Главные вкладки

    Внеклассное занятие - проект "Наша малая родина"
    план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) по теме

    Головашкина Ирина Сергеевна

    Проект создан обучающимися 4 класса после изучения темы по окружающему миру "Родной край - часть большой страны".

     

    Цели проекта:

    - познакомиться с научно-популярной литературой о родном крае и научиться использовать её в собственной исследовательской деятельности;

    - расширить представление о крае, приобщиться к активной краеведческой работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_.doc185.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель МБОУ «Школа № 32» Головашкина Ирина Сергеевна

    Внеклассное занятие по окружающему миру «Проект «Путешествие по родному краю»

    Цели проекта:

    - познакомиться с научно-популярной литературой о родном крае и научиться использовать её в собственной исследовательской деятельности;

    - расширить представление о крае, приобщиться к активной краеведческой работе;

    - развивать исследовательские умения, мыслительные операции, творческие способности обучающихся;

    - способствовать формированию речевой культуры;

    - развивать коммуникативные умения;

    - воспитывать навыки культурного общения, взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – родитель».

    Задачи:

    - обучить учащихся навыкам проектной деятельности;

    - оформить результаты своих наблюдений, исследования в виде презентаций.

    Оборудование: карта Курской области,  презентация «Край родной навек любимый», фотоколлаж, таблица «Города Курской области», иллюстрации.

    Возраст учащихся: 9-10 лет (4 класс).

    Время работы над проектом: 3 недели.

    Мотивация к работе: удовлетворение от результатов собственного труда, коллективный интерес, стремление к самореализации.

    Процедура проведения проекта.

    Этап 1. Разработка проектного задания

    Задачи этапа – определение темы проекта, уточнение целей, формирование творческих групп и распределение в них ролей, постановка задач для каждой группы, определение источников информации.

    Класс делится на 3 группы, которые получают задания: собрать материал о городах Курской области, о знакомых и незнакомых местах нашего края, об играх и забавах Курской области;

    Этап 2. Разработка проекта

    Задачи этапа – сбор и уточнение информации,  корректировка действий учащихся. Учащиеся самостоятельно работают в группах. Учитель наблюдает и консультирует.

    Этап 3. Исследование

    Задачи этапа – отбор нужного материала, переработка сложных текстов, составление подборки фотографий к текстам.

    Этап 4. Оценка результатов

    Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий, оформление результатов, подготовка к представлению материала на уроке – презентация, фотоколлаж, инсценировка.

    Этап 5. Защита проекта

    Урок-презентация

    Задача этапа – коллективная защита проекта.

    ХОД УРОКА

    1. Мотивация.

    - Начать сегодняшнее занятие я хотела бы словами из стихотворения Василия Григорьевича Золоторёва. Это  курский поэт, член Союза писателей России, автор пяти стихотворных сборников.

    Чудесны ландшафтами курские дали -

    Поля, перелески, холмы и луга! -

    Они красотою великой рождали

    Великих, чью славу приносят века.

    - О какой красоте говорит поэт? (О красоте родного края)

    - О красоте Курской земли сложены стихи и песни.

    Демонстрация видеофильма «Наш Курский край»

    - Фильм был создан на песню педагоганашей школы О.А.Варданян.

    - На уроке окружающего мира мы говорили о нашем крае как части родной страны, но за один урок нельзя узнать достаточно о Курском крае.

    - Информации о нём в учебнике нет, поэтому  мы обратились к другим источникам информации (Интернет, книги, энциклопедии)

    II. Актуализация знаний.

    - На сегодняшнем занятии мы поговорим о нашей малой родине, но немного в другом ракурсе.

    - Вспомните, во 2 классе мы были на экскурсии «Курск героический», в 3 классе мы совместно с Областной картинной галереей им. Дейнеки совершили поездку по православным местам Курской области.

    - Зачем мы изучаем свой родной край? (чем больше мы будем иметь представлений о своей малой родине, тем больше будем ценить ее, и гордиться тем, что живем на такой земле.)

    III. Презентация проекта.

    - Сегодня, благодаря нашему проекту,  мы отправимся в виртуальное путешествие по Курской области.

    - Что является главным путеводителем в изучении края? (Карта)

    - С неё и начнём.

    Демонстрация карты Курской области.

    Выступление 1 группы.

    - Мы предлагаем новый туристический маршрут для путешествия по Курскому краю, разработанный специально для нашего проекта. В дальнейшем этот маршрут может быть использован туристическими агентствами города Курска.

