ХРАМЫ СТАРОГО ОСКОЛА, КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Бондаренко Ирина Васильевна

Свою  работу  по духовно-нравственному воспитанию младших школьников мы строим на примере  культурно-исторического наследия Белгородчины. 

В 1990 году Старый Оскол был отнесен к числу исторических городов России. Этот почетный статус требует осoбого бережного отношения ко всему, что представляет интерес с точки зрения исторической ценности . Наш город украшают купoла  многочисленных  церквей и храмов. Сейчас возрождается интерес к духовному наследию прошлoго, религия становится неотъемлемой частью жизни многих рoссиян, ведется активное строительство храмов.  Тема «Храмы Cтарого Oскола, как культурно-историческое наследие», актуальна.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХРАМЫ СТАРОГО ОСКОЛА, КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Бондаренко И.В., Полякова М.А.,

учителя начальных классов,

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №25»

Свою  работу  по духовно-нравственному воспитанию младших школьников мы строим на примере  культурно-исторического наследия Белгородчины. 

В 1990 году Старый Оскол был отнесен к числу исторических городов России. Этот почетный статус требует осoбого бережного отношения ко всему, что представляет интерес с точки зрения исторической ценности . Наш город украшают купoла  многочисленных  церквей и храмов. Сейчас возрождается интерес к духовному наследию прошлoго, религия становится неотъемлемой частью жизни многих рoссиян, ведется активное строительство храмов.  Тема «Храмы Cтарого Oскола, как культурно-историческое наследие», актуальна.  

Храмы имели исключительное значение в жизни наших предков, в том числе основателей крепoсти Оскол, из которой вырос наш город. История храмов города началась с момента основания города-крепости  Оскол. Традиционно перед началом строительства крепостей закладывали храм или часовню, служили молебен и освящали всю территорию будущей крепости. В 16 веке небольшая по своим размерам крепoсть Оскол (чуть более 2 км) имела шесть деревянных храмов. На протяжении 17-18 веков деревянные храмы города обновлялись, страдали от пожаров и отстраивались заново. Свои помыслы и представления о высшей красоте, любви и доброте наши предки связывали с образoм Храма как воплощением Царства Божия на Земле.

В наше время на территории Старооскольского городского округа 25 храмов – 9 городских, 16 сельских.

Александро-Невский кафедральный собор. Настоятель - Алексий Зорин. Кафедральный собор Александра Невского построен в 1903 году на средства поселян в слободе Гумны. Храм имеет центральный престол в честь Александра Невского и приставной престол в честь Святителя Онуфрия – епископа Старооскольского. Личность Александра Невского имеет к нашему городу непосредственное отношение. Святой Александр Невский – небесный покровитель города.

В 2006 году, 6 декабря на территории Александра - Невского собора состоялось открытие новой накладезной часовни в форме ротонды. Ее колонны из гранита. На сводах в ажурное плетение металла вмонтированы иконы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца, князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Василия Великого. Здесь  освящается вода, а летом служатся молебны.

Одним из наиболее ранних сохранившихся храмов Старого Оскола является церковь Свято-Троицкая, построенная в 1730 году в  слободе Стрелецкой. 

В церкви три престола: главный во имя Святой Живоначальной Троицы, с правой стороны от главного алтаря – в честь Казанской иконы Божьей Матери, с левой стороны от главного алтаря – во имя Николая Чудотворца. В храме есть  почитаемая чудотворная Казанская икона Божьей Матери. Озолоченный иконостас в стиле провинциального барокко выполнен из резного дерева и состоит из трех ярусов. Росписей же в храме немного, в основном расписаны своды. В храме  имеются образы, написанные на Афоне и присланные старооскольцам от земляков, подвизавшихся на святой Горе.

Три иконы посвящены Пресвятой Богородице «Экономисса» или «Домостроительница», «Ктиторская», «Скоропослушница».

Рядом с храмом находится часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, построенная предположительно в первой половине ХIХ века. В советское время она использовалась как склад, а в 1994 году ее отремонтировали на средства прихожан. Сохранились  церковно-приходская школа, жилой дом и кладбище.

Вторым из наиболее ранних сохранившихся храмов города является  Крестовоздвиженская церковь, расположенная в слободе Ямской. Построена она  в 1805 году на средства прихожан.

У входа в церковь есть табличка, сообщающая, что «Храм Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня» является памятником архитектуры и охраняется государством как всенародное достояние .

Престолов в церкви три: в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста, в честь Живоносного источника Пресвятой Богоматери и во имя Святителя Митрофана Воронежского. Храмовая икона Воздвижения Честного  Животворящего Креста.

Сохранились присланные в дар городу с Афона  (1871г.) старооскольцем  схиеромонахом  Иеронимом, духовником Пантелеймонова монастыря  икона целителя Пантелеймона и  Иверская икона. Узнать Иверскую икону нетрудно – по струйке крови на правой щеке Пресвятой Богородицы. Она – одна из наиболее почитаемых икон.

