Главные вкладки

    Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль".
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Ковалевская Ольга Борисовна

    Урок носит закрепляющий характер. Предварительная работа по ознакомлению учащихся с историей Москвы, с её достопримечательностями проводилась на классных часах, во время проведения конкурсов "Мои любимые достопримечательности Москвы".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_o_moskve_-_kopiya.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           ГБОУ  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида № 573

                                                                                   ЮОУО   ДО   г. Москвы

                                                                       

                                   

                                        Конспект открытого урока по ознакомлению с окружающим  во 2 классе

                                               (Тема: «Путешествие по Москве. Московский Кремль.»)

                                                                                          Учитель начальных классов

                                                                                           Ковалевская Ольга Борисовна

         

                      г. Москва

                        2013 г.

    Цели:

    знакомство с достопримечательностями Москвы и Московского Кремля.

    Задачи:

    образовательные:

    знакомство с достопримечательностями Москвы и Московского Кремля,

    формирование представлений о плане города,

    формирование об истории возникновения Кремля и его архитектурных памятников;

    коррекционно-развивающие:        

    развитие произвольного внимания, переключаемости внимания,

    воспитательные:

    воспитание чувства любви к своей стране;

    здоровьесберегающие:

    контроль над правильной посадкой детей,

    способствование созданию благоприятного психологического климата.

    Оборудование:

    картинки: памятник Юрию Долгорукому, герб Москвы, деревянный, белокаменный и современный Кремль, башни Кремля (Спасская, Боровицкая, Троицкая, Кутафья, Арсенальная, Водовзводная, Тайницкая башни), Царь – пушка, Царь – колокол, Соборы Кремля (Успенский, Благовещенский, Архангельский), Храм Христа Спасителя, Большой театр, театр Дуровой, зоопарк, Третьяковская галерея, Цирк на Цветном бульваре;  открытки с изображением достопримечательностей Кремля и Москвы.

    Этапы и виды работы на этапе

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

    I.Орг. момент.

    Отгадывание загадки.

    -Отгадайте загадку:

    С городом этим

    Другим не сравниться.

    Главный в стране он

    Зовется…

    -Столица.

    Концентрация внимания.

    II. Постановка цели.

    -Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по столице нашей страны.

    III.  Работа по теме занятия.

    1.Работа по учебнику.

    Чтение текста, ответы на вопросы по его содержанию.

    2.Знакомство с гербом.

    Рассматривание изображения герба Москвы.

    3.Рассматривание карты Москвы.

    4.Беседа об истории возникновения Москвы.

    5.Беседа о башнях.

    IV .Физ.минутка.

    Снятие физического и психологического напряжения.

    V. Продолжение работы по теме урока.

    1.Беседа о достопримечательностях Кремля.

    2.Беседа о Достопримечательностях Москвы.

    3.Игра «Назови достопримечательность».

    VI Итог.

    -Что вы знаете о Москве?

    -Прочитайте первый абзац текста на с. 98.

    -Кто был основателем Москвы?

    -Памятник Юрию Долгорукому установлен в центре Москвы.

    (Показ картинки.)

    -Когда была основана Москва?

    -Где был заложен город?

    -Что такое герб?

    (Показ картинки.)

    -Многие города нашей страны имеют свои гербы, и каждый из них неповторим. Что изображено на гербе Москвы?

    -На гербе Москвы изображен Георгий Победоносец поражающий копьем дракона.

    -Как же нам не заблудиться в Москве? Что нам может в этом помочь?

    -Путешествовать по Москве нам поможет план. План- это чертеж местности.

    (с.99  учебника.)

    -Что вы видите на плане?

    -Еще на плане можно увидеть достопримечательности столицы.

    -Поговорим об истории Москвы.

    Москва – это огромный город. Но такой большой Москва была не всегда.

    (Показ картинки с изображением деревянного Кремля.)

    Сначала это было небольшое поселение на Боровицком холме. Юрий Долгорукий решил построить крепость. Село огородили крепкой деревянной стеной. Вы правильно сказали, что город назвали по имени реки, у которой стоял город. Река называется Москва и город назвали Москвой.

