Образовательная программа для 4 класса по окружающему миру. УМК Школа России
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 4 классе  составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования 2004г.
  • «Базисный учебный план для 3-4 классов общеобразовательных учреждений РТ», утвержденный приказом  МО и Н РТ от 9 июля 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан.
  • Учебный план МБОУ Базарно-Матакской гимназии   имени Н. Даули» на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом по МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули №39.1 от 28.08.2013г
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2005г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon окружающий мир231.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 4 классе  составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования 2004г.
  • «Базисный учебный план для 3-4 классов общеобразовательных учреждений РТ», утвержденный приказом  МО и Н РТ от 9 июля 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан.
  • Учебный план МБОУ Базарно-Матакской гимназии   имени Н. Даули» на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом по МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули №39.1 от 28.08.2013г
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2005г.

            Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2006

Плешаков, А А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс».  М.: Просвещение», 2005

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений;  при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год – 68.

Количество часов в I четверти – 18.

Количество часов во II четверти – 14.

Количество часов в III четверти – 20.

Количество часов в IV четверти – 16.

Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

– наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);

– выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

– проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

– работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

– работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • человек – часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;
  • взаимосвязи между природой и человеком;
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены, основы здорового образа жизни;
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей, товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы(с опорой на карту).

      Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Нормы оценок по окружающему миру.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-    нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
-    неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
-    ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
-    незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
-    отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
-    ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
-    неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

-    преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
-    неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
-    отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату


Учебно- тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы
содержания

стандарта

Планируемый результат освоения материала

Вид контроля

Характеристика деятельности учащихся

                                               

            Дата

                Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I четверть – 18 часов

Земля и человечество (10 ч)

1

Мир глазами астронома

1

Изучение нового материала

Солнце. Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

текущий

Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)

стр.. 4–8,
вопросы «Проверь себя»

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

1

Изучение нового материала

Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). . Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь работать

с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные
модели

фронталь-ный опрос

Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете.

Практическая работа

стр. 9–15, вопросы
с. 15, задания 1, 2

3

Звездное небо – великая книга
Природы

1

Изучение нового материала

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий

фронталь-ный опрос

Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия

С. 16–21,

«Проверь себя»,
написать
памятку

4

Мир глазами географа.
Глобус
и географическая карта

1

Изучение нового материала

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

фронталь-ный опрос

Наука «география». История создания глобуса. Первооткрыватели,

работа с глобусом

С. 22–29, вопросы

«Проверь себя», задания 1, 2

5

Пояса Земли

1

Изучение нового материала

Условия жизни
на Земле: свет,
тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба)

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать
на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

фронталь-ный опрос

Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли»;Работа с картой

С. 30–34, вопросы,
задания
1, 2

6

Мир глазами историка

1

Изучение нового материала

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

Тест

(10 мин)

Науки «история» и «археология»

С. 35–41, вопросы, задания
1, 2

7

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

1

Урок-игра

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

фронталь-ный опрос

Счет лет в истории. Работа с лентой времени

С. 42–46, вопросы,

задания
1, 2

8

Прошлое
и настоящее глазами
эколога

1

Изучение нового материала

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека
от природы и ее состояния

Уметь использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу,
выполнение правил
поведения в природе
и участие в ее охране

Тест
(5 мин)

Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)

С. 47–53, вопросы,
с. 52 «По-
думай!»

9

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Изучение нового материала

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе.  Охрана растительного и животного мира

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

фронталь-ный опрос

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

С. 54–62, вопросы, задания
по выбору

10

Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа.

1

Обобщение знаний

Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике

Самостоятельная
работа

Работа с тестами

Образование гор; работа по карте

Природа России (11 ч)

11

Равнины и горы России

1

экскурсия

Россия на карте.

Неживая и живая
природа.

Формы земной
поверхности.

Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

фронталь-ный опрос

Образование гор; работа по карте

С. 64–71, вопросы
«Заповедники России» прочитать

12

Моря, озера и реки России

1

Изучение нового материала

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тест

(10 мин)

Великие озера России.