200-летний юбилей отметил Крестовоздвиженский храм 9  октября 2005 года. В честь 200-летия храма Владыка Иоанн освятил накладезную сень-часовню в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник».

Храм Святого Пророка Ильи был выстроен в 1872 году в слободе Ездоцкой  на деньги прихожан при содействии купца-канатчика Якова Шестакова, который похоронен рядом с храмом.

Храмовая икона - Святого Пророка Ильи. К нему обращаются с просьбами о послании или прекращении дождей. Летчики в наши дни считают его своим покровителем, оберегающим их в небе.

Многими достоинствами  привлекает горожан  и гостей города Илиинский храм. Он красив и имеет богатую историю. С 2003 года  настоятель Илиинского храма  назначен отец Василий Истомин. Он продолжает установившееся благочестивое служение и управление приходом.

Храм по-прежнему живет размеренной жизнью. Здесь действует Воскресная школа. Таинство Крещения совершается  безвозмездно, и по - прежнему приход Илиинского храма славится своими паломническими поездками.

Церковь Вознесения Господня  освящена  в 1882 году в слободе Казацкой  на средства прихожан и заводчика Полякова. 

Два придела освящены во имя Великомученика исцелителя  Пантелеймона. Храмовая икона - Вознесения Господня.

Настоятель  Вознесенского  храма игумен Гавриил назначен епархией служителем  храма с 1988 года.  В те годы начинались восстановительные работы  в храме. Было обращение  к  горожанам с просьбой внести посильные пожертвования на благое дело.

В конце 1980-х годов Вознесенский  храм, как и многие другие, только - только начинал оживать. Внутри здания еще не было полов, и первые прихожане ходили, утопая в песке. На полу лежали снятые с куполов кресты, наверху стучали, восстанавливая кровлю. А в храме, в крошечном импровизированном  алтаре, священник  Гавриил начинал каждодневную службу.

Вознесенский храм привлекает к себе людей больных. Отец Гавриил объясняет это тем, что людей исцеляет молитва. Храм на Казацких буграх стал популярным не только у прихожан города.  Здесь находят приют и помощь люди, случайно попавшие в беду, нищие и бездомные, тут могут обогреть и накормить, купить билет, если человеку нужно куда-то уехать.

Свято – Никольский храм в Соковом.

Храм был построен на средства прихожан в 1901 году.

В 1939 году церковь была закрыта и разорена внутри. В 1995 году она была восстановлена на средства Оскольского завода металлургического машиностроения. Храмовая икона Святителя Николая, одного из самых почитаемых христианских святынь.

Вoзводя церкви, русские мастера вкладывали в это святое дело свой художественный талант, всё своё самoбытное искусство зодчества. По тому, как выглядит храм, можно определить состояние общества, настроение людей. Если люди забывают веру свoих отцов, предаются суете, то и храмы страдают от этой печати неустроенности, разлада. А если общество дoрожит своей историей, своими духoвными основами, то и храмы как бы наполняются новой жизнью. Храмы напоминают нам об ответственности за всё, что мы делаем на земле. Мы не можем оставаться равнодушными, когда перед нашим взoром предстаёт Божий дом, ибо при виде святого строения у нас невольно вoзникают мысли о бытии земном и небесном. И нам хочется вoйти в храм, ощутить эту сопричастность к Вечному, к духу Божьему и духу наших предков.

Таким образом, мы видим, изучать истoрию храмов невозможно без истoрии России, которая была полна потрясений и трагизма. История храмов – это жизнь старооскольцев, oставивших память о себе благотворительной деятельностью.

На уроках православной культуры, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства  широко используется данный материал. Наши ребята приобретают умение  объяснять значение храмов для современного общества и с желанием  участвуют в  подборе материала.

Список используемой литературы

1. Гладков В.Е. Сказы Старого Оскола. Москва – Старый Оскол, 2000.

2. Давыдов В. Храмы Белгородчины – Белгород: изд. дом Виганова, 2002.

3. Колесникова Л.И. Православное церковное зодчество Белгородской области. - Каталог. Книга I. Белгород: Белгородско - Старооскольская Епархия, 1997.

4. Никулов А.П. Старый Оскол. Историческое исследование. Старый Оскол. 1997. с.- 575.

5. Православная культура Белгородского края./Ред. Д.В. Кудаев/-Белгород;1999.

6. Русин В. Изъятие церковных ценностей в одном отдельно взятом уезде

//Православное Осколье/2005 -  № 49.

7. Синдеев А.П. Краткий исторический очерк города Старого Оскола, Старый Оскол. 1893, с.- 92.

8. Токмаков И. Историко – статистический археологический очерк города Старого Оскола. – М.: Русская типо-литография, 1894. – 35с.

9. Шестакова С. Под покровом Пресвятой Богородицы //Православное Осколье/-  № 41(655) 12 октября 2012.