2-х – 4,

из четырех-8…

-Сколько вы весили при рождении? Как изменился  ваш рост и вес с момента рождения?

-А почему вы выросли? (Потому что наш организм состоит из клеток.) можете вы это объяснить?

Деление клеток способствует росту человека.

Для доказательства утверждения №3 смените стекло и поставьте другое, где предметом изучения будет кожица лука

Утверждение №3 

Клетка имеет строение

да

нет

Получение информации:

- рассмотреть в микроскоп клетку кожицы лука, из чего она состоит?

- рассмотреть  в учебнике рисунок на  стр.13

- определить, что общего у всех клеток?

Итог: каждая клетка выполняет свою функцию в организме. Все клетки имеют разную форму, но одинаковое строение.

- Действительно, растительные клетки имеет одинаковое строение. Они состоят из  оболочки, цитоплазмы и ядра. Слева на экране вы видите изображение в световом микроскопе, а справа изображение в электронном микроскопе.

Чтобы вы лучше могли запомнить строение клетки, я предлагаю вам сравнить ее с вишенкой.

Утверждение №4 

Клетки растений, животных и человека имеют одинаковое строение

да

нет

Методы исследования:

 -  сравнить   изображения  растительной и животной клетки.C:\Users\Светлана\Desktop\hello_html_7fb9acce.jpg

Практическая работа: 

да

нет

- создать модель клетки,

- указать ее части.

Выполнение работы в блокноте

Вывод:

- действительно ли, что живой организм состоит из клеток?

да

нет

Выполнить анализ своей работы:

- ответили на вопросы, поставленные в начале урока?

да

нет

-что такое клетка?

-зачем нужны клетки?

-какие бывают клетки?

Самооценка

.

Оцените свою работу, но помните,  оценка должна быть объективной!

- Оправдались ли ваши надежды на урок? Если вам было интересно, но вы хотите узнать еще больше об удивительном мире клеток, то в домашнем задании вас ждет ссылка, на которой вы можете посмотреть и узнать дополнительную информацию.

Д,З. учебник с.12-13 изучить, т. С.4-5, посмотреть интернет урок по ссылке:

https://interneturok.ru/okruj-mir/4-klass/chelovecheskiy-organizm/puteshestvie-v-mir-kletki

Проблемный вопрос: Можно ли увидеть клетки без микроскопа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...

Методическая разработка урока окружающий мир. Тема урока: «Наш край родной»

СценарийТема урока: «Наш край родной»Цель – Формировать у детей патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особе...