    Как вы думаете, для чего нужна была крепость?

    -Верно. И еще вокруг крепости был ров, наполненный водой, и земляной вал.

    -Москва во время нашествия врагов часто горела. И князь Дмитрий Донской построил Кремль из другого материала- из известняка, а он белого цвета.

    (Показ картинки с изображением белокаменного Кремля).

    -Как назвали Кремль?

    -Белокаменный Кремль простоял 100 лет. Его стены обветшали. Князь Иван III (Грозный) приказал построить  крепость из кирпича.

    (Показ картинки с изображением современного Кремля.)

    -Стены у новой крепости были крепкие, толщиной 6 метров. По верху протянулись зубцы с бойницами. Для чего они были нужны?

    -В крепости были и башни. В самой Кремлевской стене было 19 башен и еще одна вынесена перед стенами.

    -Как вы думаете, для чего нужны были башни?

    (В случае затруднений учитель помогает детям ответить).

    -В крепости есть проездные башни, через которые можно въехать в Кремль: Спасская, Боровицкая и Троицкая.

    (Показ картинок с изображением башен).

    -Обратите внимание, эти башни квадратные.

    -Чем известна Спасская башня?

    -Спасская башня самая высокая, она занимает 10 этажей, 3 этажа занимают механизмы курантов. Через ворота Спасской башни въезжает наше правительство.

    -Откуда пошло название Боровицкая башня.

    -Это проездная башня. У нее есть ворота. Эта башня напоминает пирамиду, имеет ступенчатый верх.

    -Троицкая башня самая молодая из всех башен, ее позже всех построили.

    - Через Троицкую башню мы проходим, когда идем гулять в Кремль.

    -Но, чтобы пройти через Троицкую башню, сначала нужно пройти через одну небольшую башню. Она называется Кутафья башня.

    (Показ картинки).

    -Почему ее так назвали?

    -Есть у крепости и круглые башни. Они расположены по углам.

    (Показ картинки с изображением Водовзводной, Арсенальной, Тайницкой башни).  

    -Одна из них Водовзводная Башня.

    -Почему она так называлась?

    -Следующая угловая башня Арсенальная. Почему ее так назвали?

    -И еще одна башня. Она самая старая из всех башен. Это Тайницкая башня. Откуда такое название? Что за тайна с ней связана?

    По дорожке, по дорожке

    Скачем мы на правой ножке.

    (Подскоки на правой ноге).

    И по этой же дорожке

    Скачем мы на левой ножке.

    (Подскоки на левой ноге).

    По тропинке побежим,

    До лужайки добежим.

    (Бег на месте).

    На лужайке, на лужайке

    Мы попрыгаем, как зайки.

    (Прыжки на месте на обеих ногах).

    Стоп! Немного отдохнем

    И домой пешком пойдем.

    (Ходьба на месте).

    -А теперь заглянем за стены Кремля. Вот колокольня Ивана Великого.

    (Показ картинки).

    -Она долго была самым высоким строением на Руси. С ее высоты дозорные могли увидеть приближающегося врага. Но не только сторожевой башней была колокольня Ивана Великого. Если случался пожар, что происходило?

    -Перед колокольней  находится Ивановская площадь. Что происходило на ней, ведь телевизоров и радио не было?

    -В Кремле много соборов, они окружают целую площадь, которая так и называется Соборной. Самые известные из них три: Успенский, Благовещенский и Архангельский.

    (Показ картинок).

    (Учитель демонстрирует картинку с изображением Царь-пушки).

    -Что это?

    -Царь-пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. Ее вес 40 тонн. Огромные ядра, которые лежат рядом никакого отношения к пушке не имеют, т.к. она должна была стрелять мелкими камнями, кусочками железа.

    -Это царь-пушка. А еще есть Царь…?

    (Показ картинки).

    -Почему он так называется?

    -Когда колокол был готов, в Москве случился пожар. Сгорели все Кремлевские постройки. Вот огонь подобрался и к колоколу. Испугались мастера, что колокол может расплавиться, и стали заливать колокол водой. И от разницы температур от колокола откололся «кусочек». Так колокол ни разу и не зазвонил.