    Курская область расположилась на юго-западе России. Она завоёвывает внимание своими живописными местами, множеством рек и озер. Помимо богатых природных ресурсов в области много культурных достопримечательностей и памятников архитектуры, которые привлекает любителей путешествий и культурного туризма. В Курской области много исторических памятников, посвящённых битве на Курской дуге и отражающих события Великой Отечественной войны. Всего же на территории области расположено более 4 000 памятников истории и культуры, в том числе 1 174 памятника археологии, 775 памятников истории, 2 260 памятников архитектуры, 10 памятников.

    Туристам будут интересны и некоторые другие города Курской области, в которых расположились многочисленные памятники истории, архитектуры и искусства.

    - Для наглядного представления о городах нашей области мы составили таблицу.

    Название города

    Герб города

    Год основания

    Население

    Дмитриев

    1779

    7600 чел.

    Железногорск

    1957

    96563 чел.

    Курчатов

    1968

    40973 чел.

    Льгов

    1152

    20579 чел.

    Обоянь

    1639

    13641 чел.

    Рыльск

    1152

    16110 чел.

    Суджа

    XVII

    5762 чел.

    Фатеж

    XVII

    5773 чел.

    Щигры

    XVIII

    16416 чел.

    Из множества городов области одним из самых известных считается Рыльск — один из древнейших городов не только Курской области, но и России. Он упоминается ещё в летописях домонгольских времен.

    Рыльск расположен в 120 км к западу от Курска на высоком правом берегу реки Сейм, между впадающими в него речками Рыло и Дублянь. Город стоит на холме и окружен холмами, с трех сторон окаймлен речными долинами.  

    Рыльск впервые упоминается в летописи под 1152 г. в составе Новгород-Северского княжества. С конца 12 в. - центр Рыльского удельного княжества.

    В середине 14 в. отошёл к Литве. В 1454 г. был отдан польским королём Казимиром IV  русскому князю Ивану Шемяке.  С 1522 г. в составе Московского государства.

    В 16-17 вв. пограничный город на южной окраине Русского государства.

    В конце 19 в. Рыльск являлся важным торговым центром (зерно, пенька, конопляное масло, сало, мёд и воск).

    В Рыльске сохранилось несколько десятков жилых и административных зданий XVIII—XIX веков. Православная архитектура представлена Покровским собором (1822), Успенским собором (1811) и Вознесенской церковью (1866). На окраине города (в селе Пригородная слободка расположен Николаевский монастырь с 3 церквями XVIII века. В городе работает краеведческий музей, основанный в 1919 году. Музей обладает богатой коллекцией предметов искусства.

    Дмитриев-Льговский расположен на левом берегу Свапы – притоке Сейма. Главный культурный объект Дмитриева – краеведческий музей (1919 год), где были собраны уникальные материалы и артефакты об истории Курской области. В Дмитриеве находятся два мемориальных комплекса, посвящённые героям Великой отечественной Войны.

    Железногорск — центр закрытого административно-территориального образования, на котором находятся военно-промышленные объекты с особым режимом.

    Железногорск — второй по величине город области после Курска.

    Михайловский ГОК - второй по величине комплекс по добыче и обогащению железной руды в России.  Комбинат расположен в городе Железногорске Курской области. МГОК обладает самыми крупными разведанными и предполагаемыми запасами руды в России.

    Курчатов – город в Курской области, наделенный статусом городского округа, 3-й по численности населения город в Курской области. Свое название получил в честь советского физика И.В.Курчатова. Город расположен на берегу Курского водохранилища, являющегося искусственным прудом-охладителем для Курской АЭС, вблизи реки Сейм, в 38 км к западу от Курска. Современный Курчатов считается одним из самых благоустроенных и красивых городов Курской области. В 2004, 2006 и 2011 годах Курчатов получал премию, как самый благоустроенный город. Благодаря чёткой планировке и широким улицам в Курчатове достаточно легко ориентироваться даже тем, кто посещает город впервые.

    Курская АЭС — атомная электростанция, расположенная в 40 км к западу от г. Курска на берегу реки Сейм. Состоит из четырёх энергоблоков общей мощностью 4 ГВт.

    Льгов расположен в живописной местности по обоим берегам реки Сейм. В черту города входит памятник природы – парк вековых дубов и ясеней, посаженных ещё в начале XIX века – любимое место отдыха жителей Льгова. Льгов – один из старейших городов курского посемья древней исторической области славянского племени северян, родина писателя Аркадия Гайдара и поэта Николая Асеева.

