Разработка урока по теме: "КТО ТАКИЕ РЫБЫ?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

 

Учащиеся познакомятся с отличительными признаками рыб, научатся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыб по плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ryby.rar2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: КТО ТАКИЕ РЫБЫ?

Цели  урока:  сформировать представление о рыбах, как об отдельной группе  животных

Задачи:

- обучающие:

познакомить учащихся с особенностями строения рыб и их существенными признаками;

учить различать рыб  от других животных и описывать по плану.

- развивающие:

-развивать познавательную  активность  учащихся;

  -совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

  -развивать психические процессы: память, мышление,  восприятие,  внимание, эмоции;

  -наблюдательность.

- воспитательные:

- формировать качества взаимовыручки, ответственность;

- воспитывать  активность, усидчивость, любознательность, уверенность в своих возможностях.

Тип урока. Объяснение нового материала

Формы работы учащихся  парная,  фронтальная,  индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:  магнитофон, компьютер,   проектор.

Характеристика деятельности учащихся:

-   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

- работать в паре: моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или   кружочков из фольги;

-узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

- описывать рыбу по плану;

- приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Прогнозируемые результаты:

-первоклассники познакомятся с отличительными признаками рыб; научатся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыб по плану.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Слайд №1
  2.  Актуализация знаний. Слайд №2

-Предлагаю вам отгадать загадку.

Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!

(бабочка)

Ребята, сколько ног у бабочки?

Вспомните, у каких животных 6 ног?

-А сегодня нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой?

  1. Мотивация учебной деятельности. Слайд №3

-Послушайте разговор Муравья и Черепахи.

Муравей: Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься?

Черепаха: Я спешу к реке. У меня там встреча.

Муравей: А с кем ты встречаешься?

Черепаха: Отгадай загадку - узнаешь.

В воде они живут.

Нет клюва, а клюют.

Муравей: Я не знаю -кто это.

Черепаха: Тогда проси помощи у ребят.

Муравей: Ребята, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку. 

-Так на какой вопрос мы должны с вами ответить?

  1. Работа по теме урока. Слайд №26

- Что вы знаете о рыбах?

-Но есть что-то общее: из-за чего всех их называют рыбами. Что же это? Давайте рассмотрим строение рыбы.  Слайд №4

Слайд №5

-Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост  помогают рыбам плавать.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не дает опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули:

с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. Слайд №6

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород,  и  большинство рыб получают его из воды с помощью жабр.  Жабры устроены таким образом, что могут удерживать  кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы.  Вода выходит наружу  сквозь жаберные щели. Есть у рыб плавательный пузырь (мешок наполненный воздухом), который помогает рыбам нырять, всплывать. Слайд №7 И есть еще удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий.

С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника еще не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.

 -Все это, конечно, вы  сразу не запомните. А что надо запомнить?

Отличительный признак рыб. Для этого отгадайте загадку. Слайд №8

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

 - Что это за одежда? Слайд №9Тело всех рыб покрыто чешуей.  Рыбья чешуя растет всю жизнь,  нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

Построение модели рыбы ( работа в парах)

Далее учитель предлагает детям с помощью  вырезанных из фольги  кружочков смоделировать «одежду» рыб. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить ее на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу.

 Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем дети рисуют самостоятельно.   

 -Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

   Подвести итог, кто такие рыбы, если кто-то ошибся исправить.

- Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? (Дети называют известных им речных рыб.) А могла Черепаха увидеть в реке акулу? Почему? Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.

      Учитель предлагает хором сказать нужное слово:

      — Рыбы, живущие в реке, называются… речными.

      — Рыбы, живущие в море, называются… морскими»

-Я буду загадывать вам загадки. Вы должны будете узнать рыбу. Слайд №10-15

Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
      (Сом)

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
      
(Ерш)

Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
      (Щука)

Знакомя детей с той или иной рыбой, учитель может сообщить о ней дополнительные сведения: «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов».

- Итак, все названные рыбы – речные.

- Давайте покажем, как рыбки могут резвиться в прозрачной воде. Слайд №16

Физкультминутка

Рыбки весело резвятся

В теплой, голубой воде.

То сойдутся – разойдутся,

То зароются в песке.

(Прыгают, руки вместе, врозь, присели) 

-А теперь спустимся на дно моря. Слайд №17

Посмотрите, как здесь красиво…  

Ученики определяют морских рыб,  проверяют себя  по учебнику на странице 90. Каких рыб  вы здесь узнали? Слайд №18,19

На дне один,

Лежит плоский блин   

(камбала)

- Об этой интересной морской рыбе нам расскажет Мудрая Черепаха.  Слайд №20

- Это камбала. Ляжет камбала на песчаное дно  - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили.

Приходят через какое-то время, а рыба – вся полосатая, словно кусочек занавески забыли.

   Про нее много интересного можно рассказать.  У камбалы-крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы.  Малек камбалы похож

на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим – вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает «перебираться» на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

-Ребята, как вы думаете, почему рыб разделили на две группы?

(у них разная среда обитания) 

-Давайте поможем Муравью распределить рыб по водоемам. Слайд №21-24

      Самостоятельная работа Слайд №25

Задание 1.  Описать рыбу по плану

План

1 Название рыбы.

2. Речная или морская.

3. Размеры рыбы (большая, маленькая, средних размеров).

4. Форма тела.

5. Окраска туловища, плавников.

6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

Задание 2.

Ученики выполняют в тетради задание 1 на странице 24.

  1. Рефлексия учебной деятельности. Слайд №27

      При подведении итогов урока учитель просит еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы (водные животные, тело которых покрыто чешуей); привести примеры речных и морских рыб. 

- Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)

 -Приведите примеры. (Ответы детей.)

- Кто такие рыбы? (Ответы детей)

 -Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море)

 -Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)

 - Как рыбы дышат? (Жабрами.)

  Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Что такое погода. Термометр.»

Урок по теме «Что такое погода. Термометр» проведен во 2 классе учителем начальных классов и учителем физики.В результате приобретенных навыков на этом уроке появилась возможность проведения уро...

Разработка урока на тему "Что такое инфекция"

Формировать понимание опасности инфекционных заболеваний и необходимости защищаться от них. В том числе соблюдая правила личной гигиены...

Методическая разработка урока по теме «Что такое загадка?»

Литература и литературное краеведение, 2 класс. Образовательная система «Школа 2100»...

Методическая разработка урока технологии. Тема "Такие разные дома.Изделие "Домик из веток".

Методическая разработка урока технологии. Тема "Такие разные дома.Изделие "Домик из веток"....

Разработка сценария урока по теме: "Что такое окончание?", 3 класс УМК "Школа России"

ПланДать понятие «Окончание», как окончание обозначается в слове.Находить окончание в слове.Работать с окончанием в тексте....


 

Комментарии

Выбор данного типа урока продиктован дидактическими целями занятия, которые поставлены с учетом программных требований , возрастных особенностей учащихся, необходимого уровня знаний и умений учащихся, места урока в системе уроков по данной теме.