Конспект урока "Мир растений" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Милованова Ольга Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Мир растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass_mir_rasteniy.rar616.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Милованова О.С.

Предмет:  Окружающий   мир.

Класс: 3  класс

Тип урока: «открытие» нового знания.

УМК: Перспектива

Технологическая карта

Тема

Мир растений

Планируемые результаты урока: 

-учащиеся должны научиться различать  водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения;

-приводить  примеры каждой группы, выделять их отличие.

-расширить первоначальное представление о растениях;

- находить в атласе  «Познай свой край»   примеры   растений своего края.

Формируемые УУД

Личностные:

  • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

   Познавательные:

  • формировать умение работать со знаково-символическими средствами (таблицами, схемами, рисунками) для создания модели изучаемого объекта;
  • создавать условия для овладения начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов;
  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Коммуникативные:

  • развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

Основные понятия

водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир»  3класс. Опорный конспект по теме урока.

  1. Печатные дидактические материалы
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Компьютер;
  4. Экран;

Презентация, выполненная в программе «Power Point»

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

«Хочу, потому что могу»;
 
( 2мин).

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

Приветствие гостей.

И я очень надеюсь, что сегодня здесь собрались любители и знатоки окружающего мира.

 Сегодня на уроке у нас очень много гостей.

– А теперь, давайте поздороваемся с нашими гостями.

– Садитесь.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

 Проверка домашнего задания

Проводит инструктаж .

Устанавливает рамки самооценивания

Предлагает отгадать кроссворд.

Организует работу   учащихся

Писарь – записывает решение;

2)     

Слушают учителя.

Учащиеся разгадывают кроссворд .

Ученик пересказывает.

В течение урока мы будем выполнять

задания. Каждое задание вы будете оценивать  с помощью разноцветных кружков.

Зелёный – задания выполнили верно.

Синий- испытывали трудности.

Дети работают с кроссвордами по теме  прошлого урока- «Почва».

   

П

1. Верхний слой земли, на котором растут растения.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

Ответы: почва, песок, перегной, плодородие

Проверка. Самооценка

Что растения получают из почвы?

А кто  обобщит имеющиеся  знания и  расскажет, как  растения получают питательные вещества из почвы? Спросить рассказ. Поставить отметку

 

Повторение материала о почве.

 научатся различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Фиксирование  предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о почве) при решении  и кроссвордов

III. Постановка проблемы

Цель.

создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач  

Создает проблемную ситуацию: Из каких частей состоят растения?

Организует беседу о значении определённых частей растений:

Предлагает назвать группы растений .                      

Задаёт вопросы

Дети смотрят на слайд , называют части растений.

Высказывают собственные предположения. Рассуждают

Делают  предположение.

-Могут

-Не могут

Дети смотрят на слайд, называют группы растений.

Дети отвечают на вопросы

Ребята, только что мы повторили, какие вещества получает растение из почвы, а с помощью какого органа растение может получать питание из почвы? (С помощью корней.)

-  А какие еще части растений вы знаете? Давайте заполним схему. (Слайд )

 А могут ли растения жить без какой либо части?

Используя слова-подсказки, сформулируйте тему урока.

Слова подсказки.

Это  «зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

Сегодня мы познакомимся с миром растений.

 А что вы уже знаете   о  растениях?

- На  какие  группы  можно  разделить  царство  растений?

- Как назвать растения первой группы?                            Травы

- Как назвать растения второй группы?                           деревья

- Как назвать растения третьей группы?                        Кустарники-

 Сегодня  мы  познакомимся  с  новой  классификацией  растений.  Узнаем    какие  группы  растений  выделяют  ученые.

В  каких источников можно найти информацию?
- На уроке мы будем пользоваться текстом.

Закрепление знаний о частях растений

  научатся сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Строить  рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

(Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последователь-

ность действий на уроке (Регулятивные УУД

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с делением растений на 5 групп .

Организует работу по карточке , с учебником на стр.78

Помогает  учащимся

Работают в группах

В ходе  групповой работы мы  с вами найдём  ответ  на этот вопрос.

 Правила работы в группе.

У каждой  группы   своя информационная карта. Вы должны  прочитать  инструкцию и  заполнить таблицу.

Водоросли

Мхи

Папоротники

Хвойные растения

Цветковые растения

 научатся использовать естественно -научные тексты с целью поиска

и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.

Учатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Дополняет ответы

учащихся

Выступает группа учащихся о водорослях

Слушают, рассказывают дополнительный материал

Выступает группа учащихся о мхах.

Выступает группа учащихся о папоротниках.

Выступает группа учащихся о хвойных растениях

Выступает группа учащихся о цветковых.

 Рассказ  учеников  о своих   исследованиях.

 В каждой группе  есть ребята, которые работали  с дополнительными источниками и приготовили интересную информацию .

  • Чаще всего водоросли – это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.

                                                                                                   

  • А хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – один из самых распространенных на Земле растений. Эти одноклеточные водоросли одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики  и Антарктики, горячих  гейзерах Исландии, почти в любых пресных и соленых водоемах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара Самые крупные из них не превышают 1,5 мм.
  • Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
  • В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками – «цветет», говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе – зеленая страна).

 Какие части растений присутствуют, а    какие – нет?

 Спасибо, оцените свою работу. А мы слушаем другую группу.

  •  Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. У мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.

Спасибо, оцените свою работу. А мы слушаем другую группу.

Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать  этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.  Рассказ о цветах лишь красивая легенда. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа  появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.

  • Папоротники – лианы высоко поднимаются по стволам деревьев; папоротники – эпифиты (т.е. живущие на стволах и ветвях деревьев.
  • Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.

                   Спасибо, оцените свою работу. А мы слушаем другую группу.

 

  • Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает  длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».

                                                                                                         

Самая большая группа – цветковые. Ученым  сейчас  известно  около  350  тысяч  видов  растений.  Из  них  почти  250  тысяч - цветковые.  

Вывод:  Таблица на слайде.

Могут ли растения жить без какой  либо части?

На какие  группы делят ученные растения?

Учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД)

Учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные

УУД)

Учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Vэтап. Физкультминутка (2 мин)
Задача учителя: организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания  о классификации  и численности растений.

Учитель читает название растений.

Учитель помогает  группам

Выполняют движения.

.Работают с таблицей

Проверка с  использовании

ем эталона,  предложен-

ного учителем

Оценивают свою работу, используя «кружочки»

Если   растение относится к группе водоросли-  махи руками.

Если   растение относится к группе цветковые - хлопки руками.

Хвойные- прыжки.

-календула. астра ,ель, липа, морская капуста, кувшинка, груша,картофель.

Попробуйте предположить , какая группа растений  наиболее богата в видами?

стр.134 вопросы. Расположить  в порядке увеличения числа видов.

Знания  какого предмета  помогут справится  с этой задачей?

- Поверили, оценили  свою работу.

  1. Какая группа  растений  наиболее  богата видами?
  2.  В  какой группе меньше  всего видов?
  3.  Перечислите группы растений в порядке  увеличения  числа видов?

На доске проверка

Оценивают свою работу, используя  « кружочки»

Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносят  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Читает вопросы для любознатель

ных

Показывает слайды «Редкие растения».

Дети отвечают на вопросы

Дети смотрят слайды.

  Вопросы для самых внимательных слушателей:

- Какие знания об одной из изучаемых групп помогут вам в походе, если вы поранили руку?  (мох сфагнум – хороший перевязочный материал, который дезинфицирует рану и впитывает любую жидкость)

- О чём вам скажет отсутствие мхов и лишайников?

- Что бы вы сказали девушкам, которые пытаются найти счастье в ночь на праздник Ивана Купалы?

- Можно ли прямо сейчас увидеть представителей группы папоротников? В классе растёт  НЕФРОЛЕПИС

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача  учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель,  три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

  • А, что думаете вы  по этому поводу?

Вывод :действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто».

ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА
ДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ».

Меня так  заинтересовала  эта тема, что я решила создать электронную книгу «Удивительные растения».

 Надеюсь, что вы мне в этом поможете.

Закрепляют знания о группах растений

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей  группы.

Оцените свою работу в группе.

Кто оценивает свою работу на “отлично”?

- Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

IX. Д/з.

У вас будет выбор.

-  создать страничку в книгу

 « Удивительные растения».

-подготовить сообщение о растении Челябинской области.

- выполнить  задания в рабочей тетради, используя информацию  из учебника.

 научатся использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карту) для поиска необходимой информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...