    Обоянь расположен в устье мелкой речки Обоянка, которая разбивает его на две половины, на берегу реки Псёл (приток Днепра). Обоянь, застраивавшаяся по плану 1784 года, сохранила купеческие постройки 19 века. Центральная часть Обояни оснащена непривычными для российских городов такой величины декоративными фонарями, что придаёт главным улицам особый колорит.

    Суджа расположен в юго-западной части Курской области, на правом берегу небольшой реки Суджи, районный центр. Суджа — один из старинных городов юга России. Сохранились архитектурные памятники XVIII-XIX вв.: Троицкая церковь (Вознесенская, 1812), в с. Замостье и Заолешенка, — 5-главые церкви XIX в.

    В Судже родились или жили художники Л.И. Соломаткин, М.В. Нестеров, актёр М.С. Щепкин, авиаконструктор М.И. Гуревич.

    На территории города расположены пищевые предприятия: маслодельный комбинат, мясокомбинат, консервный, крупяной заводы, а также  ковроткацкая фабрика.

    Фатеж стоит на берегу реки Усожа, являющейся притоком реки Свапы. В 1818 году в Фатеже заложили новую церковь в честь Покрова Божией Матери на углу улиц Северной (Карла Маркса) и Тихой. Через 27 лет вдова купца Елизавета Харичкова в память о покойном муже и на его капиталы воздвигла рядом Тихвинский храм, ставший одним архитектурным ансамблем с Покровским. В этом городе родился известный русский композитор Г. В. Свиридов и металлург академик А.А.Байдаков.

    Щигры расположен на речке Щигор. Главной достопримечательностью Щигров является Свято-Троицкий храм, построенный в 1801 году в соответствии с планом города, утвержденным Екатериной II. Поблизости от Щигров находится небольшое село Семеновка, которое раньше было имением Н.С. Тургенева - брата известного русского писателя И.С. Тургенева.

    Выступление 2 группы

    - Мы хотели бы продолжить путешествие по тем местам, где живут наши близкие и родные. Эти места либо очень известны, либо неизвестны совсем, но очень интересны.

    1) — В Рыльском районе в д. Марьино жила моя тётя Сотникова Людмила Алексеевна. Иногда мы с родителями приезжали к ней. Это очень известное место не только в Курской области.

    Дворец в Марьино был сооружён в период с 1811 по 1820 года в соответствии с проектом (1811—1812 годов) курского архитектора Карла Ивановича Гофмана.  Одновременно со строительством дворца был разбит пейзажный парк. На реке Избица устроен Большой Марьинский пруд.

    Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, открытости, художественной утонченности, высокой аристократичности. В ландшафтном парке находятся круглый и овальный пруды с двумя островками, соединенные тремя мостиками. На одном острове— 16-колонная княжеская купальня.

    2) - Деревня Горналь Суджанского района – удивительное место. Построенная на холмах и скрытая от ненужных глаз дальней дорогой, она вся пропитана спокойствием. Вокруг домов простираются впечатляющие виды, к примеру, на меловую гору Фагор, на небольшую речку Псел.

    - Даже ЮНЕСКО не преминуло отметить в своих данных Горналь, внеся деревушку в перечень самых красивых мест в мире.

    2) – В деревне Чаплыгино Золотухинского района живёт родная сестра моей бабушки. А в соседней деревне Матвеевка есть огромный пруд. На одном конце этого пруда вода падает с семиметровой высоты вниз и уходит в ручей, поросший густым кустарником. Если стоять рядом с водопадом, шум воды заглушает речь, и чтобы тебя услышал собеседник, нужно кричать.

    Матвеевское гидросооружение – это красивейшее место отдыха для приезжающих сюда из города людей.

    3) – В 15 км от села Гуево (Гуйва) Суджанского района есть бывшее имение князей Долгоруковых: на крутом склоне - парк, на полянке – дворец. Только он так и остался недостроенным, сохранились служебные помещения.

    Выступление 3 группы.

    - Для того, чтобы путь показался нашим гостям недолгим и неутомительным, мы предложим им несколько подвижных игр Курской области.

    - А поможет нам в этом дед Матвей.

    Инсценировка  

    Дед Матвей: - А хотите мы с вами поиграем! Вы знаете игру «Горелки»?

    - Знаем.

    - А в нашем крае эта игра называется «Задние колёса», а ведущий в игре шаля или вода.