Работа по карте

С. 72–77,
задание 4

13

Зона арктических пустынь

1

Изучение нового материала

Растения и животные, их разнообразие. Понимание
связи неживой
и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных

фронталь-ный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон. Работа по карте

С. 78–86,

вопросы «Проверь себя»,
задание 2

14

Тундра. Природа тундры

1

Изучение нового материала

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры

фронталь-ный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон.

Работа по карте

С. 87–97,

задания 1, 3 (по вариантам)

15

Леса России

1

Урок- игра

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой
и живой природы

Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов, правила
поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных леса

графичес-кий диктант

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

Работа по карте

С. 98–105, задание 1

16

Человек и природа. 

1

Изучение нового материала

Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Правила поведения в природе.

.

Понимать основные правила поведения
в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных .

провероч-ная работа

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники.

С. 106– 113,
вопросы «Проверь себя»,

составить памятку

17

Зона степей

1

Изучение нового материала

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

фронталь-ный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

С. 114– 122,
задания
1, 2

18

Пустыни

1

Изучение нового материала

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить
примеры представителей разных групп
растений и животных пустыни

фронталь-ный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон.

Работа по карте

С. 122–
131,
ответы на вопросы,

задания
1, 2

II четверть – 14 часов

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

II четверть – 14 часов

19 (1)

У Черного
моря

1

Изучение нового материала

Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны

Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

фронталь-ный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон.

Работа по карте

С. 132–
140,

задания
1, 4

20 (2)

Экологическое равновесие

1

Изучение нового материала

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе

Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять
правила поведения
в природе

Работа с Красной книгой родного края

Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)

С. 141–
142, под-готовить сообщение по проблеме

21 (3)

Обобщение по разделу «Природа
России». Проверочная работа.

1

Урок

контроля

Формы земной
поверхности. Разнообразие растений и животных

Уметь использовать
полученные знания
для поиска дополнительной информации о родной стране

Тест

Тематичес-кий

Природные зоны России

Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем  городе»

Родной край – часть большой страны (12ч)

Природные сообщества родного края (2–3)

22 (4)

 Родной край – малая Родина. Человек и природа.

1

Изучение нового материала

Наблюдение
в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города (села).

Уметь показывать
на карте родной край,
выполнять основные
правила поведения
в окружающей среде

текущий

. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.

С. 146,
устный рассказ «Мой край»

23 (5)

Поверхность нашего края

1

Изучение нового материала

Особенности
поверхности
(на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Уметь показывать
на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы
и изделия; объекты
неживой и живой
природы

текущий

Природные сообщества родного края (2–3)

С. 147– 153, задания 1–3,  вопросы «

24 (6)

Водоемы нашего края

1

Изучение нового материала

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки

Графичес-кий диктант

Растения и животные красной книги: сообщества водоем

С. 154– 158, вопросы, задание 2

25 (7)

Наши подземные богатства

1

Изучение нового материала

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Уметь использовать
полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов,
поиска дополнительной информации о подземных богатствах

текущий

Природные ископаемые родного края. Их использование человеком

С. 159– 170, вопросы, задание 3

26 (8)

Земля-кормилица

1

Изучение нового материала

Почва, ее состав

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять
признаки различных объектов природы различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

текущий

Почва, ее значение для жизни

С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле

27 (9)

Жизнь леса. Лес – при-
родное сообщество

1

Изучение нового материала

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,
приводить примеры представителей разных групп растений и животных .

работа с Красной книгой

Растения и животные красной книги: сообщества
лес, Грибы.

Съедобные и несъедобные (узнавание)

С. 175– 182, вопросы, задание 3

28 (10)

Жизнь луга. Луг – при-
родное сообщество

1

Изучение нового материала

графичес-кий диктант

Растения и животные красной книги: сообщества луг

С. 182– 190, вопросы, задание 5

29 (11)

Жизнь
пресного
водоема

1

Урок- игра

текущий. фрон-тальный опрос

Растения и животные красной книги: сообщества водоем

С. 191– 200, вопросы, задание 3

30 (12)

Растениевод-ство
в нашем крае

1

Изучение нового материала

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

Тест

(10 мин)

Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства

С. 201– 207,
вопросы

31 (13)

Незаметные защитники урожая

1

Изучение нового материала

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

фрон-тальный опрос

Виды растениеводства

С. 208– 213, вопросы, задание 2

32 (14)

Животновод-ство
в нашем крае

1

Изучение нового материала

Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными

фрон-тальный опрос

Виды животноводства. Ветеринария

С. 214– 222, вопросы, задание 3

III четверть – 20 часов

История первобытного человека. Счет лет в истории

33 (1)

Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой
страны». Проверочная работа.

