Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Гармония
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Гронская Наталья Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_rabochaya_programmaosn.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по окружающему миру

     Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по окружающему миру в соответствии с учебно-методическим комплексом «Гармония» для четырехлетней школы (автор – кандидат педагогических наук, доцент О.Т. Поглазова), с учетом Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 час в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект  по курсу «Окружающий мир», рекомендованный Министерством образования и науки РФ:

- Поглазова  О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: учебник для 4 класса в 2 частях; – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006;  

- Поглазова  О.Т. Рабочая тетрадь. 2ч. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012;

- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей: 

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человек и его месте в природе и обществе;  

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

– развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

– ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

– усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

– освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

– формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

– воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Содержание курса

Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч)

Путешествия – источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки – источник знаний о прошлом. Движение Земли, Луны и счет времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счета времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени». Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности. Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление маятникового секундомера или модели водяных часов, минутомера (по выбору); освоение приёмов ориентирования на местности с помощью компаса.

Экскурсии в музей часов (часовой завод), на пришкольный участок.

Способы изображения предметов и местности (5 ч)

Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, её отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте. Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности

и физической карты.

Как изображают Землю (6 ч)

Представления древних о форме Земли. Земля – шарообразное космическое тело. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли. Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полеты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Искусственные спутники Земли, их использование.

Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».

Россия на географической карте (8 ч)

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоёмы родного края. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов.

Природные зоны и природные сообщества(14 ч)

Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.

Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества – моря, озёра, болота. Разнообразие растений и животных водоёмов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озёр и осушением болот. Местные водоёмы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ, рекламного плаката «Родной край». Экскурсии к водоёму, в лес (в окрестности города, посёлка).

Важнейшие события в истории Отечества (21ч)

Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде. Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы – памятники культуры России XV века. Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян.  Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV–XVII веков. Петр Великий – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского  государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра Великого. Россия времен Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII–XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства. Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая – День

Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации. Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; оформление страниц в тетради по истории родного края; ролевая игра «Я – экскурсовод по историческим местам родного края». Экскурсии: в исторический музей, в краеведческий музей, к историческим памятникам города или поселка.

Материки и океаны Земли (7 ч)

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга. Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору).

В результате усвоения

содержания курса «Окружающий мир» в 4 классе ученик должен

знать/понимать:

- названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся родного города;

- государственную символику России;

-  государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

-основные правила поведения в окружающей среде (на дороге, водоемах, школе);

уметь:

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы;

- различать части растения, отображать их на схеме;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы и вершины, моря и реки (без указания названий); границы России, некоторые города России;

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентированности на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установления связи между сезонными и изменениями в неживой и живой природе;

- ухода за растениями (животными);

- выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране;

- удовлетворении познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

                   КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Неделя

Содержание

Общ. кол-во час по разделу

Кол-

во

час.

по

теме

Дата

  к\р          с\р

I четверть (18ч)

Ориентирование в пространстве и во времени

7

1.

Путешествия – источник знаний

1

2.

Природные явления и счет времени

1

3.

Устройства для счета времени

1

4.

Историческое время. Лента времени. Проверочная работа №1

1

5.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта

1

6.

Компас. Ориентирование по компасу

1

7.

Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа.

1

Способы изображения предметов и местности

5

8.

Изображение предметов: рисунок, план, разрез

1

9.

Масштаб и его использование

1

10.

План местности. Топографические знаки

1

11.

Географические и исторические карты

1

12.

Представление о Земле древних народов. Форма и размеры Земли

1

Как изображают Землю

6

13.

Глобус – модель Земли

1

14.

Карта полушарий. Материки и океаны Земли на карте и глобусе

1

15.

Ориентирование в пространстве и во времени. Обобщающий урок. Контрольная работа №2

1

16.

Наука астрономия. Земля – планета Солнечной системы

1

17.

Освоение человеком космического пространства

1

18.

Солнце и звезды. Влияние Солнца на Землю

1

II четверть (14ч)

Россия на географической карте

8

19.

Россия на глобусе и географической карте. Родной край на карте России

1

20.

Равнины, горы, водоемы на территории России и родного края

1

21.

Горные породы и их образование

1

22.

Минералы и их свойства. Образование пещер

1

23.

Полезные ископаемые. Разведка и добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые, добываемые в родном крае

1

24.

Строительные материалы. Металлические руды

1

25.

Горючие полезные ископаемые. Экологические проблемы, связанные с их добычей и транспортировкой

1

26.

Чем богата природа России. Обобщающий урок. Контрольная работа №3

1

Природные зоны и природные сообщества

14

27.

Природная зона. Суровая Арктика

1

28.

Ранимая тундра

1

29.

Россия – страна лесов

2

30.

Степные просторы

1

31.

Жаркие пустыни

1

III четверть (20ч)

32.

Природа гор

1

33.

Природные зоны России. Обобщающий урок. Контрольная работа №4

1

34.

Природное сообщество. Жизнь в море

1

35.

Озеро, пруд. Экологические проблемы

1

36.

Богатства болот. Значение болот

1

37.

Жизнь луга. Как сохранять луга

1

38.

Природа родного края. Обобщающий урок

1

39.

Экскурсия в краеведческий музей

1

Важнейшие события в истории Отечества

21

40.

Откуда пошла Русь

1

41.

Киевская Русь. Крещение Руси

1

42.

Как распалась Киевская Русь

1

43.

Власть Золотой Орды

1

44.

Борьба с немецкими и шведскими захватчиками

1

45.

Расширение Московского княжества

1

46.

Иван Грозный. Ослабление Московского государства

1

47.

Смутное время. Борьба за независимость России

1

48.

Петр Великий. Российская империя

1

49.

Екатерина II. Расцвет науки и искусства

1

50.

Нашествие Наполеона. Отмена крепостного права

1

51.

Россия до 1917 года. Обобщающий урок

1

IV четверть (17ч)

52.

Октябрьская революция. Конец Российской империи

1

53.

Образование СССР

1

54.

Великая Отечественная Война

1

55.

Экскурсия к памятникам погибших воинов

1

56.

Послевоенные годы в Советском Союзе

1

57.

Начало перестройки. Современная Россия

1

58.

Россия в XX веке. Знаменитые соотечественники. Обобщающий урок

1

59.

История родного края. Народы, населяющие родной край. Знаменитые люди родного края

1

60.

Богатства родного края. Экологические проблемы. Будущее родного края

1

Материки и океаны Земли

7

61.

Материк Евразия. Исследователи Азии. Природа материка, народы, его населяющие

1

62.

Африка, ее природа. Исследователи Африки

1

63.

Америка. Первооткрыватели Америки. Природа Северного и Южного материков

1

64.

Австралия. Уникальные растения и животные Австралии

1

65.

Антарктида. Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка

1

66.

Кругосветные путешествия. Обобщающий урок. Контрольная работа №5

1

67.

Мы – жители планеты Земля. Бережное отношение к природе и историческим памятникам народов мира

1

Литература:

1. Поглазова  О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: учебник для 4 класса в 2 частях; – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.

2. Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь. 2ч. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

3. Поглазова  О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ" (2-3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Гармония" для 2 класса по ФГОС

Пояснительная записка + тематическое планирование с УУДами....

Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Гармония", 1 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Т.Поглазовой, входящей в УМК "Гармония", и предназначена для 1 класса. В программе представлены: пояснительная записка с указанием цели, за...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Гармония"...

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Гармония"

Рабочая программа по окружающему миру НОО 1-4класс по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...