    «Задние колёса»

    Все становятся парами друг за другом, впереди стоит вода, и кричит: «Задние колёса катитесь вперёд». Последняя пара отпускает  руки и бежит вперёд по обе стороны, стараясь опять сделать пару. Вода мешает им взяться за руки. Если вода раньше успевает одного из «колёс» схватить за руку, образует с ним пару, а оставшийся идёт «шалить».

    - А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Хрен – господин».

    «Хрен – господин»

    Все садятся на пол, одного, кто посильнее сажают «в корень», чтоб крепко держал. Задний зажимает переднего ногами  и обхватывают руками. Получается «куча мала»,  один человек ходит вокруг и припевает.

    Ой хрен – господин, да и кто тебя садил?

    Иван Селеван, Селеванова жена

    При дорожке жила, приговаривала, приколачивала:

    Пойди вутушка домой, пойди серая домой

    Тебе семеро детей, восьмой – селезень.

    Девятая – утка, утка Аксютка

    Утка Аксютка, селезень - Васютка, да

    Бык Петрушка – вот её дружка

    Десятая шутка, одиннадцатый кобель!

    Тяни себе за дверь.

    Ведущий первого вытягивает из грядки. А задние его не выпускают. Как вытянули, тогда ведущий и игрок ходят вдвоем, потом втроём и т.д., пока всех не вытянут из грядки.

    Дед Матвей:  

    -  Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках.

    - Мяч.

    - Да не простой, он украшен лентами, а в какую игру мы можем поиграть с таким мячом.

    - Правильно - «Мечевуха»

    «Мечевуха»

    Дети садятся по кругу, ноги согнуты в коленях, упор руками сзади.

    Водящий ходит по кругу и говорит слова:

    Раз, два барышок

    Три, четыре барышок

    Пять, шесть барышок

    Семь, восемь барышок

    Девять, десять барышок

    Со кацюльки долой

    Убирайся домой.

    Водящий бросает «мечевуху». Дети должны отбивать ногой. Кто отобьёт, остаётся на месте, кто не отобьёт тот становятся на место водыВода бросает «мечевуху». Дети должны отбивать ногой. Кто отобьёт, остаётся на месте, кто не отобьёт тот становятся на место водящего.

    Дед Матвей:     - Молодцы! А у меня ещё есть шапка. Игра в Курской области так и называется «Шапка».

    Считалочка: Шани мани, что под вами

                          Под железными плитами.

                          Шунчик – бунчик, сам Король,

                          Выходи на бравый бой.

    Дети стоят по кругу и перебрасывают друг другу шапку. Водящий должен забрать её. У кого последнего заберёт шапку, тот становится водящим.

    IV. Рефлексия.

    - Ребята, чему же мы посвятили наше занятие?

    (обобщили изученный материал о Курском крае и  защитили проект о малой родине)

    - Достиг ли урок главной цели? (Да, мы расширили представление о своей малой родине)

    - Выскажите свои впечатления и чувства от проделанной работы.

    - Что вы можете сказать о значении нашего края для государства Россия?

    - Что нового вы узнали?

    - Что научились делать?

    - Чем бы вы могли поделиться с товарищами?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Моя малая родина - Соловьевка"

    Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут...

    Внеклассное мероприятие"Моя Малая Родина"

    Данное мероприятие проводится после изучения символов республики, родного края. Обучающиеся активно участвуют  в подготовке мероприятия. Готовят презентации, аудиоматериалы. Знакомятся со слов ро...

    Внеклассное предметное мероприятие "Малая Родина-большая любовь"

    Цель: привить любовь к малой родине и сопричастности к родной истории.Задачи: 1) Развивать творческие способности, художественный вкус,    коммуникативные способности детей....

    Презентация к внеклассному мероприятию "Моя малая Родина"

    Данная презентация разработана  как описание села Кузнечиха Республики Татарстан. Может быть использована как образец. Либо педагогами  РТ, Спасского района для ознакомления родными краями, ...

    Внеклассное мероприятие "Моя малая родина"

    Данное мероприятие формирует представления учащихся о гербе и флаге города Данкова, символике России, способствовать формированию у учащихся понимания  значения  выражения: малая родина, спо...

    Внеклассное занятие " Моя малая Родина"

    Цели: ¨Расширить знания и представления учащихся об истории родного города;¨Совершенствовать формы краеведческой работы с младшими школьниками;¨Понимание неповторимости и богатства культурных тра...

    Конспект внеклассного занятия "Моя малая родина"

    Занятие проходило в рамках месячника по патриотическому воспитанию школьников.В данном занятии освещены вопросы " Моей малой родины".Дети рассказывали каждый о своем населенном пункте где проживают. Т...