    -Что вы запомнили о Царь-пушке и о Царь-колоколе?

    -Итак, Кремль – главная достопримечательность Москвы. Рядом с Кремлем какая находится площадь?

    (Показ картинки).

     

    -Почему она так называется, она что действительно красного цвета?

    -А теперь отправимся в путешествие по Москве. В Москве очень много достопримечательностей. Например, Храм Христа Спасителя.

    (Показ картинки).

    -Этот храм построили в честь воинов русской армии, павших в Отечественной войне1812г. деньги на храм собирал народ. Строили его почти 50 лет.

    -В честь чего построили Храм Христа Спасителя?

    -В Москве много театров. Например, Большой театр.

    (Показ картинки).

    -Также известен другой театр – театр Дуровой.

    (Показ картинки).

    -В нем можно увидеть выступления зверей.

    -А где еще можно увидеть  выступления зверей?

    -Самый известный цирк – цирк на Цветном Бульваре.

    (Показ картинки).

    -Кто из вас в нем был?

    -Кому стоит памятник рядом с цирком?

    -А где можно еще посмотреть зверей?

    -Да, в Москве есть зоопарк.

    (Показ картинки).

    -В Москве также много музеев. Например, Третьяковская галерея.

    (Показ картинки).

    -Что можно увидеть в Третьяковской галерее?

    -В Третьяковской галерее можно увидеть картины. А называется она так, потому что ее основали два брата Павел и Сергей Третьяков.

    (На столе учителя лежат открытки с изображением достопримечательностей Кремля и Москвы).

    -Выберите картинку, назовите, что за достопримечательность на ней изображены, и расскажите, что вы о ней запомнили.

    -О чем мы говорили на уроке?

    -Что вам показалось самым интересным?

    (Ответы детей).

    (Дети читают текст).

    -Юрий Долгорукий.

    -Москва была заложена более 850 лет назад.

    -Город был заложен на берегах Москвы-реки.

    -Это эмблема города.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    -На плане видны улицы, реки.

    -Крепость защищала жителей от врагов.

     

    -Белокаменный.

    - Из них стреляли по неприятелю.

    -В них укрывались воины, жители города, в них находилась вода, продовольствие.

    -На Спасской башне находятся Кремлевские куранты - часы.

    -Боровицкую башню построили на месте бора – соснового леса.

    -Кутафьей называли неуклюже одетую женщину.

    -В ней находился колодец, она снабжала воинов водой.

    -В ней находился склад оружия.

    -В ней был подземный ход к Москве-реке.

    Учащиеся повторяют движения и слова.

    -Звонили в колокола, и народ спешил тушить пожар.

    -На Ивановской площади читали царские указы, сообщения.

    -Это Царь-пушка.

    -Царь-колокол.

    (Ответы детей).

    (Ответы детей).

    -Красная площадь.

    -Нет. Красная, значит красивая площадь.

    (Ответы детей).

    -В цирке.

    -Известному клоуну Юрию Никулину.

    -В зоопарке.

    (Ответы детей).

    (Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание).

    Формирование представлений об истории города.

    Формирование представлений о гербе Москвы.

    Формирование представлений о плане города.

    Формирование представлений об истории развития города.

    Закрепление представлений о башнях Кремля.

    Развитие общей моторики

    Формирование представлений о достопримечательностях Кремля.

    Формирование представлений о достопримечательностях Москвы.

    Закрепление представлений о достопримечательностях Москвы.

                                                                 Литература:

    1.Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. – М., Изд. «Просвещение», 2011.

    2.Московский Кремль. Сост. Родимцева И. А. – Ленинград, Изд. «Аврора», 1987.

    3.Дошкольникам о Москве. Сост. Р. Х. Хабибулин. – М., «Издат – школа», 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

    Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

    Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

    Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

    конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс "Мы живём на планете Земля", по ФГОС

    Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс "Мы живём на планете Земля", по ФГОС. Содержит презентацию и карточки....

    Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....

    Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."

    Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...

    Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")

    Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")...

    Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)

    Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...