1

Урок контроля

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять
правила поведения
в природе

Тест

История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории

С. 222,
вопрос 4

Страницы всемирной истории (6 ч)

34 (2)

Начало истории человечества

1

Изучение нового материала

Человек – часть
природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

фрон-тальный опрос

История первобытного человека. Счет лет в истории

С. 4–7,
вопросы,

задания
1–3

35 (3)

Мир древности: далекий
и близкий

1

Изучение нового материала

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

фрон-тальный опрос

История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории

С. 8–14, вопросы,

задание 2

36 (4)

Средние века: время рыцарей и замков

1

Изучение нового материала

Знать историю средних веков

фрон-тальный опрос

История феодального общества. Рыцарь

С. 15–21, вопросы,

задания
1–3

37 (5)

Новое время: встреча
Европы
и Америки

1

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой

фрон-тальный опрос

Открытие
Америки

С. 22–27, вопросы,

задания
1, 2

38 (6)

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

Закрепление знаний

Выдающиеся люди разных эпох

Знать выдающихся людей новейшего времени

фрон-тальный опрос

Новейшая история

С. 28–32, вопросы,

задания
1, 2

39 (7)

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа.

1

Урок контроля

Счет лет в истории. Человек – часть природы
и член общества

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

Тест

Древняя Русь

С. 28–32, вопросы, задание 3

 

Страницы истории Отечества (20 ч)

Древняя Русь

40 (8)

Жизнь древних славян

1

Изучение нового материала

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

фрон-тальный опрос

Столицы Древней Руси

С. 34–39,

вопросы,

задания
1–4

41 (9)

Во времена Древней Руси

1

Изучение нового материала

фрон-тальный опрос

Музеи. Экспонаты Древней Руси

С. 40–45, вопросы,

задание 2

42 (10)

Страна
городов

1

Изучение нового материала

тематичес-кий

Столицы Древней Руси

С. 46–54, вопросы, задание 2

43 (11)

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

Изучение нового материала

Выдающиеся  люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

фрон-тальный опрос

Музеи. Экспонаты Древней Руси

С. 55–58, вопросы, задания

44 (12)

Трудные времена на Русской земле

1

Изучение нового материала

Россия на карте
(границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать
события Куликовской
битвы

фрон-тальный опрос

Жизнь древних славян на Руси

С. 59–64, вопросы,

задание 2

45 (13)

Русь расправляет крылья

1

Закрепление знаний

фрон-тальный опрос

Историческая
карта

С. 65–69, вопросы,

задание 2

46 (14)

Куликовская
битва

1

Изучение нового материала

фрон-тальный опрос

Историческая
карта

С. 70–74, вопросы,

задания
1, 2

47 (15)

Иван Третий

1

Изучение нового материала

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

фрон-тальный опрос

Реформы Ивана Третьего

С. 75–81, вопросы,

задания
1, 2

48 (16)

Мастера печатных дел

1

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать
полученные знания
для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

фрон-тальный опрос

История книгопечатания на Руси

С. 82–86, вопросы,

задание 2

49 (17)

Патриоты
России

1

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

фрон-тальный опрос

С. 87–93,  вопросы

50 (18)

Петр Великий

1

Изучение нового материала

Выдающиеся
люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

тест

(10 мин)

Реформы Петра Великого

С. 94–100, вопросы, задание по вари-
антам

51 (19)

Михаил
Васильевич Ломоносов

1

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

Знать историю развития образования на Руси

фрон-тальный опрос

Образование на Руси

С. 101– 104,
вопросы

52 (20)

Екатерина
Великая

1

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

Знать реформы Екатерины Великой

тематичес-кий

Правление Екатерины Великой

С. 105–
111, вопросы, задания 1, 2

IV  четверть – 16 часов

Историческая
карта

53 (1)

