Разработка урока по теме «Что такое погода. Термометр.»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

 Урок по теме «Что такое погода. Термометр» проведен во 2 классе учителем начальных классов и учителем физики.В результате приобретенных навыков на этом уроке появилась возможность проведения уроков – практикумов, где не только измеряют, но и делают самостоятельные выводы о свойствах тел.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temperatura.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс УМК «Школа России»

Учитель начальных классов Смолькова Елена Юрьевна

Учитель физики Иванова Наталья Валерьевна

Урок окружающего мира

Тема урока: «Что такое погода. Термометр».

Тип урока: проблемный

Цель: получение нового знания.

Задачи: - совершенствование базовых знаний и умений по теме;

- познакомить со значением температуры для всего живого;

- научить пользоваться термометром;

- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.

Формулировка проблемы: Что такое температура и как ее определять.

Формулировка нового знания: 

  1. Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.
  2. Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
  3. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть».  Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров

Слова шкала, корпус, резервуар, подкрашенная жидкость.

Рабочая тетрадь:  А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2класс. 1 часть»

Стаканы с холодной и горячей водой.


Ход урока.

  1. Организация начала урока.

(Учитель начальных классов)

Прозвенел звонок, начался урок.

Нам нужны терпение и внимание

Чтобы получить новые знания.

  1.   Актуализация знаний.

(Учитель начальных классов)

- У нас в природе осень.  А какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?

- Какая основная причина изменений? (Похолодание.)

- Что мы чувствуем, когда говорим похолодание? (трясет, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.)

- А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?

  1.  Создание проблемной ситуации.

(Учитель начальных классов)

- Посмотрите небольшую сценку,  постарайтесь найти ответ.

//Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми//

Катя: Женя, ты что все время кутаешься?

Женя: Я совсем замерзла!

Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло!

Женя: А мне кажется – холодно.

- Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет?

 - А на улице?

- А вода в проруби?

- Когда утром пьете чай (кофе), какой он?

- Потрите свои ладони, парту. Что вы почувствовали? (Руки нагрелись.)

  1. Побуждение к формулированию учебной проблемы. 

(Учитель физики)

- Для характеристики нагретости воздуха, воды, почвы или тела, какие слова использовали?

 - Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой.

//Термин дан на доске без понятия.//

 - Температура — величина, характеризующая степенью нагретости чего-то.  В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть.

- При помощи какого прибора можно точно измерить температуру? (При помощи термометра.)

- Как вы думаете, что такое термометр? (Прибор для измерения температуры.)

//Запись определения учащиеся записывают в рабочую тетрадь (стр.20)//

(Учитель физики)

1. Запись на доске:               терм о метр

В переводе с греческого: тепло  мера

Слово термометр  ввел голландец К. Дреббель в 1636 г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, то хотя бы ее оценивал, принадлежит итальянскому ученому Галилею. В 1592 г. он придумал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), которая при нагревании перемещалась к горлышку. Температуры сравнивались по высоте подъема столбика воды в термоскопе. Первый жидкостный (спиртовой) термометр изготовил немецкий физик Г. Фаренгейт в 1709 г., а в 1714 г. — ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цельсия, ту, по которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742 г. Ее автор — шведский физик и астроном А. Цельсий.

2. Ознакомление с видами термометров.

- Рассмотрите современные термометры.

(Демонстрируются комнатный, уличный, водный, медицинский термометры).

- Из каких основных частей состоит термометр?

//Работа ведется по схеме и моделям термометров. Учащиеся находят шкалу и трубку, наполненную жидкостью, внимательно рассматривают шкалу//

- Каждое деление шкалы соответствует одному градусу. Расстояние между маленькими делениями равно одному градусу. Покажите друг другу один градус, а я пройду между рядами, проверю, а затем проведем опыты.

- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Как определять температуру.)

  1.  Актуализация проблемы. 

(Учитель начальных классов)

- Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру.

- А для чего это надо уметь? (Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы.  Сможем помочь Жене и Кате – узнать тепло в комнате или нет)

- Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).

  1.  Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения. 

(Учитель физики)

- Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойненько в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит? (Он показывает температуру маме.)

  1. Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра. 

- Рассмотрите термометр. Им измеряют температуру воздуха. А изобрел его шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.

 - Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус, деления.)

- Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. 

//На доску рядом с моделью термометра вывешиваются таблички с названиями частей термометра//

- Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры.  Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10, значения ниже нуля записываются со знаком минус  - 10. Читать такую температуру можно по-разному.

Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов.

  1. Виды термометров.

-  Посмотрите на этот термометр. Что видите? (На нем нет значений ниже нуля)

- Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? (Потому что, наверное, вода замерзает.)

- А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? (Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено, жидкость странная)

- Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.

- Какая температура у здорового  человека считается нормальной? А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.

Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.

//Запись в рабочей тетради (стр.22 зад.1) //

- Части термометра: стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала. На шкале каждое деление соответствует одному градусу.

3. Практическая работа: «Принцип работы термометра» 

(Учитель физики)

- Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.

//Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Все внимательно всматриваются//

- Почему ползет? ( Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.)

- Понятно. Кто думает иначе?

- При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.

-  А почему жидкость перестает ползти? (Потому что настолько нагрелась.)

- Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

-  Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. (ОЙ! Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.)

- Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? (опустилась вниз.)

Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем теплее воздух, горячее вода. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

//Запись показаний в рабочей тетради (стр.22 зад.2, 3, 4 – синий и красный карандаши)//.

Физкультминутка (Учитель начальных классов)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

4. Практическая работа: «Измерение температуры.»

(Учитель физики)

-  Мы познакомились с устройством термометра и принципом его работы. //Комнатный термометр прикреплен к доске. Два ученика разного роста выходят к доске и снимают показания термометра. Получены разные результаты.//

-  Как могло произойти, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидели разные показания температуры?

(У них разный рост.)

-  Необходимо правильно смотреть на термометр. Глаза должны быть на том же уровне, где находится столбик жидкости в трубке термометра. Что нужно делать, если у вас дома термометр висит слишком высоко, а вы хотите снять показания температуры? (Подставить стул.)

  1. Применение новых знаний. 

(Учитель начальных классов)

  1. Чтение и сравнение температур.

- Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰  

- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?

- Покажите на своих моделях эти температуры.

  1. Запись показаний в рабочей тетради (стр.23 зад. 6)
  2.  Сравните:

 +48⁰ … +54⁰                        +12⁰ … –12⁰

                     –60⁰ … –30⁰                         –8⁰ …  0⁰

                     +23 ⁰… –2⁰                         +4⁰ …  0⁰

  1. Блиц – опрос. 

 - С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?

- Каким прибором её можно измерить?

- Какие виды термометров вы знаете?

- Как устроен термометр?

- В каких единицах измеряется температура?

- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?

- При какой температуре замерзает вода?

- Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?

- Когда мы говорим мороз: - 20⁰ или -2⁰?

- Для кого важна температура?

- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?

 - Мы познакомились с новой характеристикой погоды - температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора - термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские.

  1.  Итог урока.

(Учитель начальных классов)

-  Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.

- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки)

- Давайте же разъясним спор Жени и Кати: Тепло ли у нас было в классе?

(Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Женя заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.)

- Есть другие мнения?

  1. Рефлексия

(Учитель начальных классов)

- Кто сегодня самый счастливый из вас, рад полученным знаниям?

Похвалите себя, пожмите друг другу руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "КТО ТАКИЕ РЫБЫ?"

Учащиеся познакомятся с отличительными признаками рыб, научатся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыб по плану....

Урок окружающего мира "Что такое погода? влияние погоды на жизнь людей и животных"

Урок окружающего мира в 3-ем классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.Урок составлен учителем высшей категории МБОУ СОШ №6 г. Белая Калитва Ростовской области  Аксюк Галиной Михайлов...

Что такое погода? Термометр.

Конспект урока по окружающему миру по программе "Школа России", 2 класс...

Разработка урока на тему "Что такое инфекция"

Формировать понимание опасности инфекционных заболеваний и необходимости защищаться от них. В том числе соблюдая правила личной гигиены...

Методическая разработка урока по теме «Что такое загадка?»

Литература и литературное краеведение, 2 класс. Образовательная система «Школа 2100»...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Что такое погода?"

Тема: «Что такое погода?» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о погоде и погодных условиях, закрепить знания  названий погодных явлений в природе.Пла...