Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. ФГОС НОО.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Щербакова Светлана Александровна

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

                                 

                                УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «СОШ №  9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

                       «   »  августа 2013 г.

                     

 

                   

                                 

Рабочая программа

учебного предмета  «Окружающий мир»

(базовый уровень)

для 1 «А» класса

Составитель

Щербакова С.А., учитель начальных классов,

первой  квалификационной категории.

г. Воскресенск

2013 год

Пояснительная  записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 классы»  М.: «Просвещение», 2011г.

Цели изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса:

помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

 подготовить поколение нравственно и духовно зрелых,  активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место учебного предмета «Окружающий мир»  в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. 1 класс —66ч (33 учебные недели).

Основное содержание программы.

Содержание программы соответствует авторской без внесения изменений.

Введение (1ч.)

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Что и кто? (20ч.)

Что такое Родина? Первоначальные сведения о народах России, её столице, о малой родине.

Многонациональный характер населения России. Национальные праздники народов России. Единство народов России.

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы.

 Подготовка к проекту  «Моя малая Родина»

Дневное и ночное небо. Солнце. Звёзды. Созвездия.

Камни как природные объекты. Значение камней в жизни людей. Распознавание камней.

Части растений. Представление о соцветиях.

Комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений.

Наиболее распространенные растения цветника, цветущие осенью. Распознавание растений цветника.

Деревья возле школы. Разнообразие формы и окраски листьев. Распознавание деревьев по листьям.

Лиственные и хвойные деревья. Распознавание хвойных деревьев.

Насекомые как группа животных. Разнообразие насекомых.

Рыбы – водные животные. Морские и речные рыбы.

Птицы. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Предметы домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и  транспортом. Правила дорожного движения.

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений по разделу «Что и кто?»

Как, откуда и куда? (12 ч.)

Семья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Подготовка к проекту «Моя семья»

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений. Опасность использования загрязнённой воды.

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов.  Правила безопасности при использовании электроприборов и электричества.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Работа почты.

Река и море. Движение воды от истока реки до моря. Пресная и морская вода.

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

Растение как живой организм. Жизненный цикл растения. Условия необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Животные как живые организмы. Жизненный цикл животных. Условия необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Забота о зимующих птицах. Правила подкормки. Устройство кормушки.

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, в городе, в природном окружении.

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.

Проверка знаний и умений по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Где и когда? (11 ч.)

Когда учиться интересно. Условия интересной и успешной учёбы.

Подготовка к проекту «Мой класс и моя школа»

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Дни недели.

Времена года. Месяцы. Зависимость природных явлений от смены времён года.

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения.

История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и  безопасности при езде на велосипеде.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

Проверка знаний и умений по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Почему и зачем? (22 ч.)

Солнце – ближайшая звезда к Земле. Форма, цвет, размер звёзд. Созвездие Льва.

Луна – спутник Земли. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков.

Радуга – украшение окружающего мира. Причины возникновения радуги.

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

Подготовка к проекту «Мои домашние питомцы»

Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу.

Звуки леса. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Важнейшие правила гигиены. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса – средства массовой информации. Интернет.

Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Устройство автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.

Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов. Устройство железной дороги.

Корабли – водный транспорт. Виды кораблей. Устройство корабля.

Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов. Устройство самолёта.

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта.

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

Освоение космоса человеком. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли.

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

Проверка знаний и умений по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние животные»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

1.  Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

2. Учебники:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

3. Рабочие тетради и пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.  Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.  Издательство «Просвещение», Москва, 2011 г.

 4. Методические пособия:

Максимова Т.Н. Уроки окружающего мира. Поурочные разработки. 1 класс. Издательство «ВАКО», Москва, 2012 г.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

Плешаков А.А., Румянцева А.А.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 г.

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства:

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.

Технические средства обучения:

 DVDплеер.

Мультимедийный проектор.

 Экспозиционный экран.

 Компьютер.

 Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

5. Классная доска.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Андреева М.М. /

«______» ______________ 2013  г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол №1  от «___»  августа 2013 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./

Календарно - тематический план

по окружающему миру

на 2013 - 2014 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение (1ч.)

1

1

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьём Вопросиком и Мудрой Черепахой.

02.09.-06.09.13.

Что и кто? (20ч.)

2

1

Что такое Родина? Первоначальные сведения о народах России, её столице, о малой родине.