Отечественная война 1812 года

1

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

фрон-тальный опрос

Историческая
карта

С. 112– 121,
вопросы, задание 2

54 (2)

Страницы истории
XIX века

1

Изучение нового материала

Россия на карте
(границы, города, места  изученных исторических
событий)

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России

фрон-тальный опрос

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

С. 122– 126,
вопросы, задание 2

55 (3)

Россия вступает в XX век

1

Изучение нового материала

Отдельные яркие
и наиболее важные события общественной
и культурной
жизни России

Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

тематичес-кий

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

С. 127– 135,

вопросы,

задание 2

56 (4)

Страницы истории 20–30-х годов

1

Изучение нового материала

Россия на карте
(границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России

фрон-тальный опрос

Историческая
карта

С. 136– 139,
вопросы,

задание 2

57 (5)

Великая война и Великая Победа

1

Изучение нового материала

Государственные праздники (День Победы)

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого
космонавта, выдающихся людей

фрон-тальный опрос

Историческая
карта

С. 140– 146,
вопросы,

задание 2

58 (6)

Страна, открывшая путь в космос

1

Изучение нового материала

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Уметь описывать
исторические события, пользуясь исторической картой

фрон-тальный опрос

История покорения космоса

С. 147– 152, вопросы, задание 3

59 (7)

История
вокруг нас. Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверочная работа.

1

Урок контроля

Охрана памятников истории
и культуры

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

тест

темати-ческий

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

С. 150,
задание 2

Современная Россия (9 ч)

История покорения космоса

60 (8)

Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина.

Изучение нового материала

Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.

знать/понимать

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

Основной
закон России и права человека

1

Изучение нового материала

Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники
(День Конституции)

Знать государственные праздники, Основной
закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

фрон-тальный опрос

Конституция – Основной закон Российской Федерации

С. 153– 159,
вопросы,

задание 2

61 (9)

«Дети имеют право на особую заботу
и помощь»

1

Изучение нового материала

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

фрон-тальный опрос

Права ребенка

С. 160– 163,
вопросы,

62 (10)

Мы – граждане России

1

Изучение нового материала

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Знать основной закон России и права человека, название нашей
родной страны
и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

тематичес-кий.

тест
(5 мин)

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

С. 164– 167,
вопросы,

задания
1, 2

63 (11)

Славные символы России

1

Изучение нового материала

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна,
герба, флага

фрон-тальный опрос

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

С. 168– 174,
вопросы,

задание
12

64 (12)

Такие разные праздники

1

Изучение нового материала

Государственные праздники (День
независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

Знать государственные праздники.

Уметь описывать
государственные
праздники, традиции
народов России

фрон-тальный опрос

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3):

обычаи, характерные особенности быта

С. 175– 179,
вопросы,

задание 2

65 (13)

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

Изучение нового материала

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

текущий

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

С. 180–
186,
пересказ

66 (14)

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)

1

Изучение нового материала

текущий

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3):

обычаи, характерные особенности быта

С. 187–
194,
пересказ

67 (15)

Путешествие по России (по Волге, по югу России)

1

Обобщение знаний

текущий

Графичес-кий диктант

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

С. 194–
205,
вопросы,

задание

68 (16)

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

1

Урок - игра

Тест

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

Написать реферат на тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 3 класс по окружающему миру УМК " Школа России" с УУД .

    КТП  составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования на основании традиционной программы , который рекомендована М...

Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру УМК "Школа России"

Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру УМК "Школа России"...

Программа и КТП по окружающему миру УМК Школа России

Прогамма по окружающему миру и КТП с 1 по 4 класс, УМК Школа России. КТП на триместры, оформлено по ФГОС (с УУД и т.д.)...

Программа 1-4 класс по окружающему миру УМК "Школа России"

Программа 1-4 класс по окружающему миру УМК "Школа России"...

Итоговый тест за 3 класс по окружающему миру УМК "Школа России"

Проверолчноя итоговая работа по окружающему миру в тестовой форме 3 класс  УМК "Школа России"...

Рабочая программа с КТП по окружающему миру (УМК "Школа России")

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему о...

Рабочая программа 1-4 класс по окружающему миру УМК " Школа России".

Рабочая программа 1-4 класс по окружающему миру УМК "Школа России"...