3

2

Многонациональный характер населения России. Национальные праздники народов России. Единство народов России.

09.09.-13.09.13.

4

3

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы.

5

4

Подготовка к проекту «Моя малая Родина»

16.09.-20.09.13.

6

5

Дневное и ночное небо. Солнце. Звёзды. Созвездия.

7

6

Камни как природные объекты. Значение камней в жизни людей. Распознавание камней.

23.09.-27.09.13.

8

7

Части растений. Представление о соцветиях.

9

8

Комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений.

30.09.-04.10.13.

10

9

Наиболее распространенные растения цветника, цветущие осенью. Распознавание растений цветника.

11

10

Деревья возле школы. Разнообразие формы и окраски листьев. Распознавание деревьев по листьям.

07.10.-11.10.13.

12

11

Лиственные и хвойные деревья. Распознавание хвойных деревьев.

13

12

Насекомые как группа животных. Разнообразие насекомых.

14.10.-18.10.13.

14

13

Рыбы – водные животные. Морские и речные рыбы.

15

14

Птицы. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

21.10.-25.10.13.

16

15

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

17

16

Предметы домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

05.11.-08.11.13.

18

17

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

19

18

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и  транспортом. Правила дорожного движения.

11.11.-15.11.13.

20

19

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.

21

20

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений по разделу «Что и кто?»

18.11.-22.11.13.

Как, откуда и куда? (12 ч.)

22

1

Семья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Подготовка к проекту «Моя семья»

23

2

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений. Опасность использования загрязнённой воды.

25.11.-29.11.13.

24

3

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов.  Правила безопасности при использовании электроприборов и электричества.

25

4

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Работа почты.

02.12.-06.12.13.

26

5

Река и море. Движение воды от истока реки до моря. Пресная и морская вода.

27

6

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

09.12.-13.12.13.

28

7

Растение как живой организм. Жизненный цикл растения. Условия необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

29

8

Животные как живые организмы. Жизненный цикл животных. Условия необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

16.12.-20.12.13.

30

9

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Забота о зимующих птицах. Правила подкормки. Устройство кормушки.

31

10

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, в городе, в природном окружении.

23.12.-27.12.13.

32

11

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.

33

12

Проверка знаний и умений по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

10.01.-18.01.14.

Где и когда? (11 ч.)

34

1

Когда учиться интересно. Условия интересной и успешной учёбы.

35

2

Подготовка к проекту «Мой класс и моя школа»

20.01.-25.01.14.

36

3

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Дни недели.

37

4

Времена года. Месяцы. Зависимость природных явлений от смены времён года.

27.01.-31.01.14.

38

5

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

39

6

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

03.02.-07.02.14.

40

7

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

41

8

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения.

17.02.-21.02.14.

42

9

История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и  безопасности при езде на велосипеде.

43

10

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

24.02.-28.02.14.

44

11

Проверка знаний и умений по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Почему и зачем? (22 ч.)

45

1

Солнце – ближайшая звезда к Земле. Форма, цвет, размер звёзд. Созвездие Льва.

03.03.-07.03.14.

46

2

Луна – спутник Земли. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.

47

3

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.

10.03.-14.03.14

48

4

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков.

49

5

Радуга – украшение окружающего мира. Причины возникновения радуги.

17.03.-21.03.14.

50

6

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

51

7

Подготовка к проекту «Мои домашние питомцы»

01.04.-04.04.14

52

8

Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу.

53

9

Звуки леса. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

07.04.-11.04.14.

54

10

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные.

55

11

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

14.04.-18.04.14.

56

12

Важнейшие правила гигиены. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

57

13

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса – средства массовой информации. Интернет.

21.04.-25.04.14.

58

14

Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Устройство автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.

59

15

Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов. Устройство железной дороги.

28.04.-02.05.14.

60

16

Корабли – водный транспорт. Виды кораблей. Устройство корабля.

61

17

Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов. Устройство самолёта.

05.05.-09.05.14.

62

18

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта.

63

19

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

12.05.-16.05.14.

64

20

Освоение космоса человеком. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли.

65

21

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

19.05.-23.05.14.

66

22

Проверка знаний и умений по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние животные»

ИТОГО по программе

66 ч.

Выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Андреева М.М. /

«    » августа  2013  г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО

протокол №1  от «   »  августа 2013 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С  Окружающий   мир.  2  класс.   («Н...